— говорит член правления SIA Maxima Latvija Елена Кондрашова, которая, оказывается, и сама чудом осталась в живых, так как в момент второго обвала крыши магазина в Золитуде находилась в торговом зале супермаркета. Впервые Елена Кондрашова рассказывает о том, что пришлось пережить самим работникам торговой сети, а также о том, какие выводы и какие шаги сделаны компанией Maxima после трагедии.
— Елена, прошёл год со дня страшной трагедии 21 ноября, когда в рижском районе Золитуде рухнул супермаркет Maxima, в результате чего 54 человека погибли и сотни пострадали…
— Это боль, с которой мы живём почти год. Извините, не могу говорить спокойно… (Елена плачет и не скрывает слёз.) Трагедия 21 ноября стала для компании Maxima огромным потрясением, жуткой бедой… Ужас произошедшего обернулся для нас абсолютным шоком, особенно в первые дни и недели, когда мы не смогли донести до общества все наши извинения и горечь… Поэтому сегодня хочу ещё раз сказать всем людям Латвии: мы скорбим о погибших и пострадавших и разделяем боль их родных и близких!
Мы никогда не забудем этот жестокий и очень страшный урок. Мы горько сожалеем о том, что, может быть, не смогли сделать всё возможное, что от нас зависело в той экстраординарной ситуации.
Не буду скрывать, мы остановились и задумались: что же в бурном развитии нашего очень быстрорастущего предприятия было упущено? Что именно привело нас к тем событиям, которые произошли в ноябре прошлого года?
«Maxima не строила магазин, рухнувший в одночасье, и не принимала его в эксплуатацию…»
— И какой же ответ вы дали сами себе?
— Тяжёлый, правдивый и поэтому жёсткий: то замечательное развитие, которое имела наша компания с 2001 года, было настолько стремительным и успешным, что мы стали акцентироваться на самом бизнесе и в меньшей степени — на сопутствующих вещах.
Анализ ситуации привёл к тому, что мы составили «План перемен», по которому начиная с января живёт наша Maxima.
Хочу ещё сказать, что трагедия показала проблемы не только предприятия Maxima, но и общества в целом. Те нарекания, которые мы получили, во многом связаны с существующим в стране законодательством. Надо понимать, что Maxima не строила рухнувший в одночасье магазин, Maxima не принимала его в эксплуатацию. Мы в нём лишь находились и работали. И не могли предположить, что совсем ещё новое здание, которому не исполнилось даже трёх лет, может потерпеть такое крушение. Сразу выявилось, что законодательные акты, которые касаются сферы строительства, недостаточны для гарантии безопасности этих зданий… Думаю, что те изменения, которые срочно внесены в законы и с которыми мы теперь пытаемся глубже ознакомиться, предотвратят подобные трагедии в будущем.
Уточняю: мы не снимаем с себя вины, но инструкции по пожарной безопасности и те действия, которые предпринимались нашей компанией в день трагедии 21 ноября, были в рамках законодательных нормативов, которые действовали на тот момент. Сожалею, что мы не сделали всего того, что, наверное, могли и должны были, но реально — наши люди, вы удивитесь сейчас, действовали в рамках того закона.
— Можете рассказать о том, что конкретно включает «План перемен» Maxima?
— Чтобы вернуть репутацию в обществе, которая по понятным причинам потеряна, делаем многое.
Во-первых, это помощь всем пострадавшим в трагедии в Золитуде.
После упрёков, которые высказала госпожа Винкеле (которая на тот момент была министром и сказала, что не верит в порядочность Maxima), мы заключили договор с государственным агентством VSAA, которому перечислили 1 800 000 евро. Эти деньги идут на поддержку тех детей, которые потеряли родителей в золитудской трагедии. Помощь будет оказываться до достижения ими совершеннолетия (с индексацией каждые три года).
В среднем каждый ребёнок ежемесячно получает на счёт 711 евро — через компанию VSAA — из той суммы, которую перечислила Maxima.
Кроме деток мы оказали помощь пострадавшим, которым требуется реабилитация, включая 12 пожарных-спасателей, которые принимали участие в работах по спасению людей в Золитуде. Эти выплаты (почти полмиллиона евро) мы произвели не самостоятельно, а при содействии фонда Ziedot.lv, куда перечислили всю сумму.
В конце октября мы получили отчёт о том, что все эти люди — 34 человека — получили эти деньги. Также мы оказывали первую материальную помощь и семьям наших пострадавших — тех пяти работников, которых мы потеряли. (Елена останавливает разговор, пытается справиться с волнением.)
Если говорить о нашем «Плане перемен» дальше, то это, во-вторых, обеспечение гарантированной безопасности как для покупателей, так и для сотрудников всех магазинов Maxima. Мы сами проверили все здания, в которых находится Maxima: и магазины, и логистические центры, и офисные помещения. Вот заключения о безопасности — смотрите — по каждому объекту. Тем не менее мы научили всех работников компании правильному поведению в случае, если где-то сработает пожарная сигнализация; провели не только теоретические, но и практические занятия. Более того, мы изменили саму инструкцию, которая диктует алгоритм поведения персонала компании в чрезвычайных ситуациях. Теперь один из её пунктов гласит: в случае ЧП работники и арендаторы, как и покупатели, обязаны моментально покинуть помещение. Это без вариантов.
Мы модернизировали все имеющиеся системы пожарной сигнализации; цена вопроса — 900 тысяч евро. Кстати, перепроверка конструкций зданий Maxima обошлась нам в 1700 тысяч евро. Всё очень серьёзно.
В-третьих, это улучшение (на порядок) условий труда и повышение зарплаты наших работников.
В феврале этого года была изменена политика ежемесячного вознаграждения персонала магазинов и различных цехов предприятия Maxima; в среднем зарплата увеличилась на семь процентов — в деньгах это 5,4 млн. евро.
Работники получили прекрасную новую фирменную одежду (модную, удобную и многофункциональную). Кассиры получили специальные — одни из лучших в мире — органолептические стулья-кресла, которые обеспечивают максимальный комфорт в течение рабочего времени.
Работаем над тем, чтобы снизить нагрузку на наших работников, особенно кассиров. Представьте, за один день через каждого из них проходит до семи тысяч покупателей!
«Кассиры не сидят в памперсах, это выдумки»
— Сколько зарабатывают кассиры Maxima сегодня?
— По-разному. Многое зависит от того, сколько дней человек сам хочет работать, в том числе внеурочно, ночью и по праздникам. Стартовая ставка начинающего кассира — 2,65 евро в час.
— Правда ли, что кассиры во время смены не могут отлучиться даже в туалет и вынуждены работать в памперсах?
— Наши работники возмущены лживой информацией, которая прозвучала в прессе. Коллеги во время коллективного собрания даже упрекнули меня в том, что я не защитила их честь и достоинство и не опровергла оскорбительный миф. Делаю это сейчас: работники Maxima не сидят в памперсах! Все имеют обеденный перерыв (к слову, мы обеспечиваем их бесплатным полноценным здоровым питанием — с фруктами и овощами), а также время на то, чтобы в течение дня каждый мог выйти в туалет или просто отлучиться на 5-10 минут.
В нашем коллективе работают более 8000 человек (это как количество жителей в небольшом латвийском городе). Люди имеют оплаченные отпуска и абсолютно все социальные гарантии, положенные законодательством ЛР. Кроме того, каждый сотрудник Maxima, который трудится больше года, автоматически получает медицинский полис. Кроме того, тем сотрудникам, которые отработали в компании более пяти лет, мы увеличили лимит страхового полиса, чтобы в случае необходимости они могли заниматься профилактикой или лечить профессиональные заболевания — например, варикозное расширение вен. А если какой-то наш работник нуждается в досрочной реабилитации, компания Maxima тоже оплачивает эти услуги.
— Какие штрафы вы применяете к сотрудникам Maxima и за что?
— У нас нет системы материальных штрафов! Зато есть специальная система обучения кассиров и ещё система предупреждения, как мы говорим, забывчивости наших покупателей.
Мы понимаем, что работа кассира очень ответственная и ещё очень тяжёлая (как физически, так и эмоционально), а поэтому если видим, что кому-то она не по силам, после как минимум трёх предупреждений предлагаем уйти или попробовать себя в иной должности.
— Скажите, сети Maxima удаётся вернуть доверие латвийских покупателей?
— По уровню оборота всех наших латвийских магазинов за последние 10 месяцев Maxima ещё не достигла уровня прошлого года. Но радует, что покупатели постепенно возвращаются в наши магазины; в основном это представители среднего класса, а ещё небогатые люди.
Ценовые предложения нашей торговой сети очень демократичны, средний покупательский чек равен 3,07 евро. В топе самых популярных товаров Maxima последнего года на первом месте оказались, не поверите, бананы. На втором — сахар, на третьем — яблоки.
«Я вбежала в торговый зал одной из первых…»
— Елена, возвращаясь к трагедии — вы сами где были 21 ноября 2013 года?
— С апреля 2011 года я руководила магазинами Maxima формата «два икса» в Балтии. На день катастрофы магазин «Приедайнес» в Золитуде, говоря казённым языком, входил в зону моей ответственности.
Правда в том, что 21 ноября 2013 года я была в отпуске. Волею судьбы (встречалась с подругой) оказалась совсем рядом с магазином в Золитуде. Когда мне сообщили о несчастье, я даже не сразу поняла суть: какая крыша упала, где? Мне сказали, в районе касс супермаркета «Приедайнес»… Когда я подъехала к магазину, увидела страшную картину: на фасаде не было стёкол, внутри помещения не было света. Территория вокруг была оцеплена, внутрь здания никого уже не пускали. Но я с одним коллегой из технического отдела пробралась внутрь, где стояла просто какая-то звенящая тишина.
На рампе валялись несколько ящиков из-под хлеба и несколько кочанов капусты, остальное было почти как всегда. В зале по щиколотку стояла вода, кое-где горело акцентное освещение (над полками с овощами и алкоголем точно), где-то искрило электричество. Жуткая, одним словом, картина. Я пошла глубже — в зал, в сторону касс. Меня остановил мужчина в строительной одежде и сказал, что нужны мягкие полотенца, пледы или хотя бы памперсы — для чего, не поняла… Но ринулась всё это искать.
У прилавка с памперсами меня остановил спасатель. Начала было объяснять, что я тут, в этом магазине, работаю, даже достала из кармана своё удостоверение, пыталась показать.. Говорю: «Мне надо помочь тут, меня просят найти полотенца или что-то мягкое…» И услышала резкую фразу на русском: «Всё бросила на пол и вон отсюда! Бегом! Быстро!» Когда я отказалась покидать торговый зал, спасатель схватил меня чуть ли не за шиворот, дотащил до рампы магазина и как кошку выкинул на улицу…
К большому сожалению, я совершенно не помню лица этого человека и не знаю его имени-фамилии. Но он точно спас мне жизнь: буквально через пару минут произошло второе обрушение крыши — причём завал случился именно в том месте, откуда меня вытолкал спасатель.
— Страшно было?
— Ощущение ужаса пришло много позже — спустя неделю, которая прошла как на фронте: делала что должно, невзирая ни на что. Даже не помню, сколько спала и что ела…
— Елена, вам после всего случившегося не хотелось написать заявление и покинуть компанию Maxima?
— Это было бы предательством как минимум. Вообще, в связи с трагедией из такого огромного коллектива, как наш, уволились всего несколько сотрудников, остальные остались и пережили весь моральный ужас первых месяцев, когда в нашу сторону разве что не плевали…
Беда нас многому научила — и сплотила. Мы готовы побороться за своё доброе имя на рынке, и я даже верю, что у нас это получится.
Беседовала
Людмила ВЕВЕРЕ.
#47 Следующая публикация:
Золитуде. Год спустя…