Рига поддержала акцию «Бессмертный полк», которая за три года охватила 500 городов разных стран мира: России и Казахстана, США и Израиля, Армении и Норвегии.
У многих из нас сохранились фотографии наших дорогих фронтовиков. Эти снимки можно увеличить, прикрепить на древко и пронести над головой в славный День Победы. «Бессмертный полк» с каждым годом прирастает десятками тысяч людей. Впервые в этом году в шествии примут участие Рига и Дублин.
Рижская инициативная группа обратилась к горожанам с призывом участвовать в акции, и вот уже мы получаем десятки фотографий и историй о семейных героях. Давайте вдумаемся в эти волнующие строки и представим, какой кровавой была цена Победы! Читать эти рассказы без слёз невозможно…
* * *
Мой дедушка служил командиром погранзаставы на границе с Польшей в 1940-41 годах. Отступал со своим отрядом до Чернигова — там они попали в засаду, и чтоб спасти ребят, сам сдался в плен.
О катастрофе отступления 1941-42 годов не любят рассказывать современные медиа. Но тогда героизма было не меньше, чем при наступлении, поэтому о героях отступления надо помнить всегда. Их не награждали, а наоборот — отправляли в лагеря. Из плена дед бежал. Прорвался через фронт.
Были проблемы со сталинскими «органами». Воевал в Сталинграде, брал Киев и дошёл до Будапешта. Было пять боевых орденов и очень много медалей. После войны жил в Киеве.
* * *
Один из наших родственников погиб во время боёв на Пулковских высотах под Ленинградом. Его последнее письмо не сохранилось, но содержание в семье помнили и передавали из поколения в поколение: «Идём по колено в крови. Назад не ждите. Прощайте! Я вас очень люблю! Петя».
* * *
Меня назвали Сергеем в честь деда. Он был артиллеристом.
Домой из всех ушедших на фронт из своей деревни он вернулся только один. Все остальные погибли или пропали без вести. Они ушли в 1941-м. В 1941-м были страшные бои, наша армия отступала, было много жертв. Наверное, моему деду повезло, что он попал на фронт только в 1942-м — из-за травмы колена — и поэтому остался жив…
Осколок фашистского снаряда перебил ему лопатку и повредил позвоночник, но он не жаловался на боль. Очень любил песню «В землянке». Я ещё, будучи школьником, часто по его просьбе играл ему её на аккордеоне. А он слушал и молча плакал. Просто слёзы редкие и крупные такие по щекам текли, и всё… Переживал за меня, когда я в армии в Афганистан попал служить в 1980 году. Всё время потом повторял, что теперь мы оба с ним фронтовики.
Радовался своим правнукам — моим детям. Нормальную, честную жизнь прожил… Память о нём всегда будет жива вместе с нами.
* * *
Мой отец в 1943 году был тяжело ранен. Когда очнулся, собрал вывалившиеся из живота внутренности и пошёл в полевой госпиталь. Там его осмотрели и положили рядом с палаткой — как безнадёжного. Шли жестокие бои, раненых было много, надо было спасать тех, кого ещё можно было спасти. Рядом лежали такие же: кто бредил, кто молча умирал, кто просил воды. Приносили новых.
Очнувшись в очередной раз, отец увидел проходивших мимо, как оказалось, врачей, собрал силы и запустил в них комьями грязи. Подошли: «Ты что здесь буянишь?» Подняли накидку: «В операционную!» После операции в полевом госпитале направили в госпиталь, где вырезали 80 см кишок, а задний проход вывели в бок живота. Потом перевезли в Военно-медицинскую академию, где вернули задний проход на место и после девяти месяцев госпиталей и операций выписали инвалида I группы для успехов в труде и в личной жизни.
Тыкаю пальцем по клавиатуре, а у самого ком в горле стоит, пытаюсь не расплакаться. В 1945-м пошёл я с отцом в баню и увидел у него в боку красную яму, в которую кулак поместится.
Про войну рассказывал неохотно и мало, ничего героического.
* * *
Раньше я не задумывалась об этом, но именно сейчас, выбирая фотографию своего отца для записи его в «Бессмертный полк», я вдруг осознала: когда война закончилась, моему отцу было неполных 15 лет! К тому времени он уже служил юнгой на корабле в блокадном Ленинграде и закончил войну инвалидом II группы.
Я была маленькой девочкой, но помню папины рассказы… О том, как он служил на корабле и вместе с матросами оборонял город, как подкармливал жителей коммунальной квартиры, где жили бабушка и дедушка, принося им консервы из своего пайка, как терял и спасал своих друзей-моряков, как после войны его отправили в Латвию поднимать со дна затопленные немцами корабли, чтобы их можно было использовать в народном хозяйстве…
А потом папа почти не работал — не было ни сил, ни здоровья, каждый второй день в нашей квартире работала бригада «Скорой помощи»… Мне важно оставить память о нём, записав папу в «Бессмертный полк».
* * *
Мой дед воевал на Карельском фронте. Капитан. Награждён орденом Красной Звезды за освобождение Петрозаводска. После войны восстанавливал заводы, был директором. Моего деда уважали люди, он был человеком широкой души и честным. Жили мы скромно, хотя он всю жизнь занимал руководящие посты. В честь него в нашей семье названы два внука и правнучка. Очень хочется пройти вместе с ним в «Бессмертном полку».
* * *
Мой отец прошёл в 17 лет ускоренные курсы механиков-водителей самоходки. Воевал на 1-м Украинском фронте. Его самоходка была дважды подбита, погибли командир и стрелок. Папа чудом остался жив. Форсировал Одер, дошёл до Берлина, освобождал концлагерь Алеман. Рассказывал, что выходили не люди, а живые скелеты. Награждён орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За взятие Берлина» и многими другими. Мой папа — наша гордость.
* * *
Отец прошёл всю войну с первого по последний день. После войны почти каждое воскресенье у нас дома собирались его друзья-фронтовики… Мои родители из Псковской области. Мама с её мамой три года в оккупации прожили, родителей отца расстреляли фашисты. Может быть, кто-то и простил, я — нет. А сегодня тем более.
* * *
Мой отец был призван в армию ещё в 1939 году. Начал воевать в финскую войну, закончил в Манчжурии. Награждён орденом Славы и медалями. О войне нам не рассказывал, но когда по телевидению впервые показывали «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма, усадил меня, 10-летнюю, и 13-летнюю сестру у телевизора и сказал: «Вы должны это видеть». Мне запомнились марширующие фашисты и горы человеческих тел на фотографиях с Нюрнбергского процесса. После фильма папа рассказал нам, как освобождал лагерь смерти Освенцим и там были целые бараки, набитые детскими сандаликами. Я представила, что там лежат мои сандалики, из бирюзовой ткани, и ужаснулась.
В 1970 году я впервые видела папу с боевыми наградами 9 Мая, когда ветераны войны — их тогда было ещё много — собрались у памятника Неизвестному солдату. А через два года папы не стало, и мне не у кого теперь спросить о войне.
* * *
Хочу записать своего дедушку в «Бессмертный полк». Дедушка умер, когда мне было 10 лет, и, к сожалению, как и многие фронтовики, он не любил рассказывать о войне.
Дедушка прошёл всю войну, дома его ждали жена и двое детишек, младшая — моя мама. Она родилась, когда он уже был на фронте. После войны дедушка служил в Таллине, потом в Финляндии, затем в Риге и здесь демобилизовался. Сейчас, понимая, какую трудную жизнь прожили наши близкие, сколько на их долю выпало скорбей и испытаний, можно только удивляться их оптимизму, добросердечности.
Именно таким добрым, бескорыстным, любящим людей, красивым и улыбчивым человеком был мой дедушка.
Элина ЧУЯНОВА, участник инициативной группы «Бессмертный полк в Риге».
Важная информация
Для участия в акции нужно заполнить форму на портале www.perom.eu или отправить имя своего солдата, годы его жизни или дату рождения (если человек ныне здравствует) на e-mail: polk70@perom.eu. Обязательно приложить фотографию. Желающих присоединиться к инициативной группе просим связываться с нами по e-mail или по телефону 28979104.
Дополнительная информация о проекте «Бессмертный полк» в Риге доступна также на страничке мероприятия в Facebook: www.facebook.com/events/446929608790290.
При регистрации героя в «Бессмертный полк» желательно написать о нём хоть несколько строк. В рубрике «Наш полк» собирается информация об участниках войны; туда можно прислать данные даже в том случае, если вы не собираетесь идти на марш. Так ваши герои будут увековечены в виртуальной Книге памяти.
Организаторы акции берут на себя ответственность за изготовление портрета для шествия и будут признательны за любую помощь — волонтёрскую и материальную. Счёт для сбора пожертвований на подготовку и проведение акции «Бессмертный полк в Риге»:
Latvijas Krievu Kopiena,
regg. N40008001023,
konts LV07RIKO0002013048351,
с пометкой: «Ziedojums akcijai» («Пожертвование для акции»).
И ты, брутальный! Следующая публикация:
Фифилиана Бабушка с мобильником
Молодцы!Акция БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК,это пррдолжение и передача памяти,следующим поколениям!Мой отец,к сожелению не дожил,до 70-летия Великой Победы,скончался в 2012-ом году.Но память о нем,будет вечной!Родом он был из Псковской области.На фронт был призван,в 1944-ом году,в пехоту,воевал на Ленинградском фронте. После войны,в 1945-ом году,продолжил службу,на флоте.Служил на крайнем севере и на балтике.Места службы(г.Полярный,г.Кронштадт,г.Таллинн,г.Рига).В Риге,в 1975-ом году,вышел на армейскую пенсию,в звании мичмана.Поэтому память о нем,всегда будет жить вечно.Присоединяюсь к акции,БЕССЕМЕРТНЫЙ ПОЛК!С 70-летним Юбилеем Победы,Рига!