Русские люди много утратили за годы революций и войн, но есть невидимая сила, которая помогает им выстоять. Об этом актёр Сергей Безруков рассказал во время съёмок фильма о Вещем Олеге
— Молодые люди часто говорят: зачем нам вообще знать историю? Не говоря уже о древней — зачем это надо? Вам, Сергей, интересна древняя история и почему?
— Без знания древней истории невозможно строить будущее, особенно для молодёжи.
Человек, не помнящий о своих корнях, обречён просто на трагическое существование. Я понимаю, что в современном мире люди часто пытаются обойтись без этого, они про свой род ничего не знают, про своих дедушек и бабушек, и даже не интересуются. Это печально. Если вы не знаете своих корней, истории, вы теряете силу.
— Вещий Олег… Каким вы его представляете? Почему эта фигура интересна сейчас?
— На самом деле Вещий Олег, князь Олег — это, конечно, легендарная личность и, может быть, самая таинственная в истории Древней Руси, потому как о других вроде бы мы что-то знаем по преданиям, по летописям. А о нём — по школьной программе. А ведь именно Олег — основатель древнего русского государства в Европе. Он объединил огромное количество племён, где были поляне, древляне, вятичи, кривичи, и возникло мощное государство под названием Древняя Русь.
Что ещё я помню со школы? Князь Олег — правитель Древней Руси конца IX — начала Х века. Вспоминаю по датам из школьной программы: 882 год — взятие Куябы, Киева. Именно этот год является, как мы учили, основанием древнерусского государства. Понятно, что это всё приблизительно, как и многое в истории, найдутся, наверное, те, кто считает совершенно иначе. Но именно этот правитель прошёл знаменитый путь из варяг в греки вдоль торгового пути на юг, он когда-то стоял у стен Константинополя (Царьграда), чем привёл в ужас Византию и смог договориться о беспошлинной торговле наших купцов. Ещё помню, что он погиб от укуса змеи.
Князя Олега недаром прозвали Вещим. Вещий означает «знающий, предвидящий будущее». Он прославился как потрясающий полководец, наводивший страх на многих, на тех самых хазар. Александр Сергеевич Пушкин постарался это подчеркнуть в «Песне о вещем Олеге», которую мы с детства практически знаем наизусть — во всяком случае, начало:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам…
А если вспомнить знаменитую песню белой гвардии у Михаила Афанасьевича Булгакова в «Днях Турбиных»? Белые офицеры поют:
Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною…
Практически это марш-гимн белых офицеров, и они очень его любили.
— То есть Вещий Олег, конечно же, вошёл в сознание разных слоёв нашего народа очень плотно…
— Его имя неразрывно связано с историей Древней Руси, с воспоминаниями о наших корнях. Стоит произнести: Вещий Олег, князь Игорь («Слово о полку Игореве»), князь Владимир… И у нас сразу начинаются детские воспоминания — то, что мы изучали по древней истории. И стихи Пушкина:
Запомни же ныне ты слово моё:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твоё:
Твой щит на вратах Цареграда:
И волны и суша покорны тебе…
История повторяется
— А вам не кажется, что есть много общего между той исторической ситуацией и тем, что у нас сейчас происходит?
— История имеет свойство повторяться. Об этом говорят исследователи, учёные, философы. Она, как по спирали, действительно делает виток. И порой мы ощущаем на себе, что всё это когда-то уже было…
— Но история пишется людьми…
— Поэтому она, может быть, самый сложный предмет сегодня. Люди высказывают своё отношение, от этого историю порой можно трактовать по-разному. Многое зависит от учителя, преподавателя. Он может рассказать, основываясь на определённых источниках. Есть некие западные источники, которые говорят о том, что Олег вообще не был князем, что князем был Игорь, а Олег был просто воеводой. Но почему-то именно об Олеге складывались и песни, и былины — именно об Олеге, заметьте, не о князе Игоре. Князь Игорь — отдельная история.
А корни у нас сильные
— Нашему народу снова выпали испытания…
— По-моему, над народом ставят жуткие эксперименты. Вообще, русский народ выживает, по-моему, в любых условиях. Но он не заслужил такого количества испытаний. Может быть, какая-то генетическая сила внутренняя заложена, потому что, несмотря на беды и войны, народ всё равно восстанавливает свою силу. Благодаря своим сильным корням…
— Этому, конечно, способствует генетическая память…
— И знания, энергетические коренные. Говорят, что когда ты стоишь на родной земле, земля помогает. Если вспомнить сказки и былины, то всегда, практически в каждой сказке, в каждой былине, есть упоминание о той самой земле, на которой стоишь. Я не помню, чтобы, допустим, в сказках немецких, английских, французских воину, стоящему на земле, помогала немецкая, французская земля… А вот именно русская — помогала, да.
Так что народу надо доверять. Что бы с ним ни делали, как его ни били, как ни спаивали, всё равно, стиснув зубы и сжав кулаки, он стоит на ногах.
…Знаете, актёры иногда говорят: «Чувствую, но сказать не могу». Сказать могут писатели, сатирики. А актёр воспроизводит в основном написанные тексты, но должен прочувствовать их. Это, мне кажется, сильно роднит с народным ощущением: народ порой сказать не может, но он чувствует истину и чувству доверяет. Это проявляется в сказках, летописях. Вот есть какое-то особое отношение к Вещему Олегу — родитель, самое начало начал.
— Кроме того, воинские подвиги Олега — предмет гордости…
— Русского воина всегда уважали, потому что есть в этом какая-то необъяснимая сила. Как и во время Великой Отечественной было: уже патроны и снаряды кончились, а люди на последнем дыхании вставали и бились до конца, вызывая уважение даже у врага, не понимающего, откуда берётся эта сила. А ведь всё идёт из тех незапамятных времён…
Что-то нами утрачено
— Сергей, судя по всему, вы сильно ощущаете свою связь с корнями…
— Я просто актёр, человек интуитивный. Эта интуиция помогает мне в жизни и в профессии. Как показывает опыт, это правильно. Кстати, особой интуицией обладали, наверное, наши предки. Думаю, что понятие «видящий» не было редкостью в те времена, когда были люди, которые могли разговаривать с ветром, с солнцем…
— Волхвы.
— Волхвы. Многие могли предвидеть, обладали природными знаниями. Только мы, к великому сожалению, утратили это за годы тех самых экспериментов над нашим народом и страной: революций, войн, провокаций. «Что-то всеми навек утрачено», — писал Есенин. Но всё равно надеюсь, что не до конца. Пока мы интересуемся корнями, правдой, не всё для нас потеряно.
В Багдаде не всё спокойно Следующая публикация:
СКАЗКА — БЫЛЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК