Особенно если его там нет…
Дневник евродепутата
Андрей Мамыкин
Решение главы латвийского государства не баллотироваться на второй срок, конечно же, было выстрадано Андрисом Берзиньшем. В последние полгода, если не раньше, его, как говорит наша молодёжь, троллили в латвийском политическом истэблишменте почём зря: осуждали его мягкую позицию по Украине, смеялись над его местами неловким английским, осуждали его интерес к Средней Азии и странам Каспийского моря и критиковали за то, что мало ездит по странам западной демократии и США. А президент лишь, оправдываясь, твердил: я за развитие экономики, за новые рабочие места, за развитие отношений со странами, куда латвийский бизнес может прийти и принести пользу Латвии.
Берзиньш — человек для мирного времени, заявила Сандра Калниете в интервью государственному телевидению. Что явно означает, что сейчас Латвия находится в состоянии войны и рабочие места ей не нужны. Приехали.
Сама Сандра Калниете выдвинула себя в президенты давно. Давала интервью «самому демократичному и свободному» журналу Ir, там и проговорилась. Мол, говорит, раз нет достойных кандидатов, то можно меня. Прямо вспоминается незабвенное «командовать парадом буду я!».
Но не тут-то было. Только-только Сандра Калниете дала большое телевизионное интервью на LTV (даже заседание комитета по иностранным делам в ЕП под это дело прогуляла), как о своих президентских амбициях заявила мотающая третий срок в ЕП евродепутат Инесе Вайдере.
* * *
О чём это говорит? А вот о чём. Может, я ошибаюсь, но Калниете и Вайдере между собой даже в самолёте не разговаривают, когда вместе с вашим покорным слугой летят на выходные из Брюсселя на родину.
Умные политологи-комментаторы-аналитики давно говорят, что в партии «Единство» несколько центров власти. И Калниете с Вайдере принадлежат к разным из них. Соответственно, два самономинированных кандидата в президенты от одной партии — лишь свидетельство борьбы за власть внутри партии премьера, а также о большом количестве амбициозных женщин на один квадратный метр партии.
* * *
Из остальных кандидатов явно выделяются два, причём оба юристы: западник Эгил Левитс и бывший глава Конституционного суда Гунар Кутрис.
Первый, то есть Левитс, вроде и был приемлем для партии «Единство» безо всяких Калниете и Вайдере, но «замарался» тем, что его официально выдвинули конкуренты «Единства» по борьбе за национально озабоченный электорат — «Национальное объединение». И теперь «Единству» согласиться поддерживать Левитса — всё равно что признать, что они проиграли эту битву националам.
Другой — Гунар Кутрис, человек, вне всякого сомнения, достойный. Юрист экстракласса, во время его руководства Конституционным судом ни у кого не было и тени сомнения о влиянии политиков на главный суд страны. Но с ним другая беда: его политическая партия (партия экс-госконтролёра Ингуны Судрабы) малочисленна в Сейме и подобно «Согласию» сидит в глухой оппозиции. И что не может не беспокоить: «Единство» явно попытается вылить на Кутриса компромат, чтобы измазать его грязью в свойственной этой партии манере. А мужика жаль, Кутрис правда порядочный. О нём только так даже его студенты в ЛУ отзываются: порядочный мужик и хороший человек. И всегда добавляют: и зачем он пошёл в политику?
Третья партия коалиции тоже не сидит сложа руки. «Зелёные» крестьяне (пусть и неофициально) выдвинули целую плеяду кандидатов: тут и нынешний министр обороны Раймонд Вейонис, и глава Минздрава Гунтис Белевич… И даже как-то всем «зелёным» не вспомнилось, что Вейонис ещё год назад получил изрядную порцию критики за то, что после тёмной и неясной сделки по продаже латвийского государственного банка Citadele отправился на частном самолёте отдыхать в Грузию.
Получил он порцию этой традиционно оригинальной критики от мэра Вентспилса Айвара Лембергса. «Обмывать покупку, наверное, ездили…» — заявил Лембергс о своём, по сути, сопартийце в прямом эфире на ПБК. Но, похоже, других сильных кандидатов у «зелёных» попросту нет.
Однако ещё пара недель такого брожения и — держу пари! — мы все станем свидетелями победного выхода на арену бывшего президента Вайры Вике-Фрейберги. Хотя этому может помешать только партия «Согласие», выдвинув в кандидаты какого-то достойного человека, как «Согласие» сделало в 2007 году: тогда, если помните, в пику Затлерсу был выдвинут бывший глава Конституционного суда Айвар Эндзиньш. И ему до президентского кресла не хватило совсем чуть-чуть голосов… Победил Затлерс, но оригинальный и эффектный ход «Согласия» оценили все.
* * *
К чему я это всё рассказываю? Понятно, что на этот раз простой народ к президенту будет иметь весьма опосредованное отношение. Ибо не народ, а лишь 51 депутат (этого количества уже достаточно) будет выбирать президента. Ну и, понятное дело, ни одно голосование на самом народном портале в Латвии не указ политикам при выборе главы государства.
И напрашивается ещё второй вывод. Новый президент должен заступить на пост 8 июля. Нынешнее правительство трещит по швам и в коалиции совсем согласья нет. (Я не одноимённую партию имею в виду, а их нынешнее состояние.)
В этой связи выборы президенты явно будут вкупе с переговорами о новом премьер-министре и новом правительстве. Потому что после 1 июля нас ничто не удержит от традиционного латвийского развлечения политиков: валим это правительство, создаём новое. Почему именно после 1 июля? Потому что в этот день закончится председательство Латвии в совете ЕС и, уже не оглядываясь на косые взгляды строгих дяденек из Еврокомиссии, можно будет выгнать всех строптивых министров и с почётом, оркестром и персональной пенсией проводить на заслуженный отдых премьера Лаймдоту Страуюму. Устала она, пора на покой.
Мон-Сен-Мишель: чудо архангела Следующая публикация:
Держи карму шире!