Ровно год назад Харалд Велмерс, администратор тогда ещё неплатёжеспособного завода Liepaajas Metalurgs, сказал, что у него и у правительства нет никаких сомнений в том, что новый инвестор — украинский концерн KVV Group — будет хорошим акционером предприятия. Дословно: «В их репутации мы полностью уверены!» Прошло меньше года, и доведённые до отчаяния оставшиеся работники завода, которых, скорей всего, скоро уволят, пишут открытое письмо о том, что сейчас происходит на предприятии. Зарплата не выплачивается, производство стоит уже несколько месяцев, а по информации «Субботы», на оборудование тайно наклеиваются продажные этикетки. Политической ответственности за это, как водится, никто на себя не взял. И не возьмёт.
Хуже чем банкротство
Вот что написали на прошлой неделе работники завода в открытом письме (приводим с сокращениями):
«То, что происходит сегодня с заводом, намного страшнее тех событий, которые мы наблюдали ещё пару лет назад, в момент банкротства, ведь тогда у нас ещё была надежда. Не прошло и полугода, как на крупнейшее градообразующее предприятие Латвии вошли ещё недавно восхваляемые латвийскими чиновниками «инвесторы» с Украины. Ни проверяющие бизнес-репутацию данного претендента органы безопасности ЛР, ни само правительство во главе с консультантом Prudentia не заметили или не захотели заметить странный ореол таинственности и шлейф криминальных и рейдерских скандалов, тянущийся за данным претендентом на Украине. Компания-инвестор, к примеру, не имела даже собственного сайта в Интернете. Представленный ими осенью на пресс-конференции «бизнес-план» напоминал скорее комиксы из журнала для подростков.
Утром 18 мая были окончательно перечёркнуты все последние надежды на восстановление завода. Инвестором был озвучен приказ: сталеплавильное производство закрыть, вновь принятый персонал незамедлительно уволить. Что и было сделано в считанные дни. Люди, оставившие свои новые места работы, поверившие обещаниям нового хозяина и вернувшиеся на завод, были вновь выставлены за ворота с жалкими грошами в кармане и странной мотивировкой о том, что работник уволен, так как не прошёл испытательного срока.
В ближайшие месяцы будет уничтожено и новое уникальное оборудование сталеплавильного комплекса, так как согласно неофициальному распоряжению нового руководства финансирование на содержание комплекса в том числе в зимний период выделяться более не будет. Оставшиеся работники согласно приказу уже начали отключать участки цеха от энергоносителей, чтоб сэкономить деньги «инвестора», которому работа этого комплекса, по словам нового руководства, уже принесла огромные убытки и массу проблем. Первые же морозные дни вынесут жестокий и бесповоротный смертный приговор системам жизнеобеспечения новой электропечи, воду из которой слить технически невозможно.
На текущий момент жизнедеятельность завода сжалась до размеров одного прокатного стана, где по инерции за счёт старых материальных запасов пока ещё происходит хаотичная прокатка. Оставшиеся люди уже морально растоптаны и уничтожены откровенно хамским отношением нового руководства. Пройдёт несколько месяцев, а может, уже и недель, и наверняка и этот последний цех и его коллектив постигнет судьба сталеплавильного участка. А сам завод вскоре будет разрезан и сдан на металлолом.
Хочется спросить у государства: заботит ли их судьба этого латвийского предприятия со 130-летней историей, судьба города Лиепаи и его жителей? Ведь пока ещё не поздно, ситуацию можно исправить, завод можно спасти. Ведь на данный момент предприятие примерно на 80 процентов принадлежит государству, «инвестор» внёс только первые 20 процентов взноса за активы. Ведь были и другие потенциальные инвесторы, которые приезжали на завод, проводили подробный качественный аудит, выступали с конкретными здравыми предложениями, но по непонятным соображениям были исключены из списка должностными лицами…»
Лучше отдать украинцам, чем русским
Про других инвесторов. Напомним, что кроме украинских акционеров, получивших право на покупку акций Liepaajas Metalurgs, был также ряд компаний: российский концерн «Металлоинвест» (крупнейший акционер — Алишер Усманов) и базирующаяся в Новосибирске группа компаний «Афина Паллада». Самые серьёзные намерения в отношении завода озвучивал российский бизнесмен Игорь Шамис, которому принадлежит компания United Group. Однако все претенденты с русскими корнями по странному стечению обстоятельств были вычеркнуты, и предпочтение правительство Латвии отдало украинской группе KVV Group, которая к металлургии имеет весьма слабую привязку. Компания занимается сбором металлолома по всей Украине. Почему выбрали именно их? Не политическим ли было то решение, особенно в разгар украинско-российского конфликта? Ведь тот же United Group готов был заплатить за Liepaajas Metalurgs 120 млн. евро, в то время как украинцам разрешили купить за 107 млн. евро.
Группа депутатов год назад озвучила эти вопросы министрам, однако те только отмахнулись: мол, не надо тут теорий заговоров, мы руководствовались чисто экономическими мотивами, и нам важно, чтобы завод работал.
Что мы видим сейчас? Производство фактически остановлено. Один из работников завода на условиях анонимности рассказал «Субботе», что в последнее время всё указывает на то, что Liepaajas Metalurgs готовят к продаже по частям. «Я вижу, как на некоторое важное оборудование клеят продажные этикетки, по заводу ходят какие-то личности и описывают имущество, сама печь больше не подогревается, хотя во время простоя делать это надо. Всё идёт к тому, что завода больше не будет», — рассказал он.
Как Липману предложили выкупить завод
К таким же выводам склоняется и бывший акционер Liepaajas Metalurgs Киров Липман. В разговоре с «Субботой» он откровенно заявил, что судьба предприятия ему понятна:
— Ничего хорошего уже не будет! Завод растащат по кускам, продадут за копейки печь, оборудование и остатки продукции, людей уволят. Я всё это предрекал год назад, так и случилось! Я готов был тогда спасти завод и даже подал клубу кредиторов и представителям правительства все необходимые документы о готовности и возможности вложить в предприятие нужные для его спасения средства. Я же это уже делал в 1996 году, и поверьте мне, завод тогда был в ещё худшей ситуации. Мне ведь это не нужно лично, у меня есть Grindeks, который приносит мне деньги. А Liepaajas Metalurgs мне просто жалко, ведь у этого предприятия 130-летняя история, да и просто по-человечески жалко людей, которые остаются без работы.
— Как вы думаете, почему вам не разрешили купить завод?
— Мне разрешили, но нужно было кое-кому дать взятку в миллион евро. Я возмутился: за что давать взятку, если мне ещё и свои деньги надо вложить в развитие завода?! Так и сказал: «Вы что, сдурели совсем?!» Ну вот его украинцам и отдали. Те, видимо, на взятку не поскупились. Ну ладно бы продали завод нормальным людям, но ведь кому продали? Тем, кого обвиняют в рейдерстве и неуплате налогов. Эти люди вообще ничего не смыслят в металлургии, поэтому исход мне очевиден.
— А что за встреча, которую вам недавно назначали украинские инвесторы, чего они хотели?
— Там смешно было. Два месяца назад они мне предложили стать акционером и вложить свои деньги в развитие завода. Я спросил: а что я буду делать на заводе, за что отвечать? Они говорят: будете отвечать за всю экономическую стратегию и рынки сбыта. Я посмеялся и говорю: а вы тогда мне зачем? Они молчат, глазами только хлопают…
А вот так комментирует «Субботе» то, что происходит с Liepaajas Metalurgs, глава Латвийской ассоциации предприятий металлообработки Вилнис Рантиньш:
— Ситуация с Liepaajas Metalurgs показывает, что эти украинские бизнесмены понятия не имеют, как вести цивилизованный бизнес. Я с ними встречался и сказал, что буду помогать им в разговорам с государством, если они представят всю необходимую информацию, в том числе финансовую. Но после этого разговора их и след простыл. Считаю, что виновные в этой истории сидят в правительстве и Минфине и скрывают от общественности правду о заводе и его будущем. Мне кажется, что это будущее очень туманно.
Был пробег 300 тысяч — стал 150 тысяч Следующая публикация:
Дело для сениора