Исследователь из Израиля считает латвийские синагоги драгоценными бусинками на всемирной божественной линии
В музее «Рижский центр югендстиля», что на прекрасной улице Алберта, открылась выставка «Жемчужина югендстиля — Рижская синагога», где рассказывается о еврейском культурном наследии Латвии.
Из истории
Рижская синагога в Старом городе на улице Пейтавас, 6/8, — это и центр духовной жизни еврейской общины, и одно из красивейших строений югендстиля. В конце XIX века в Вецриге образовалась религиозная община, объединившая евреев, живших там. Для постройки синагоги купили участок земли, в 1903 году получили разрешение на строительство, и через два года здание синагоги было построено.
После захвата Риги нацистами все синагоги города были сожжены — кроме той, что на Пейтавас. Здесь устроили склад… После Великой Отечественной войны богослужения в синагоге возобновились. В советское время это была одна из немногих во всём СССР действующих синагог. А сегодня синагога на Пейтавас — единственная действующая в Риге. Кроме того, это одно из немногих культовых зданий Риги, построенных в стиле модерн (югендстиль).
Несколько дней в Риге гостил руководитель Центра еврейского искусства Еврейского университета Иерусалима Сергей Кравцов. Он прочёл несколько лекций об истории синагог Центральной и Восточной Европы. Специально для корреспондентов «Субботы» он провёл экскурсию по музею.
Божественная нить синагог
— При строительстве синагог архитекторы стараются, чтобы они все были как-то связаны друг с другом, образуя непрерывную культурную цепочку. Распространена такая история, что вся архитектура началась с Адама, которого Бог научил строить. Эти знания передались Каину, его детям и дальше — в Месопотамию, Египет, к финикийцам, до Иерусалима, где построили Храм Соломона. Наконец, все знания пришли сквозь века в Европу.
Такая непрерывная божественная линия — если хотите, святая нить, на которую надеты драгоценные бусинки — синагоги. И новые синагоги строятся так, чтобы органично вписываться в общую картину, — говорит Сергей Кравцов.
Экспозиция создана общими силами частных коллекционеров, Совета латвийских еврейских общин, посольства Израиля. Её поддержал Латвийский государственный исторический архив.
— Выставка приурочена к 110-летию Рижской синагоги и продлится до мая, — рассказала директор музея Агрита Типане. — В Латвии живёт много национальных и религиозных общин, и так получается, что еврейская диаспора здесь огромная, но русские и латыши о ней, о её вере и традициях знают крайне мало. У нас выставлены в том числе культовые предметы (с XIX века), которые могут хоть немного рассказать о вере еврейского народа.
Вот, например, свиток Торы — совокупности иудейского религиозного закона. Когда его читают, нельзя водить пальцем по бумаге. Чтобы было легче следить, «вести строку», создали металлическую указку — как правило, она очень красивая и с крошечной металлической человеческой кистью с вытянутым пальцем, которым и водят по свитку. А на этом стенде палочки — древо жизни, — на которые намотан свиток: его перематывают с одной на вторую по мере чтения. Рядом — корона Торы с крошечными колокольчиками. И когда Тору несут через храм, держа корону, раздаётся яркий звон.
Напротив на стенде ханукальные светильники. У нас представлены светильники, сделанные в технике филиграни, — редкий тип, распространённый не столько в Израиле, сколько в Восточной Европе, — говорит Агрита Типане и ещё около часа рассказывает об экспонатах. Интересно!
Еврейский вопрос и наследие Бандеры
— В Латвии есть очень интересные малоизвестные синагоги, — рассказывает руководитель Центра еврейского искусства Еврейского университета Иерусалима Сергей Кравцов. — Скажем, уникальная деревянная Зелёная синагога в Резекне. Она сейчас реставрируется, на это выделены европейские деньги. Исключительно интересна синагога в Лудзе. До Второй мировой войны в тех краях жило много евреев. Рекомендую побывать и в синагоге в Кулдиге — там целый комплекс зданий, аналогов которых больше нет в Прибалтике.
Сейчас в Латвии, насколько я знаю, десятка три-четыре синагог, что, в общем-то, неплохо. Хотя по сравнению с тем, что было до Второй мировой войны, мало, поскольку тогда их действовали здесь пара сотен, это точно. Богатое наследие, часть огромной культуры еврейского народа были тогда уничтожены…
— Кстати о сохранении еврейского наследия. Что с ним происходило в годы Второй мировой, известно, равно как и то, что творили с евреями нацисты. А вам не кажется, что история может повториться? В мире сейчас всё громче говорят о возрождении нацизма, о всё более жёстком и откровенном антисемитизме. Мы с вами беседуем накануне 16 марта, когда в нескольких кварталах от синагоги будут маршировать ветераны легиона Waffen SS. В Польше и Германии проходят марши неонацистов, на Украине — многотысячные шествия бандеровцев…
— Я ведь гражданин и Украины, а не только Израиля, родом из Львова, учился в том же Политехническом институте, что и Степан Бандера. И сейчас говорить о возрождении нацизма на той же Украине спекулятивно в высшей степени! Если не смотреть российский Первый канал, многие вещи выглядят намного более спокойно. И когда начинается дискуссия на эту тему, я чувствую себя жидобандеровцем. Я выступаю за единую и неделимую Украину.
— Удивили!
— Почему? Так чувствуют себя очень многие на Украине.
— ???
— И я чувствую себя солидарным с народом Украины.
— Так ведь на Украине и евреев избивают, и синагоги разрушают — те самые поклонники Бандеры, что кричат: «Слава Украине — героям слава!»
— Не собираюсь с вами это обсуждать. У меня есть своё мнение.
— Можете его озвучить?
— Нет.
— И не опасаетесь, что то самое еврейское культурное наследие, ваше наследие, на той же Украине будет уничтожено?
— Не боюсь. Если же говорить о моём Государстве Израиль, где я сейчас живу, то оно в этом конфликте занимает нейтральную позицию, при этом, как и прежде, громко говорит о репатриации своего народа. У евреев всего мира есть место, куда они могут приехать и жить в безопасности.
Игорь МЕЙДЕН.
Фото — Владимир СТАРКОВ.
Евроосуждение России Следующая публикация:
Юрмала, которую мы потеряли