Что будет если… Президент Берзиньш поедет на 9 Мая в Москву?

• 29.04.2015 • ОбществоКомментарий (1)1899

В сегодняшнем выпуске рубрики «Что будет если» мы решили порассуждать на тему — что случилось бы, если президент Латвии все же решился бы поехать в Москву на Парад Победы 9 мая или хотя бы 10 мая? Как президент Чехии, который принял приглашение вопреки решению своего правительства.

Как бы оценило такое решение латвийское и мировое сообщество?

Как такое решение могли бы воспринять различные слои населения страны?

При каких условиях президент мог бы решиться на такой шаг? Или — почему такой сценарий невозможен? Каковы могут быть последствия для Латвии (плюсы и минусы) и лично для президента?

——————

«Ему надоело чувствовать себя свадебным генералом»

Андрей Бердников, политолог:

— То, что президент на 9 Мая не поедет в Москву, было ясно на 90 процентов, но до последнего момента оставалась возможность, что всё-таки он может туда отправиться, поскольку Андрис Берзиньш — человек, позиционирующий себя как независимый политик.

Было видно, что ему неудобно перед русскоязычными за такое своё решение, ведь, придя на свой пост, он ставил перед собой задачу улучшить межнациональные отношения в латвийском обществе.

Решение президента не ехать в Москву ещё раз подтвердило: Латвия зависимое, а не независимое государство, поэтому можно понять нашу элиту, которая справедливо считает, что улучшение отношений с Россией в нынешней ситуации автоматически приведёт к ухудшению отношений с Европой и США. Как мы видим, независимое поведение лидеров Греции, Венгрии и Чехии не прощается.

К тому же в Латвии нет таких бунтарей и нонконформистов у власти, как в этих странах. Политическая культура и сознание общества у нас тоже иные, нежели в западных странах. Там политики, которые идут против течения, нередко набирают дополнительные очки за смелость, вызывают интерес у интеллектуалов и журналистов и получают поддержку в определённых группах населения.
Примером может служить не только Греция, в которой внеочередные парламентские выборы выиграла Коалиция радикальных левых (СИРИЗА) и премьером стал лидер коалиции Алексис Ципрас, но и Франция, где на недавних выборах в местные органы власти решительную победу одержал оппозиционный правоцентристский «Союз в поддержку народного движения» во главе с бывшим президентом Николя Саркози. Оппозиционная партия Марин Ле Пен «Национальный фронт» тоже набрала больше голосов, чем раньше.

У нас политиков, не вписывающихся в общие правила и идущих наперекор системе, сразу записывают в чудаки и политические клоуны. Хотя, как видно на примере Чехии, Венгрии и Греции, лидеры европейских государств могут позволить себе независимость во взглядах, чтобы играть на противоречиях, существующих в Европарламенте и еврозоне.

Тот же президент Чехии Милош Земан не является пророссийским политиком. Он просто хочет подчеркнуть свои независимость и оригинальность. Это там многим нравится. После того как по Чехии прошёл драгунский рейд солдат НАТО, Земан высказался примерно в таком ключе: «Последний месяц я боролся с антироссийскими дураками, теперь надо бороться с антинатовскими дураками». Вполне независимая позиция.
Латвия как маленькое государство не может позволить себе вступать в какой-либо конфликт с Западом. Латыши действительно очень не доверяют России, боятся, что их могут потеснить с европейских площадок, поэтому они находятся в авангарде антироссийских высказываний. Наша элита не готова к тому, чтобы Латвия появилась в европейских СМИ в одном ряду с Грецией, Чехией и Венгрией.

Пожалуй, единственный известный политический деятель, который у нас позволяет себе идти против течения, критикуя как ЕС, так и США, — это Айвар Лембергс. Но если допустить, что на месте Берзиньша оказался бы он, думаю, что и Лембергс не поехал бы в Москву. Не могу представить себе, что Латвия вообще может вырваться из зоны зависимости. Другое дело, что Лембергс придумал бы какое-нибудь остроумное объяснение, почему он принял такое решение, и наверняка обратился бы напрямую к русскоязычному населению, чтобы разъяснить свою позицию.

* * *

Что было бы, если бы президент Латвии поехал в Москву? Думаю, что никаких экономических санкций со стороны ЕС не последовало бы. Евросоюз всегда подчёркивал, что ценит суверенитет стран, входящих в ЕС, поэтому наказывать какое-то государство таким образом за демонстрацию своей независимости было бы слишком провокационно и неполиткорректно.

Бесспорно, поездка в Москву принесла бы президенту дополнительную популярность у русскоязычного населения, что является немаловажным фактором в этой ситуации. Это улучшило бы отношения с Россией, хотя тут же автоматически ухудшились бы отношения с Западом, и непонятно, что выгоднее для страны на данный момент.

Не случайно именно после принятия решения не ехать в Москву президент объявил о том, что он не будет баллотироваться на второй срок.
Думаю, что ему вообще надоело чувствовать себя свадебным генералом, не хочется выглядеть смешным, так как, повторюсь, Берзиньшу нравится демонстрировать свою независимость, а в нынешних условиях это почти невозможно.

******

«Все наши политики сделали бы на этом саморекламу»

Филипп Раевский, политолог:

По большому счету, на международном уровне ничего бы не изменилось. Может, поудивлялись бы, и только. Берзиньш — не та фигура, за передвижениями которого весь мир следит, затаив дыхание.

В местном плане все бы изменилось куда серьезнее. Он и так не был особо популярен в латышской аудитории, а тут перекос возрос во много раз. Впрочем, поскольку он все равно заявил о своем уходе, его не будут серьезно воспринимать ни в Москве, ни здесь. Это была бы его личная экскурсия на Красную площадь. И даже в российских СМИ он бы оказался на задворках, а не на первых полосах газет.

Конечно, в Латвии такой поездке обрадовались бы те, кто получил бы возможность сделать себе на этом дополнительный пиар. В первую очередь, это радикалы с обеих сторон. Но и другие политики равнодушны бы не остались — все бы постарались погромче высказать свое мнение. Для нашего политического бомонда это был бы десерт, которого все бы отведали по ложечке. Но ничего бы в нашей политике это не поменяло.

В свое время, президент Вайра Вике-Фрейберга тоже ездила на юбилей Победы в Москву и встречалась с Путиным, когда президенты других балтийских стран воздерживались, но она была другого размаха фигурой. Она имела вес, как у себя в стране, так и на Западе. Она умела любую историю разыграть в выгодном для нее свете. Хоть и для нее это было непростое решение.

Думаю, наш президент мог бы решиться на такой шаг, если бы на Украине скоропостижно наступил мир. И началась бы дискуссия о возвращении Крыма Украине. Тогда он мог бы ехать в первых рядах — экономически это было бы важно.

 

***

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Президент Латвии Андрис Берзиньш довольно долго уклонялся от извещения общества о своей реакции. На вопрос, когда же завершится период молчания, он ответил: «Когда жизнь покажет, что это необходимо, потому что я в этой игре не один». Своё решение он огласил в конце января, указав, что не может принять приглашение в связи с ухудшением ситуации и гибелью мирных жителей на востоке Украины из-за действий России.

* * *
Чехия стала первой страной Евросоюза, заявившей о посещении парада в Москве. Президент Чешской Республики Милош Земан отметил, что посетит торжества в российской столице в знак благодарности за то, что жители Чехии «не должны говорить по-немецки, не должны говорить «хайль Гитлер». По словам чешского президента, «без Советского Союза победить Гитлера было невозможно». Позже подобную позицию озвучил премьер Греции Алексис Ципрас.

* * *

Андрис Берзиньш был первым за всю историю страны президентом Латвии, который поздравил советских ветеранов с праздником 9 Мая. Это было 9 мая 2012 года. Письмо главы государства было зачитано во время праздничного мероприятия у памятника Освободителям.

В марте этого года Берзиньш в интервью LTV сказал, что запрещать празднования Дня Победы 9 Мая в Латвии было бы неправильным шагом.
«Я думаю, что нельзя запрещать людям, которые вспоминают своих предков, своих сослуживцев, делать это, когда они хотят. Не нужно это превращать в политическое событие. Всё-таки это исторические события 70-летней давности. Наши отцы и деды прошли через это, нам нужно почтить их память и двигаться вперёд всем вместе», — сказал он в эфире LTV.

***

В 2005 году президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга единственной из глав государств стран Балтии поехала в Москву на торжества, посвящённые 60-летию Победы. Но этот визит отношения между Латвией и Россией не улучшил: сразу по приезде в столицу России ВВФ дала интервью ряду западных телеканалов, в котором указала на то, что Россия должна признать факт оккупации Латвии.

***

На праздновании 65-летия Победы с визитом в Москве побывал тогдашний президент Валдис Затлерс. «Это стоило того. […] Это был способ сблизить людей, отношения Латвии и России, и это получилось. Это лишь очередной шаг, и нам нужно быть смелыми и предпринимать такие шаги во имя будущего», — сказал он тогда.

При этом Затлерс к тому времени прославился как ярый сторонник грузинской политики, что осложнило отношения Латвии с Россией — особенно МИДу России не понравилось то, что во время своего визита в Грузию Затлерс вручил Саакашвили крест Признания.

Pin It

Похожие публикации

1 Ответов к Что будет если… Президент Берзиньш поедет на 9 Мая в Москву?

  1. РУССКАЯ:

    ТОЛЬКО УВАЖЕНИЕ КАК ПРИЗЕДЕНТУ НЕЗАВИСИМОМУ , ИМЕЮЩЕМУ СВОЕ МНЕНИЕ И УВАЖАЮЩЕГО ВСЕХ ГРАЖДАН И НЕГРАЖДАН ,ЖИВУЩИХ В ЛАТВИИ !

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *