Налоговая реформа, на рекламу которой государство потратило тысячи евро, преподнесла многих жителям Латвии неожиданный сюрприз: они оказались должны бюджету немалые суммы. А если точно: около 48 тысяч латвийцев, включая более 6000 пенсионеров и инвалидов, в один миг задолжали государству пять миллионов евро. Суммы долга у людей самые разные: от нескольких центов до 650 евро. Долги до одного евро можно не возвращать, а вот что делать с более серьезными суммами? Платить? Ждать амнистии? И что нужно сделать, чтобы ситуация не повторилась в будущем году?
Ольга ЛЕВИНА
Итак, откуда растут ноги у этого бардака с налоговыми долгами? Во всей этой ситуации виновата налоговая реформа, введенная министром финансов Даной Рейзниеце-Озолой. Причем еще во время презентации законодатели очень невнятно, но допускали, что в Латвии будет некоторая категория жителей, которые окажутся должны государству. Только потому, что налоговая реформа предусматривала сразу две дифференцированные ставки по налогу (дифференцированные — значит меняющиеся в зависимости от суммы зарплаты, а не постоянные, как было ранее): это необлагаемый минимум, а также сама ставка подоходного налога. Строго говоря, мало в какой стране мира есть такой нескрываемый бред — сразу две меняющиеся ставки по налогам, которые создают очевидные нескрываемые трудности как для самих плательщиков налога (сложность и непрогнозируемость), так и для администрирования налогов.
Как становятся должниками? Примеры из жизни
Напомним, подоходный налог в Латвии взимается по двум ставкам. Для заработных плат до 1667 евро — 20 процентов, а для заработных плат свыше этой суммы — 23 процента. Как это выглядит на практике?
Пример 1-й. Ирина работает на предприятии полный рабочий день и получает на бумаге 1867 евро в месяц. С ее заработной платы до 1667 евро работодатель платит налог по ставке 20 процентов, а с остаточных 200 евро налог взимается по ставке 23 процента.
Кто же оказался в списке налоговых должников? Как правило, это несколько групп людей. В 90 процентах случаев за год у них изменился размер доходов, и система Службы государственных доходов (СГД) просто не могла это учесть. Это влияет не только на размер ставки, по которой платится подоходный налог, но и на размер необлагаемого минимума. Как известно, необлагаемый минимум тоже зависит от уровня зарплаты: чем она больше, тем необлагаемый минимум меньше. В итоге если человек, положим, прошлый год не работал, а в этом стал официальным работником, то это первая группа риска для того, чтобы попасть в список налоговых должников. Или если у человека есть несколько источников дохода — например, авторские гонорары из разных мест.
Дело в том, что СГД видит только общую годовую картину — общий годовой доход, от которого и будет зависеть размер ставки подоходного налога и необлагаемого минимума. Может получиться так, что за работника ежемесячно уплачивали налог по ставке 20 процентов, а годовой итоговый подсчет говорит о том, что общие доходы таковы, что ставка должна быть 23 процента.
Пример 2-й. Ольга работает на предприятии, а в свободное время выполняет творческие заказы и получает за это гонорар. На основной работе ее зарплата составляет 1667 евро до уплаты налогов, и еще 300 евро она получает в виде гонораров.
На основной работе работодатель платил за нее налог в размере 20 процентов ежемесячно. С гонораров также платился налог в размере 20 процентов. Однако по итогам года ее общая зарплата вместе с гонорарами превысила ту сумму (20 004 евро), которая облагается ставкой в 20 процентов. Общие годовые доходы Ольги составляют 23 604 евро. Значит, к ее зарплате до 20 004 евро будет применен налог в размере 20 процентов, а с оставшейся годовой суммы в размере 3600 евро налог будет уже 23 процента.
Но поскольку за Ольгу весь год платили только 20 процентов, образовалась недоплата перед СГД. Ей надо будет самой заплатить три процента с 3600 евро — всего 108 евро.
Пример 3-й. Светлана молодая мама, которая вышла из декрета и начала работать в январе 2018 года. Ее зарплата — 1200 евро до уплаты налогов.
СГД посчитал, что ее необлагаемый минимум — 100 евро (на период с января по июль 2018 года), потому что ранее она не работала. Однако необлагаемый минимум свыше 1000 евро нулевой — следовательно, Светлана стала налоговым должником. Уже во второй половине года СГД получил актуальную информацию о реальном необлагаемом минимуме Светланы, и за второе полугодие долга у нее не будет.
Платить или не платить?
Как узнать, являетесь ли вы налоговым должником? СГД информирует вас об этом либо через почту, либо через систему EDS. Если вы видите после заполнения декларации слово «pārmaksa», это значит, что государство вам должно вернуть переплаченные налоги. А если слово «piemaksa», обведенное красной рамкой, — вы должник государства. И эту указанную сумму долга надо вернуть в бюджет. Как и когда?
Во-первых, многие считают, что если они не будут подавать налоговую декларацию за прошлый год, то как бы и долга своего не увидят — а следовательно, и платить не надо. Нет! Если у человека есть налоговый долг, СГД само найдет должника и напомнит ему о подаче декларации. Ее надо в обязательном порядке заполнить до 1 июня 2019 года.
Во-вторых, погасить долг тоже придется в обязательном порядке. Здесь есть несколько нюансов. Чтобы уменьшить или полностью списать долг, можно подать в СГД документы об оправданных расходах (на образование, медицинские услуги и др.).
Пример 4-й. Годовые доходы Александра — 10 000 евро. За год на медицинские услуги он потратил 650 евро и еще на кружки по интересам для сына — 250 евро. Какой налоговый возврат начислят для Александра?
20 процентов с 600 евро — 120 евро.
20 процентов с 200 евро — 40 евро.
Всего — 160 евро.
Поскольку Александр потратил на медицинские расходы 650, а не 600 евро, остаток в размере 50 евро в системе EDS автоматически переносится на следующий год.
На днях будет еще одно важное нововведение. Сейчас закон обязывает должника заплатить долг до 17 июня 2019 года. Но с большой долей вероятности будет внесено изменение в законе «О подоходном налоге с населения», согласно которому можно будет при желании продлить срок уплаты налогового долга до 1 декабря 2020 года.
И, наконец, еще одно важное нововведение, которое также уже направлено в Сейм от министерства финансов: налоговые долги до одного евро будут прощены. Дело в том, что если у человека, положим, налоговый долг 30 центов, то за его оплату банк возьмет комиссию в 36 центов. Это считается несоизмеримыми тратами.
И, наконец, главный вопрос: нужно платить или можно надеяться, что долг простят? Пока информации об амнистии долгов не поступало, несмотря на то, что большинство членов правительства сегодня критикуют налоговую реформу, породившую неприятности для граждан. И, возможно, с 2021 года ее даже отменят. Но, в любом случае, в 2019 и 2020 годах нам всем придется жить с этой налоговой реформой, которая сейчас действует. А значит, заплатить долг придется.
Согласно действующему законодательству, если в отведенный срок не уплатить долг по налогу, к должнику применяются штрафные санкции — пени в размере 0,05 процента суммы неуплаченного основного долга за каждый просроченный день. Если же у человека нет возможности заплатить долг, СГД рекомендует написать заявление с просьбой продлить срок через EDS в разделе «Переписка с VID».
Сам себе бухгалтер
Что нужно сделать для того, чтобы избежать таких ситуаций в будущем году? Самое главное — нужно понять: следить за своими доходами и применяемыми налогами придется самостоятельно, не полагаясь на своего работодателя и СГД. Только так можно свести к минимуму риски долгов по налогам. Потому что никто, кроме вас самих — ни бухгалтерия, ни СГД, — не видят полной картины ваших доходов, особенно если они складываются из нескольких источников.
Главное внимание нужно уделить регулярному отслеживанию своих доходов. Для всех полученных доходов (при этом для суммы брутто, указанной в договоре, — до расчета налога): как для заработной платы, так и для пособий и пенсий, сумм, полученных по договорам подряда и авторским соглашениям, сумм, вырученных при продаже недвижимого имущества, выигрыша в азартные игры и лотереи, сумм, полученных при продаже лесоматериалов или металлолома, и т. д.
Следует понимать, что в декларации все полученные в течение года доходы суммируются и налог рассчитывается на основе итоговой суммы!
Как только доходы достигли 20 004 евро в год, в EDS необходимо сделать отметку о применении ставки в 23 процента. Начиная со следующего месяца после того, как была сделана отметка, основной работодатель (которому подана электронная налоговая книжка) к доходам от наемного труда будет применять ставку в 23 процента. Как сделать эту пометку? В системе EDS в личном профиле надо зайти в раздел «Моя налоговая книжка». И, открыв этот раздел в графе «Применять ставку в 23 процента», поставить галочку. Также нелишне проверить, присоединена ли ваша налоговая книжка к конкретному работодателю. Если такой отметки нет, это минус вашим доходам: в этом случае СГД не применяет необлагаемого минимума к зарплате.
Можно самому в электронной налоговой книжке отметить, чтобы СГД применяло нулевой необлагаемый минимум, если у вас ситуация такая, какая была у Светланы из нашего примера. То есть в прошлом году не работали, а в этом стали получать официальную зарплату свыше 1000 евро на бумаге.
Еще совет: во всех случаях, когда ожидается, что планируемые доходы за 2019 год превысят доходы за 2018 год, рекомендуем проконсультироваться с бухгалтером вашего предприятия. Есть несколько возможностей: например, пересмотреть прогнозируемый месячный необлагаемый минимум или применять к доходам ставку не в 20, а уже в 23 процента. Последнее особенно касается получателей авторского вознаграждения, чьи общие годовые доходы превысят 20 004 евро.
Особое внимание необлагаемому минимуму следует уделить мамам, возвращающимся из отпуска по уходу за ребенком, студентам, бывшим безработным, лицам, возвращающимся на работу после продолжительной болезни, работающим пенсионерам и получателям пенсии по инвалидности.
Не стесняемся просить разъяснений!
Стоит упомянуть и о том, что в системе СГД бывают ошибки и даже курьезы. Так, в начале марта в социальной сети появилась история женщины о том, что ее отцу — неработающему инвалиду начислили налоговый долг в размере 294 евро. Как такое могло получиться, не понимал никто, включая бывшего министра финансов и автора налоговой реформы Даны Рейзниеце-Озолы. Оказалось, что Агентство государственного социального страхования (VSAA) в результате ошибочной обработки данных отправило СГД неправильные данные об удержанном подоходном налоге.
Позже выяснилось, что Агентство государственного социального страхования в результате ошибочной обработки данных отправило в СГД неправильные данные об удержанном подоходном налоге с более 6000 получателей пенсии. Ошибка идентифицирована и уже исправлена.
Долги по налогам есть и у других пенсионеров, они колеблются от нескольких центов до нескольких десятков евро. VSAA пояснило, что в общей сложности отправило в СГД неправильные данные об удержанном налоге с 6098 получателей пенсии. Причина кроется в ошибочной обработке данных; она коснулась тех, у кого в 2018 году изменился размер пенсии, — например, добавился накопленный стаж.
Отмечается, что VSAA исправит ошибку самостоятельно и приходить в агентство нет необходимости.
Другими словами, если у пенсионера возник налоговый долг перед государством, не стоит его тут же выплачивать — сначала надо разобраться, почему он возник. Вполне возможно, что речь идет об ошибочно предоставленных данных. Если ошибка подтвердится, СГД автоматически погасит насчитанный долг по налогам.
Кстати, СГД советует: люди, у которых при подаче годовой декларации о доходах возникли вопросы о долге или переплате, могут вначале изучить детальную версию декларации, которая доступна в системе электронного декларирования и где можно проследить все полученные в течение года доходы и рассчитанный налог. Если человеку все же непонятно, откуда взялся долг, можно обратиться за консультацией к специалисту налоговой службы в разделе переписки EDS, и тогда простым языком вам пояснят все цифры ваших личных финансов за прошлый год.
«Мало в какой стране мира есть такой нескрываемый бред — сразу две меняющиеся ставки по налогам, которые создают очевидные нескрываемые трудности как для самих плательщиков налога (сложность и непрогнозируемость), так и для администрирования налогов.
«Если у пенсионера возник налоговый долг перед государством, не стоит его тут же выплачивать — сначала надо разобраться, почему он возник. Вполне возможно, что речь идет об ошибочно предоставленных данных.
Анна и Сергей Литвиновы: «Рига в наших романах непременно появится!» Следующая публикация:
Гидон Кремер: «Хочу удивляться и удивлять!»