Неудобные вопросы к министру благосостояния Латвии Улдису Аугулису
Улдис Аугулис на посту министра благосостояния не новичок. До того как заступить на этот пост в январе 2014 года, он уже возглавлял это министерство в период с 2009 по 2010 год.
Потому очень хочется верить, что господин Аугулис не может не знать, как сделать нашу жизнь хоть чуточку лучше. А главное — имеет на то желание.
«Суббота» встретилась с политиком в рамках программы Латвийского радио 4 «Действующие лица».
40 миллионов для 20 тысяч латвийских безработных
— Какой вам видится картина благосостояния нашего общества в ближайшем будущем, если учитывать и общий рост цен, и тот факт, что с февраля этого года в той же Риге почти вдвое поднялись цены на билеты в общественном транспорте?
— Начнём с того, что в прошлом, 2014 году в балансе бюджета нашего государства осталось 100 000 000 евро. Это значит, что мы тратим меньше, чем у нас накапливается денег…
В целом, если наша страна не будет в будущем переживать большие экономические кризисы, и больше не будет падать российский рубль в связи с ситуацией на Украине (потому что экономики наших стран тесно связаны), и если у нас не будет расти безработица, наше благосостояние должно обязательно повыситься.
Эти прогнозы я делаю исходя из того, что помимо повышения минимальной зарплаты за минувший год у нас на 2,4 процента снизилось число так называемых долгосрочных безработных — людей, которые не работали по нескольку лет.
Кроме того, у нас стал активно работать европейский проект по трудоустройству молодёжи. Из 11 000 молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет, которые прошли через этот проект, более 6000 нашли работу и сейчас работают. И в этом году мы будем продолжать этот проект.
Свободные рабочие места в Латвии есть. Вопрос в другом — если изучить дела среднестатистических латвийских безработных, то выяснится, что большинство из них просто не имеют образования. И в частности 63 процента безработной молодёжи в Латвии имеют либо среднее образование, либо ниже среднего.
— На интернет-странице вашего министерства говорится, что Евросоюз готов выделить до 2023 года 40 миллионов евро для трудоустройства и возвращения на рынок 20 000 латвийских безработных. При таком раскладе не слишком ли много денег будет тратиться на одного безработного?
— Если посчитать общий объём денег, который тратится на «долгосрочных» безработных, то окажется, что нет. Тем более что через эту программу (а она предусматривает и образовательные программы, и практические) до 2023 года пройдёт гораздо больше, чем 20 000 человек.
— А ещё есть цифры, согласно которым Евросоюз готов потратить 59 000 евро на поддержку безработных среди молодёжи. Это правда?
— Да, но это уже другая программа.
Про идеи и дела
— Интересно, почему же люди в нашей стране живут так бедно? Если выделяются такие большие деньги на поддержку безработных, если в бюджете есть накопления… Наверное, потому, что большинство населения страны сидит на пособиях, да?
— Нет, потому что мы высчитываем налоги из очень маленьких зарплат. А конкретно — 34 процента работающих людей выплачивают налоги из минимальных зарплат или зарплат меньше минимальных.
— У вас есть идеи о том, как изменить эту ситуацию?
— Несколько изменений уже произошло: мы повысили минимальную зарплату и на один процент снизили подоходный налог. Сейчас работаем над повышением необлагаемого минимума, а также над тем, чтобы семьи с детьми могли получать достойные пособия.
Потому что у нас в стране проживают примерно 20 000 семей, в которых муж и жена работают за минимальную зарплату и воспитывают двоих-троих детей. Это абсолютно ненормальная ситуация, когда оба работающих родителя не могут обеспечить своих детей.
Самое главное для нашего министерства и конкретно для меня как министра — удержать специальный бюджет, чтобы не было так, как до кризисного времени, когда каждый придумывал, как ему взять средства из спецбюджета.
Если мы не хотим страдать из-за возможных кризисов, нашей стране нужны накопления в объёме дополнительного бюджета одного года. И если будем нормально работать, то к 2018 году наши накопления составят больше 700 миллионов евро.
Такие прогнозы я делаю с учётом того, что в 2014 году накопления составили 100 миллионов, а к концу этого года они должны быть уже более 250 миллионов.
— В прошлом году Еврокомиссия назвала систему социальной поддержки в Латвии неэффективной. Что за неэффективность имели они в виду?
— Если быть точными, они сказали, что надо улучшить эффективность системы социальной поддержки. И мы учли их рекомендации — подали правительству концепцию о минимальных выплатах, указав, что и как надо высчитывать. А за пример взяли средние выплаты, необходимые для ведения одного латвийского домашнего хозяйства.
Потому что раньше у нас вообще не было зафиксировано в цифрах никакого определённого социально-экономического уровня, отталкиваясь от которого, можно было всё оценивать и высчитывать. Например, размер социального пособия не имел никакого аналитического объяснения.
В том числе мы договорились о прямом взаимодействии с ассоциацией латвийских самоуправлений, которые имеют конкретные данные о малообеспеченных лицах.
— А делаете ли вы что-то для того, чтобы ограничить выплату пособий тем людям, которые получили статус малоимущих, но на самом деле живут достаточно богато, имея теневые доходы?
— Да, делаем. С этой целью служба госконтроля ввела особый контроль в самоуправлениях, и в некоторых из них уже были выявлены подобные лица. А проблема, почему такие люди получали статус малоимущих, состоит в большей степени в том, что до сих пор все базы данных в Латвии находятся в разных местах.
Я ещё в 2009 году говорил о том, что их все надо объединить: и базу данных по недвижимости, и базу данных малоимущих, и т. д., чтобы социальные работники могли сразу на месте ориентироваться. Такая объединённая система уже будет готова к середине 2015 года.
Кроме того, мы не можем сказать, что у нас нет порядка в выдаче статусов малоимущих. Да, есть отдельные частные истории, но это не массово.
Как мы будем думать о будущем
— Приезжая в другую страну, по каким критериям вы в первую очередь оцениваете уровень её благосостояния?
— Этот уровень оценивается всегда в целом. Для меня к самым приоритетным критериям, по которым можно оценивать благосостояние страны, относится наличие большого количества высокооплачиваемых мест для высококвалифицированных специалистов. На это ориентируется прежде всего и наше министерство благосостояния.
И не могу вместе с тем не сказать, что проблема безработных, которые утратили квалификацию или не имеют её вовсе, — это проблема для всех стран Евросоюза.
Чтобы жить стало лучше, нам надо больше работать системно. Смотреть на проблемы в целом и оценивать их с социально-экономической точки зрения. И думать о том, что с нами будет через 30-40 лет.
Наталия ЗАХАРЬЯТ.
Улдис Аугулис (42 года) — министр благосостояния Латвии, бывший министр сообщений (2010-11 гг.). Депутат IX, X и XI Сеймов Латвии. Председатель правления Союза «зелёных» и крестьян.
«Я актёр, а не политолог!» Следующая публикация:
Парни подземелья
Почему бедно живут? Да потому что зарплаты грошовые и то если повезет её получить.
Мне вот кстати не заплатили зарплату и справедливости в Латвии я не нашел. К чему тогда работать на страну которая вытирает ноги об жителей и трясет, как Буратино.
Я работал в Permalat — BMW autocentrs, зарплату не получил, обратился в трудовую инспекцию, результат нулевой.
Вывод напрашивается сам собой:
— Латвия, страна где выигрывает только государство. Человек работал, платил налоги из не полученной зарплаты… а от государства в ответ ничего.
Можно подать в суд, как обычно советуют в трудовой инспекции после того как они провели работу по «оказанию помощи» работнику. Но при подаче в суд надо заплатить гос.пошлину, заплатить юристам… в итоге в ходе рассмотрения дела в суде не трудно предугадать финал — …дело закрыто в связи с недостаточностью фактов, документов, информации… В общем работник понес еще большие потери в виде уплат гос. пошлин и вознаграждений юристам.
Государство счастливо, чиновники тоже — в гос. казну снова поступили деньги от работника хоть и таким ужасным для него концом. Чиновники могут продолжать покупать себе недвижимость, новые машины, ездить на курорты, принимать новые законы направленные на «улучшение» рабочей ситуации в стране.
Вы работайте, платите налоги, а на что вам жить спросите у Бога.
Так что не ходите туда работать, это сбережет ваши нервы и в первую очередь деньги.