Патогенные излучения пронизывают всю атмосферу Земли. Сможет ли человек приспособиться к изменениям в природе, которые сам вызвал?
* Магнитная буря… от трамвая
* Микроволновка в каждом кармане
* Звук как невидимый убийца
* Физкультура защищает от вредной среды
* Гендерные загадки природы
Ещё не так давно, чтобы позвонить родственникам в другой город, надо было заказывать переговоры на почте, по телевизору мы смотрели две программы, писали от руки письма друзьями и родным, документы печатали на печатных машинках под копирку, понятия не имели о микроволновках и скоростном Интернете. Как изменился мир за какие-то тридцать-сорок лет!
С одной стороны, жить стало намного комфортнее, а с другой стороны — техногенная революция принесла свои издержки. Как они влияют на окружающую среду и человека? Об этом «Суббота» беседует с латвийским психофизиологом, доктором биологических наук, профессором Дмитрием Ширяевым.
Больше тревожимся, хуже спим, быстрее стареем
— Дмитрий Анатольевич, вредное воздействие мобильников на организм человека уже доказано. При разговорах по мобильному телефону многие стали пользоваться наушниками. Но сами-то эти сигналы — они же буквально пронизывают сегодня всю атмосферу Земли. Мы их не чувствуем, но они как-то влияют на нас?
— Конечно, влияют. Природные факторы — землетрясения, бури на Солнце, цунами, глобальное потепление и пр. — тоже влияют. Причём вызвать их теперь может и вмешательство человека. А рукотворные факторы — это промышленность и всё, что с ней связано: химические отходы, физические поля, шум, вибрация, электромагнитные поля.
Чувствительные люди реагируют на магнитные бури, связанные с солнечной активностью. Но мало кто догадывается, что когда рядом проезжает трамвай — это тоже будь здоров какая магнитная буря. Город пронизан километрами электропроводов — они в воздухе, в стенах домов, под землёй. Даже полы у нас теперь с подогревом. И всё это создаёт напряжённые электромагнитные поля. Но люди не задумываются о последствиях, потому что они проявляются не сразу, а через годы, десятилетия и даже через поколение.
Мне довелось участвовать в многолетнем исследовании в Ленинграде на тему того, как влияет на работников телестудии постоянно повышенный электромагнитный фон. Там была настолько мощная передающая антенна, что рядом с ней можно было включать электроплитку без всякой проводки. Через 7-14 лет у работников этой телестудии возникал некий диэнцефальный синдром — не конкретные заболевание, но различные расстройства: у кого-то начало прыгать давление, у кого-то появилось учащённое сердцебиение, нарушение сна, изменение гормонального фона. То есть была нарушена саморегуляция организма.
Мне самому пришлось много лет работать с медицинскими приборами. В энцефалографе был мощный магнит. Я заметил, что как только наклонюсь над ним, начинаю испытывать какое-то беспокойство, чувство тревоги, страха.
Что касается мобильных телефонов, то тут есть масса исследований. В двухтомнике «Мозг в электромагнитных полях» описаны всевозможные эксперименты с людьми, опыты над животными. Вывод такой: плохо, когда слишком сильное магнитное поле, и плохо, когда его совсем нет. Повышенный электромагнитный фон влияет на репродуктивную функцию и ускоряет процессы старения.
Попали в сотовые сети
— Мобильник — это мини-микроволновка, которую мы всегда носим с собой. Причём она излучает ультракороткие волны, которые находятся в самом начале вреднющего для человека диапазона. Чем выше частота и короче волна, тем излучение мощнее и вреднее. Самые короткие — гамма-волны — вообще убийственны.
К тому же мобильник даёт тепловой эффект — он прогревает ухо и всю голову. Если мы говорим по мобильному телефону много раз за день и не по две минуты, а по полчаса, то обязательно начнутся описанные выше расстройства. Даже если ваш телефон выключен, он посылает сигналы. В тоге у нас эфир чем-то только не пронизан: wi-fi, телевидение, коммуникационные вышки кругом стоят… И ладно бы одна была компания мобильной связи, а их у нас три, и каждая ставит свои вышки. И радуются: мы всю Латвию покрыли мобильной связью! С одной стороны, хорошо, с другой стороны — ничего хорошего. Речь идёт об электромагнитом загрязнении среды. А это ведёт к психосоматическим, неврозным и вегетативным расстройствам (тревожность, бессонница, пульс, давление, пищеварение, потливость и пр.).
В развитых странах установлены санитарные нормы на напряжённость электромагнитного поля. У нас их нет. Хотя министр среды в Латвии есть. Вы видите какую-то его деятельность по защите среды? В лучшем случае мы слышим призывы сортировать мусор.
— Сейчас над каждой крышей высотки протянуты десятки телевизионных кабелей. Я живу на 9-м этаже, и над моей головой тянутся тридцать таких проводов. Это не опасно?
— Кабели и проводка влияют на нас в меньшей степени. Магнитное поле вокруг них локальное. В отличие от принимающих и передающих антенн. Если они у вас установлены на крыше, то ничего хорошего для жильцов в этом нет.
Войти в ступор, чтобы не сойти с ума
— Объём информации, которую вынужден перерабатывать мозг, растёт. Это развивает наш мозг или, наоборот, угнетает его?
— Угнетает. Ещё лет тридцать назад в науке появилось определение — «информационный невроз». Но человек в высшей степени саморегулирующееся существо. Когда мы устаём, мы перестаём что-либо воспринимать и переключаемся на другую деятельность или отдых. Физиолог Павлов ввёл термин «охранительное торможение». Когда на нас обрушивается слишком много стрессовой информации, мы входим в ступор. Кора головного мозга отключается, чтобы нейронные сети не «перегорели».
— Но от телевизора, к примеру, вечером трудно оторваться. Даже если смотришь лёгкие передачи или кинокомедии, потом не можешь уснуть. Почему?
— Меняется функциональное состояние мозга. У нас есть так называемый зеркальный нейрон. Когда мы смотрим динамичный кинофильм, даже лёжа на диване, у нас непроизвольно сокращаются те же мышцы, что и у героев кино. Кто-то рядом зевнул — нам тоже захотелось зевнуть. Улыбнитесь даже незнакомому человеку на улице — он тоже улыбнётся в ответ. Мы наблюдаем за теми, кто выполняет какие-то физические упражнения, и наши зеркальные нейроны передают сигналы тем же самым мышцам. Мы как бы копируем друг друга. Это очень важный механизм, заложенный природой, который позволяет нам жить в социуме, обучаться у других. Следя за событиями на телеэкране, вы активизируете мозг и тело.
Акустическая атака
— Уровень шума в городе непрерывно растёт. Больше машин, мотоциклов, «скорые» теперь ездят с оглушительными сиренами, молодёжь ходит на концерты и дискотеки, где уровень децибелов зашкаливает. Где порог устойчивости психики к шуму?
— Да, впору ввести термин «вредная музыка». Хотя музыка не вредна сама по себе, вредна её громкость. Был случай, когда популярная рок-группа давала концерт на улице, мощные акустические системы были направлены на слушателей. Так в пруду по соседству подохла рыба.
Но самые опасные — низкочастотные компоненты. Их называют неслышимыми убийцами. В городе даже не так страшны звуки, которые мы слышим, а именно инфразвуки, которые мы не слышим, но они на нас воздействуют. Это вибрация.
Вспоминается статья из одного французского журнала. В одном конструкторском бюро сделали капитальный ремонт. Инженеры вернулись на свои рабочие места, и вот беда: час-два проходит, и у кого-то начинает болеть голова, кого-то начинает тошнить и т. п. Всё проверили, осмотрели, обстучали — ничего не нашли. Причина открылась случайно: один сотрудник опёрся ладонью о стену и почувствовал лёгкую вибрацию. Оказалось, при замене вентиляции в трубе поставили вентилятор, который генерировал колебания в этой трубе частотой семь герц. А каждый наш орган имеет собственную частоту колебаний. Мозг как физическое тело имеет как раз частоту семь герц. И происходил резонанс. Вы же знаете классический пример, когда рота солдат шагает в ногу, и если частота колебаний строевого шага совпадёт с частотой колебаний моста, тот рухнет. Вот тут имел место тот же эффект. Поменяли вентилятор на другую частоту, и всё стало хорошо.
Мои знакомые приобрели квартиру над рестораном. Боялись, что пьяные гости будут шуметь до утра. Нет, ничего. А вот вытяжки, вентиляции, холодильники не давали спокойно жить. Из санэпидстанции приходили, замеряли децибелы: уровень шума в норме. А нормативов на инфразвук у нас нет. Его никто не замеряет. А ведь он очень опасен. Сейчас даже существует инфразвуковое оружие. Его применяли американцы во время войны в Ираке: ставили на грузовики инфразвуковые пушки и направляли их на войска противника. В рядах иракских солдат возникала паника. Сейчас об этом помалкивают, но недавно показали водителей этих грузовиков — они полные инвалиды. Американские водители получили инфразвуковые ожоги.
Эмоции гасит физическая активность
— Какие правила психогигиены вы прописали бы человеку, чтобы он мог свести к минимуму воздействие вредных техногенных факторов?
— Человечество уже никогда не откажется от телевидения, сотовой связи, wi-fi… Но если вы не хотите перейти на транквилизаторы и антидепрессанты, увеличьте физическую нагрузку, как ни банально это звучит.
Возьмём пример из жизни наших пращуров. Первобытный охотник пошёл на охоту. Раздвинул лианы — а перед ним саблезубый тигр, тоже голодный и тоже вышел охотиться. Что переживают оба в этот момент? Эмоции. Для чего они нужны? Это древнейшая форма отражения окружения окружающего мира. Нервный аппарат и эмоции сразу включают весь организм: сердце забилось быстрее, чтобы кровь прилила к мышцам. Дыхание участилось, чтобы в клетки поступало больше кислорода, произошёл выброс гормонов и т. п. Ни одна, даже самая завалящая клеточка организма не остаётся не затронутой эмоциональным переживанием. От мышц, которые напряглись, идут импульсы в кору головного мозга — она возбуждается, соображалка обостряется. Какой выбор у охотника и тигра в момент встречи? Либо вступать в борьбу, либо со всех ног бежать. Любое решение требует физической нагрузки. В такие моменты даже свёртываемость крови повышается — чтобы в случае ранения снизить кровопотери.
А в цивилизованном обществе как? Начальник на тебя наорал, а ты сиди молчи. Зачем организму повышать свёртываемость крови? Чтобы тромб был в сердце и тебя с инфарктом увезли в больницу? Только физическая нагрузка снимет стресс.
Изменить вектор развития цивилизации мы всё равно не сможем. Выживет тот, кто приспособится.
— А может, мы со временем мутируем?
— Конечно. Среда обитания постоянно меняется. Всякая живая система — от одноклеточных до сложного человеческого организма — быстро приспосабливаются к новым условиям. То, что сначала было смертельным ядом, постепенно становится просто вредным, через время — нейтральным, а потом — полезным, а ещё через время — необходимым!
Земля под многоэтажками: выкуп с кукишем Следующая публикация:
Был ли Адольф Гитлер в Латвии?