Минобороны и МВД рекомендует населению запасаться мешками с песком и топорами
Журнал Sestdiena опубликовал рекомендации населению, как действовать в чрезвычайных обстоятельствах или в случае военных действий.
Проект рекомендаций разработан рабочей группой Минобороны и МВД. Вещь и впрямь нужная, учитывая то, что у всех ещё свежа в памяти трагедия в Золитуде.
В Литве аналогичный буклет выпущен уже несколько месяцев назад. Забавно, что такие исключительно важные рекомендации были опубликованы в номере, датированном с 27 марта по 1 апреля. Но, к сожалению, это был не первоапрельский розыгрыш. Всё гораздо серьёзнее.
Под заголовком «Что делать, если начнётся война», приведено восемь пунктов этого самого «что делать»:
1. Чтобы оповестить население об угрозе, будут включены тревожные сирены. Население могут предупреждать и из громкоговорителей.
2. После того как заработают сирены, нужно включить радио или телевизор.
3. В ситуации, когда придёт распоряжение об эвакуации, по возможности на своём транспортном средстве следует отправиться в рекомендованный пункт назначения или в выбранное самим населением место, где можно укрыться.
Если нет возможности воспользоваться собственным автотранспортом, рекомендуется идти на ближайший сборный пункт для эвакуации.
4. При первой же возможности вместе с семьёй следует покинуть опасную зону. Если всё же придётся остаться в опасной зоне, к этому нужно подготовиться заблаговременно.
5. На этот случай необходимы аварийная сумка и следующие резервы: документы, деньги, карта, запасной мобильник, переносной радиоприёмник, нож, топор, зажигалка, лекарства, продукты и другие предметы первой необходимости. Их нужно иметь с собой также при эвакуации из опасной зоны.
6. Если принято решение остаться дома, жильё к этому надо тоже подготовить.
На оконные стёкла наклеить полоски бумаги, чтобы уменьшить возможность их повреждения. Принять меры к тому, чтобы сделать жильё менее огнеопасным (например, убрать ковры). Если человек остаётся дома и не эвакуируется, рекомендуется оборудовать убежище — например, в подвале — и укрепить его мешками с песком.
7. Перед началом военных действий следует немедленно проинформировать правоохранительные органы, если замечены подозрительные лица с оружием, люди, которые плохо ориентируются на местности и отличаются от местных жителей, либо лица, которые десантируются с воздуха или с моря.
Кроме того, следует сообщить в госструктуры, если замечена военная техника и слышны взрывы.
8. Если произошла химическая авария и люди находятся в помещениях, следует загерметизировать окна тканью, смоченной в воде, закрыть двери и выключить кондиционеры.
В случае наводнения нужно отключить электричество в здании и перенести вещи на более высокие этажи.
По поводу предметов первой необходимости. Сомнительно, что есть смысл брать с собой мобильник, разве что использовать его как фотокамеру и фонарик (только вот зарядки при этом хватит ненадолго): мобильная связь в зоне военных действий вряд ли будет нормально работать, как и GPS-навигация. Именно поэтому в рекомендациях говорится об обычной бумажной карте — от неё толку всяко больше.
Теперь что касается топора. Генерал Айнар Пенцис, ранее возглавлявший пожарно-спасательную службу, высказался следующим образом: «Чтобы развести огонь, спичек недостаточно, нужен также нож или топор. Я читал, что есть люди, которые смеялись над включением топора в список предметов первой необходимости. Однако топор для выживания необходим; если кому-то это кажется смешным, то мне его жаль».
Смешным это всё не кажется, но представляется не слишком-то выполнимым, и вот почему.
Если семья ведёт полностью городской образ жизни, не имеет ни частного дома, ни хотя бы дачного участка, откуда у неё в хозяйстве возьмётся топор?
Что она, семья эта, с ним делать будет?
А теперь представим другую ситуацию. Женщина, маленький ребёнок, муж или за границей на заработках, или вообще отсутствует как таковой, на родителей рассчитывать не приходится по разным причинам. Таких семей больше чем достаточно. Объявляют, значит, эвакуацию. Собственного автотранспорта, о котором в рекомендациях писано, нет и не было. То есть ей, бедолаге, придётся катить коляску с ребёнком, максимально нагруженную всем необходимым, да ещё и на себе пожитки тащить. И далеко она таким макаром ушагает, спрашивается? Пусть даже она заблаговременно заготовит топор с новомодной пластиковой ручкой, он всё равно весит немало и места занимает порядочно.
Седьмой пункт вообще убил: «Перед началом военных действий…» Откуда я, среднестатистическая жительница Латвии, могу знать, что сейчас наступило это самое «перед началом»? Я всё же не ясновидящая Ванга. А допуска к гостайнам мне и вовсе не положено.
И теперь что, сообщать в органы обо всех, кто в нашем лесу заплутал?
Написано чёрным по белому: «Плохо ориентируются на местности».
А то можно подумать, ежели вдруг к нам решат высадиться «зелёные человечки» либо ещё какие «вежливые люди», так им карт и навигаторов не выдадут?
И что значит загадочное выражение «отличаются от местных жителей»? Что бы это за отличия могли быть, не подскажете, уважаемые господа? Вот у меня в соседнем доме мужичок живёт, он часто в разные сельские места на рыбалку ездит. А раз рыбалка, то и водочка подразумевается. Приходит, значит, он с карповника в посёлок, в ближайший магазин, в шапке-ушанке, ватнике, камуфляжных штанах с армейским ремнём — здорово, русский оккупант за водкой пришёл! Как только его до сих пор не заарестовали? А ведь он ещё и в дружественную Эстонию с той же целью наведывается. Куда только их полиция безопасности смотрит?!
Ну ладно, если в камуфляже довольно много народу ходит (кстати, совершенно не рекомендуется надевать его, случись и впрямь какая заваруха!), это не такое уж великое «отличие от местных жителей». А какое отличие в первую очередь бросается в глаза? Правильно, цвет кожи. Неужто на Латвию негры или азиаты нападать будут? Теоретически, может, и нападут, если на карте или глобусе отыщут. А смысл?
А вообще под этот седьмой пункт лучше всего американский контингент подходит, который в Адажи дислоцирован. Они и с оружием, и от местных отличаются, и техника при них.
Про технику и взрывы распространяться не буду — это вообще непонятно, зачем сюда включено. Говорят, пуганая ворона куста боится — с народа станется обо всякой петарде в органы сообщать.
Итак, пока экс-президент Вайра Вике-Фрейберга, нынешний премьер-министр Лаймдота Страуюма и прочие высокопоставленные лица в своих интервью пытаются успокоить народ (насколько у них это получается, вопрос отдельный), другие официальные персоны инструктируют народ, как паковать рюкзаки на случай, если придётся драпать, или, если прижмёт, устраивать дома то, что в Интернете называется гнездом параноика (даже сайт есть с таким названием), где можно окопаться в ожидании войны либо какой другой катастрофы глобального масштаба.
Да что там говорить, если год назад политтехнолог Юргис Лиепниекс опубликовал на сайте Puaro.lv материал, который так и называется — «Как себя вести, если начнётся война».
Там действительно приводятся инструкции по выживанию, практически пошаговые (желающие могут ознакомиться с ними в оригинале). Суть их вкратце состоит в том, что надо пытаться как можно скорее выбраться из большого города, где в случае военных действий реально тяжело будет выжить, так как от инфраструктуры вскорости останутся рожки да ножки, добраться до родных или знакомых в сельской местности, где есть хозяйство и какие-то припасы, и там держать круговую оборону.
В отличие от генерала Пенциса, который говорит, что в случае войны в основном будут те же самые угрозы, что и в мирное время (пожары, наводнения, обрушившиеся дома), только в большем масштабе, Лиепниекс акцентирует внимание на контактах с людьми: как военнослужащими той и другой стороны, так и бандами мародёров, которые грабят всё, что попадётся под руку, и на том, как этих контактов по возможности избежать.
Впрочем, я предпочитаю доверять нашему экс-президенту в том плане, что войны не будет. Оптимизм великая вещь, и без него впору совсем зачахнуть. Гадать, конечно, занятие неблагодарное, но будем настраиваться на то, что никому не придётся ни эвакуироваться, ни окапываться, ни встречать с цветами танки. Причём совершенно неважно, какой армии. Закончу цитатой того же самого Юргиса Лиепниекса: «Будем надеяться, что идиоты-политики и экстремисты и дегенераты всех мастей никогда не заведут нас так далеко».
Элита КЛУШИНЯ.
Что будет, если …всем негражданам дадут гражданство? Следующая публикация:
«Рандеву» с Лаймой Вайкуле