На веб-сайте МИДа Латвии причиной включения в чёрные списки названо то, что Иосиф Давыдович способствовал нарушению целостности Украины. В телепрограмме «Панорама» Ринкевич заявил, что все три российских артиста публично поддержали нарушение норм политики Европы в отношении Крыма.
Но тогда почему, имея ту же информацию про Кобзона, ни одна другая европейская страна ему не отказала во въезде? А после того случая Иосиф Давыдович беспрепятственно въезжал во многие страны ЕС.
Как, кого и почему включают в списки персон нон грата Латвии.
В одной из первых редакций поэмы «Мёртвые души» Чичиков произносит замечательные фразы: «Не стыдно ли тебе так поступать с нами? Ты всё бы хотел нас видеть прибранными, да выбритыми, да во фраках. Нет, ты полюби нас чёрненькими, а беленькими нас всякий полюбит».
Трудно сказать, читал ли министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич «Мёртвые души», но любить или хотя бы просто уважать людей, которые мыслят по-иному, нежели он, министр явно не готов. При всём своём имидже убеждённого либерала и демократа.
Объясняя свои решения, наш министр иностранных дел всякий раз ссылается на общую политику Европы в отношении «агрессии России на Украине», но при этом большинство артистов, внесённых им в список нежеланных, свободно въезжают в другие страны ЕС и выступают там. К примеру, Валерия дала концерт в лондонском Альберт-холле. Чем же эти артисты насолили конкретно Латвии, министр не уточняет.
В связи с чем возникают справедливые подозрения, не использует ли г-н Ринкевич эти «мёртвые» для Латвии души с чичиковской целью — чтобы, подобно гоголевскому герою, настричь купонов. В данном случае — набрать себе политических очков.
Стали мы чертей считать…
Справедливости ради, нынешний глава МИДа далеко не пионер в истории с запретами на въезд. О существовании чёрных списков Латвии впервые стало известно в 1999 году, благодаря признанию чиновника Управления по делам гражданства и миграции.
Оказалось, что первые персоны нон грата Латвия объявила аж в 1993 году. Но имена и фамилии — информация секретная. Зачастую она становится известной лишь при попытке включённого в список человека пересечь границу. Лишь министр Ринкевич ввёл моду предупреждать «чёрненьких» накануне приезда через свой аккаунт в социальной сети Twitter.
За 21 год число неугодных достигло 29 443. Многих из них на сегодня из списка уже вычеркнули. Некоторых успели не только вычеркнуть, но и вернуть обратно. Например, Иосифа Кобзона. На данный момент невъездными в Латвию числятся около 5000 человек. В прошлом году список пополнился на 519 фамилий, в этом — более чем на 400.
Кого не хочет Латвия
Один из старожилов чёрного списка Латвии — российский возмутитель спокойствия Владимир Жириновский, который не раз резко высказывался в адрес нашей страны, обзывая её «прибалтийской шавкой», пугая оккупацией и уничтожением. В этом году скандальный политик угодил и в общий чёрный список ЕС.
В разные годы неугодными в Латвии были такие российские деятели, как Виктор Анпилов, Геннадий Зюганов, Виктор Алкснис, Эдуард Лимонов…
В 2011 году невъездным стал и экс-мэр Москвы Юрий Лужков. Попав в опалу у себя на родине, он искал возможности осесть в Европе. Латвию рассматривал как один из вариантов — здесь у Лужкова была недвижимость.
Но наш министр внутренних дел отказал бывшему московскому градоначальнику. Юрий Михайлович пытался найти правду в суде — буквально недавно, спустя три года после подачи заявления, районный суд Риги дело закрыл с постановлением: Лужков даже не имел права обжаловать решение МВД.
* * *
Весьма урожайным на политические скандалы стал 2012 год, когда Ринкевич объявил персонами нон грата сразу двух российских историков — Александра Дюкова и Владимира Симиндея: «На основе отчёта компетентных служб о не желаемых осознанных действиях этих лиц, что вредит Латвии и её гражданам». Историков занесли в чёрный список всей Шенгенской зоны.
Летом того же года невъездным стал историк, политолог и эксперт по странам постсоветского зарубежья Модест Колеров, которому в 2007 и 2009 годах, без объяснения причин, отказали во въезде в Литву и Эстонию, но в Латвию в июне 2012 года впустили, чтобы… в августе включить в чёрный список.
* * *
В этом году пошла мода не впущать артистов. В канун конкурса «Новая волна» Ринкевич объявил невъездными певцов Валерию, Олега Газманова и Иосифа Кобзона. Как и Лужкова, наличие квартиры в Юрмале не спасло Газманова от карающего пера Ринкевича. Доступ к недвижимости был отрезан.
* * *
3 ноября Валерия отправила письмо на латышском, русском и английском языках президенту Латвии Андрису Берзиньшу, в котором попросила дать правовую оценку действиям МИДа — «честную и справедливую, как это принято в суверенных и демократических странах». Певица указала, что «никогда не выступала за агрессию и конфронтацию между странами». И сделала упор на особое отношение к Латвии: «мой творческий путь начался именно в Юрмале в 1987 году». Канцелярия президента обещала ответить в течение месяца.
* * *
Осенью список пополнился Иваном Охлобыстиным («разжигает этническую вражду») и Михаилом Пореченковым (за стрельбу из пулемёта в Донецком аэропорту). Охлобыстин описал действия министра, как «замуровали, демоны».
Кобзон против Латвии
«Суббота» побеседовала с адвокатом певца: Иосиф Давыдович готов идти до конца, чтобы доказать несправедливость решения латвийских властей.
В чёрном списке Латвии Иосиф Кобзон оказался не в первый раз. В 2003 году министр внутренних дел Марис Гулбис подписал распоряжение, по которому певец не мог быть допущен к «Новой волне». Но уже 21 июня 2004 года следующий министр внутренних дел Эрик Екабсонс вернул Кобзону право въезда. Иосиф Давыдович как раз успел к фестивалю в Юрмале.
Ни первый, ни второй министр свои решения особо не объясняли.
Десять лет спустя история повторилась. Накануне «Новой волны» певца снова объявили персоной нон грата. И Кобзон снова намерен постоять за себя.
Латвийского адвоката Байбу Дидрихсоне певцу рекомендовал полномочный представитель правительства Российской Федерации в высших судебных инстанциях, доктор юридических наук и старейшина клуба «Что? Где? Когда?» Михаил Барщевский.
По мнению Михаила Юрьевича, иск Кобзона — дело беспроигрышное, если не в суде Латвии, то в Европейском суде по правам человека. Байба Дидрихсоне с этим согласна. Хоть и предполагает, что одним годом история не ограничится.
«Переговоры с певцом начались ещё летом, сразу после «Новой волны», — рассказала Байба. — 1 сентября я получила доверенность на ведение «дела Кобзона». Мы обратились в МИД, чтобы выяснить причины, по которым Иосифа Давыдовича внесли в чёрный список, — сам он считает решение необоснованным.
Мне отказали, мотивировав секретностью.
Нам остаётся лишь пользоваться открытыми источниками информации.
На веб-сайте МИДа Латвии причиной включения в чёрные списки названо то, что Иосиф Давыдович способствовал нарушению целостности Украины. В телепрограмме «Панорама» Ринкевич заявил, что все три российских артиста публично поддержали нарушение норм политики Европы в отношении Крыма.
Но тогда почему, имея ту же информацию про Кобзона, ни одна другая европейская страна ему не отказала во въезде? А после того случая Иосиф Давыдович беспрепятственно въезжал во многие страны ЕС.
Получается, Кобзона упрекают в том, что он публично выражал своё мнение — это прямое нарушение его права на свободу слова. Кроме того, ему отказано в праве на законный суд на территории Латвии — ни одна инстанция не взялась пересматривать решение министра (Ринкевича).
Сейчас мы оформляем документы для подачи их в Европейский суд по правам человека. Там всё не быстро. Практика показывает, что дело «Кобзон против Латвии» может быть рассмотрено и через 8-10 лет. Тем более что до сих пор подобные судебные тяжбы касались лишь людей, которых незаконно выдворили из страны.
Если будет доказано, что Латвия нанесла моральный ущерб Кобзону, ущемив его права человека, ЕСПЧ установит размер компенсации, который Латвия должна будет выплатить певцу.
Возможно также, что мы обратимся в Конституционный суд Латвии. Он может указать, что одна из норм нашего закона об иммиграции не соответствует праву на справедливый суд.
Если это случится, то Сейм должен пересмотреть норму. И я буду добиваться, чтобы это дало возможность обжаловать решение Ринкевича по Кобзону в латвийском суде».
Удар по Михалкову
Скандальная передача LTV «Запрещённый приём» (Aizliegtais panneemiens) задалась вопросом, насколько действия министра иностранных дел согласуются с политикой демократии и свободы слова в Латвии.
Журналисты проанализировали причины отказа во въезде Валерии и Охлобыстину — в чём артисты провинились перед Латвией? Ведь в другие страны ЕС им никто не запрещает ездить.
Оказалось, что речь вражды в адрес геев (что вменяется в вину Охлобыстину) и непризнание аннексии Крыма (что вменяется Валерии) в Латвии не входят в конфликт с законом. Иначе на судебной скамье оказались бы сотни и тысячи людей. К примеру, музыкант Каспар Димитерс никогда не скрывал своей жёсткой позиции в отношении геев и сравнивал политику ЛГБТ с… фашизмом («Те уничтожали физически, а эти — духовно»).
Ведущий передачи Гунтис Боярс усмотрел в решении Эдгара Ринкевича явные противоречия с важным условием демократии — свободой слова. А под конец даже поставил вопрос ребром: не была ли причиной отказа во въезде Охлобыстина личная обида министра, который сообщил всем, что он гей. Тогда ситуация смахивает на сведение личных счетов.
«О какой национальной безопасности может идти речь? Половина Латвии выехала! Люди бегут отсюда! — дал эмоциональный комментарий один из экспертов передачи актёр Мартиньш Вилсонс (зрители его помнят по главной роли в фильме «Мираж»), активно снимающийся в российском кино. — Мы бедная страна в буферной зоне. Мы всюду следуем за Европой. Ринкевич просто обиделся за геев…»
Если же Латвия запрещает въезд лицам, приближённым к Путину, то почему в Ригу беспрепятственно прибыл режиссёр Станислав Говорухин, который и письмо поддержки политики Путина в отношении Крыма подписал, и возглавлял выборный штаб президента России? И министр культуры РФ Мединский, который недавно без проблем пересёк границу, а ведь тоже не чужой для Путина человек.
Другой режиссёр Никита Михалков тоже официально нон грата объявлен не был. В своё время Никита Сергеевич был в Латвии в фаворе: премьер Годманис играл с ним в теннис. На премьеру фильма «Сибирский цирюльник» приходили президент Латвии Гунтис Улманис и премьер-министр Вилис Криштопанс — говорили о дружбе с Россией и великой русской культуре.
Письмо о поддержке политики Путина по Крыму Никита Сергеевич не подписывал, но своего расположения к власти никогда не скрывал. Премьера его фильма «Солнечный удар» прошла в Крыму, а недавно студия Михалкова «Три Тэ» завершила фильм «Поддубный» с Михаилом Пореченковым в главной роли.
Корреспондент «Запрещённого приёма» обзвонила несколько латвийских чиновников: представляясь организатором кинофестиваля, попыталась выяснить, имеет ли смысл приглашать Михалкова на премьеру «Солнечного удара», в главной роли которого снялся латышский актёр Мартиньш Калита.
Внятного ответа не удалось получить ни от чиновников МИДа, ни от полиции безопасности, ни от канцелярии президента.
Лишь советник министра внутренних дел Дайга Холма дала расплывчатый намёк, чтобы надежд не лелеяли: «Вчера коротко упомянула (вашу ситуацию) министру иностранных дел. Его первая реакция была — посоветовать (Михалкову) не ехать, чтобы не возникала ситуация, когда вносят в какие-то списки… Ну, может, он может просто не приезжать. Чтобы не раздражать людей. Тогда и эта дискуссия не возникнет».
* * *
Советник министра внутренних дел Дайга Холма дала расплывчатый намёк, чтобы надежд не лелеяли: «Вчера коротко упомянула (вашу ситуацию) министру иностранных дел. Его первая реакция была — посоветовать (Михалкову) не ехать, чтобы не возникала ситуация, когда вносят в какие-то списки… Ну, может, он может просто не приезжать. Чтобы не раздражать людей. Тогда и эта дискуссия не возникнет».
* * *
Встречный поезд
Разумеется, никакому государству не понравится, если его заслуженных граждан где-то обижают. В итоге злоупотребляющая чёрными списками страна может сильно испортить отношения с теми, чьих граждан она ущемляет. На практике это часто превращается в симметричный «обмен пленными».
В отместку за Газманова, Кобзона и Валерию в российский список неугодных попали директор Бюро по защите Сатверсме Янис Майзитис, депутат Сейма Андрей Юдин («Единство») и известный латвийский режиссёр Алвис Херманис… Разумеется, негостеприимная страна может отпугнуть и часть инвесторов…
Похоже, и внутри страны подобные решения симпатий власти не прибавляют. Та же передача «Запрещённый приём» всего за час собрала только в Иманте 62 подписи в поддержку вычёркивания Охлобыстина из чёрного списка Латвии. И задалась вопросом, не оказывает ли наш МИД медвежью услугу, разжигая вражду внутри страны.
Кристина ХУДЕНКО.
Посол Астра Курме и невероятные русские Следующая публикация:
Наша княжна Мери