img_6328

Дневник евродепутата Саммит-тайм

• 22.05.2015 • Блоги, Тема неделиКомментариев (0)3362

На этой неделе в Риге произойдёт главное политическое событие первого полугодия этого года — саммит «Восточного партнёрства» под эгидой председательства Латвии в Совете ЕС.
Для простых рижан он будет означать многочасовые пробки и обязанность приезжать в аэропорт не менее чем за три часа. Для руководства шести постсоветских республик — разочарование. Для крупных политиков ЕС — возможность отметиться в Риге, а для латвийских министров — дружно сказать, какие мы крутые.
Сам саммит будет проходить 22 мая, недолго, где-то три-четыре часа. По его итогам примут финальное воззвание. На саммит помимо делегаций 28 стран — участниц ЕС прибудут главы государств и правительств шести стран — участниц программы ЕС «Восточное партнёрство». Это Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан, Молдавия и Украина. Шесть лет назад эти страны решили участвовать в новой тогда программе ЕС, и каждая из стран на что-то надеялась по её окончании.
Программа «Восточное партнёрство» ещё не оканчивается (хотя всё чаще звучат голоса, что её нужно свернуть), но разочарование у некоторых её участников уже велико.
* * *
Первой в «Восточном партнёрстве» разочаровалась Россия. Изначально ведь «Восточное партнёрство» придумывалось и под Россию тоже, но очень скоро «ВП» стало откровенно антироссийским проектом. А главными апологетами этой программы именно в таком формате стали, разумеется, латвийские правые политики: мол, сделаем «ВП» клубом тех, кто бежит от России.
В итоге участниками программы из республик бывшего СССР остались только вышеупомянутые шесть стран, но у каждой из них степень вовлеченности их в «ВП» оказалось разной. Белоруссия, например, довольно скоро смекнула, что её, по сути, вынуждают сделать выбор: либо только с ЕС, либо только с Россией (с которой белорусы, как известно, с 1994 года строят общее Союзное государство). Такой выбор Белоруссия делать не хотела, но чтобы не обидеть старушку Европу, решила участвовать только в практической стороне «ВП»: экономическое сотрудничество с ЕС, улучшение охраны границы, экология, обмен экспертами.
Армения, напротив, в первые годы «Партнёрства»активно заявила о желании сблизиться с ЕС, однако почти год назад, не увидев для себя никаких преимуществ, вступила в Евразийский таможенный союз, где в основателях значились Россия и Белоруссия.
Азербайджан, согласившись на «ВП», можно сказать, и не разочаровывался ни в чём. Просто страна с огромными запасами нефти с первых лет программы стала вести независимую от ЕС политику. И к ней резко угас интерес элиты ЕС. Европейцы периодически ленивенько критиковали Азербайджан за отсутствие свободы слова, но ссориться не захотели: в русле разговоров об энергетической независимости ЕС от России Азербайджан со своей нефтью стал Евросоюзу нужнее, чем Евросоюз Азербайджану.
Остались три страны: Грузия, Молдавия и Украина. Они были готовы на всё: и ассоциативное членство в ЕС, и переняли все программы «Партнёрства», и в одностороннем порядке ввели безвизовый режим для граждан ЕС, приезжающих к ним, и хоть завтра политически готовы вступать в ЕС.
Но и у этих трёх стран сейчас наступает разочарование. Хотя бы потому, что на рижском саммите Грузия и Украина не получат не только обещаний о далёкой для них перспективе вступить в ЕС (глава Еврокомиссии Юнкер заявил, что никакого расширения ЕС в ближайшие пять лет не будет), но и даже такой мелочи, как безвизовый режим ЕС с Украиной и Грузией. (Молдавия безвизовый режим уже получила, но не благодаря программе «Восточное партнёрство», а, скажем честно, благодаря румынскому лобби и тому факту, что каждый третий молдаванин имеет второй паспорт гражданина Румынии.)
Но больше всего мне жалко грузин. Грузия, на мой взгляд, самая приближённая к стандартам ЕС страна: она провела колоссальные реформы в госуправлении, практически покончила с коррупцией, ввела биометрические паспорта и контролирует свои границы…
При этом я восхищён дальновидностью политики Грузии: несмотря на давление ЕС, Грузия даже символически не присоединилась к санкциям против России; восстановила экспорт своих вин и минеральных вод в Россию и зовёт инвестировать россиян в свою экономику. Но и Грузия от рижского саммита не получит по большому счёту ничего.
* * *
К чему я это так подробно описываю? К тому, что Латвия, сделав программу «Восточное партнёрство» приоритетом президентуры, ввязалась в геополитическую драку, исход которой предрешён. Хотя, например, Латвия могла бы попытаться найти общие точки между Евросоюзом и Евразийским таможенным союзом. Идея дерзкая, но, может быть, она могла бы принести ощутимые результаты для экономики нашей крайне бедной страны, дотируемой Евросоюзом на один миллиард евро ежегодно. Эти результаты оценили бы и простые люди. А пока рижский саммит будут помнить лишь по пробкам да опаздывающим самолётам…
А увеличение зарплат и социальной подушки — это вместо нас наверняка сделает Люксембург. Он перенимает эстафету президентуры в ЕС от Латвии уже 1 июля.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *