«Суббота» побывала в замке Монте-Кристо. Недалеко от Парижа Александр Дюма сотворил одно из своих последних безумств и чудачеств. Посетить это место сегодня может любой желающий. Своих героев Дюма помещал во дворцы и замки. Став богатым и знаменитым, он решил, что пора позволить себе собственный.
Он купил кусок земли по пути между Парижем и Версалем — недалеко от загородной королевской резиденции Сен-Жермен-ан-Лэ. И заказал разбить английский парк с гротами, поставить замок в стиле Возрождения, напротив возвести готический павильон и окружить его водой. И ещё — ручьи превратить в водопады. На возражения архитектора, что на глинистой почве строения будут сползать, писатель с очаровательной лёгкостью предложил копать фундамент до камней — чтобы на подземных этажах сделать винные погреба.
Предупреждения, что это обойдётся в целое состояние, Дюма не остановили. Как говорится, любой каприз за ваши деньги!
И вот Дюма уже устраивает пышный приём-новоселье. Съезжаются 600 гостей. Он чувствует себя графом Монте-Кристо. Виллу так и называют — шато Монте-Кристо. А павильон — замок Иф. Ажурный двухэтажный домик — место его добровольного заточения. Он удаляется туда, чтобы работать по 14 часов в день: чтобы оплатить строительство и содержание замка, нужны были деньги. На первом этаже можно заглянуть в его кабинет. На втором этаже — спаленка с железной кроватью.
«Одно из самых прелестных безумств», — написал об этом месте Бальзак. А вот Андре Моруа назвал этот мини-замок всего-навсего причудливой, нелепой и маленькой виллой. Я скорее соглашусь с Бальзаком. Потому что вилла вовсе не маленькая: три этажа по пять комнат. И желание Дюма создать вокруг себя сказочный мир вовсе не нелепо — на то он и фантазёр и неисправимый романтик. А вот причудливо здесь всё — это точно. Ажурно, изящно и витиевато.
На втором этаже Дюма создал подобие мавританского дворца с резными арками, восточными коврами и светильниками и курительной комнатой. Эта часть экспозиции уже в наше время восстанавливалась на деньги короля Марокко Хасана II.
Для работы писателю нужно было одиночество. «Общество — развлечение для тела; любовь — занятие для сердца; одиночество — религия души. Однако я не люблю уединяться в полном одиночестве. Я люблю одиночество земного рая, иными словами — пустыню, населённую животными», — писал Дюма.
Уединившись в Монте-Кристо, он как бы владел уменьшенной копией земного рая. В саду жили любимцы писателя, о которых он позже написал книгу «История моих животных».
То, какие имена он придумывал своим питомцам, говорит о его фантазии и чувстве юмора. У него последовательно перебывали пять собак: Причард, Фанор, Турок, Каро и Тамбо. Трёх обезьян он назвал именами известного переводчика, прославленного романиста и знаменитой актрисы. Из соображений приличия в книге Дюма утаил их клички. Плюс два попугая — Бюва и папаша Эврар, кот Мисуф, гриф Диоген, фазан Лукулл, боевой петух Мальбрук, просто петух Цезарь, пара чаек — мсье и мадам Дени, цапля Карл Пятый. А также павлин со своей павой, дюжина кур и пара цесарок. Им Дюма имён не дал: «Так как они либо вовсе не обладали индивидуальностью, либо были совершенно заурядны как личности».
Парк был гостеприимно открыт для всех бродячих собак, которые заглядывали, чтобы свести знакомство с писательскими. Хозяин ничем не ограничивал прихоти, капризы и потребности четвероногих постояльцев.
Стоит добавить, что двери замка были распахнуты 24 часа в сутки для любых гостей.
Самое печальное, что изгнание из этого самодельного рая произошло довольно быстро — через два года.
Из-за революции писатель разорился. Книги не продавались так, как раньше. Люди перестали покупать билеты на спектакли, а Дюма продолжал жить на широкую ногу.
Он никогда не знал размера своих долгов. Но он не был расточительным, скорее щедрым: содержал родственников, друзей детей (количество его внебрачных отпрысков не поддаётся подсчёту), любовниц (по некоторым данным, в его донжуанском списке их было 350). В замке постоянно жил кто-то из прихлебателей, принимали всех, кто являлся к обеду и ужину. Приглашений здесь не требовалось.
Описан случай, когда Дюма вышел к обеду из рабочего кабинета и столкнулся с незнакомым человеком, который поинтересовался, не знает ли он хозяина. Дюма сказал, что не знаком с ним, и пожелала гостю приятного аппетита.
В итоге шато Монте-Кристо было пущено с молотка. Имение переходило от одного владельца к другому, пока в 1960-е последний хозяин не задумал его снести, чтобы разделить землю на участки и построить жилые дома на продажу.
Но общество «Друзья Дюма» с помощью мэрий трёх ближайших городов нашло деньги на восстановление поместья. Теперь здесь музей. Замок выглядит точно так же, как при писателе.
На первом этаже — столовая в форме небесного купола из голубой эмали, на котором сияют золотое солнце, звезда и луна… На втором этаже под стеклянным колпаком — копия легендарных подвесок королевы — не бриллианты конечно, а кристаллы от Swarovski, спецзаказ музея. В холле — фамильные портреты. Отдельная экспозиция посвящена сыну, Александру Дюма-младшему. Есть портрет Мари Дюплесси — прообраза «Дамы с камелиями».
Русские женщины Дюма
На почётном месте в музее — портрет русской жены Дюма-сына княгини Надежды Нарышкиной и их дочерей Жанин и Колетт.
А самой сильной его страстью была графиня Лидия Закревская (Нессельроде).
Именно она послужила прообразом «Дамы с жемчугами».
Александр Дюма-сын называл русских красавиц эксцентрическими существами, которые говорят на всех языках и смеются в лицо всякому мужчине, не умеющему подчинить их себе. «…Самобытность почвы, которая их взрастила, неизгладима, она не поддаётся ни анализу, ни подражанию… Они, — продолжал писатель, — обладают особой тонкостью и особой интуицией, которыми обязаны своей двойственной природе азиаток и европеянок, своему космополитическому любопытству и своей привычке к лени».
Кстати, по последним исследованиям, у Дюма-отца и сына русские корни: в генеалогическом древе они потомки Анны Ярославны, королевы Франции, — правда, в 22-м колене.
Двести лет спустя
Самый фантасмагорический эпизод в истории шато Монте-Кристо связан с посмертным путешествием Дюма.
В 2002 году по случаю 200-летнего юбилея писателя было решено перенести его прах с кладбища родного городка в Пантеон в Париже и перезахоронить со всяческими почестями. Жители деревни возражали, но решение было принято на правительственном уровне. По дороге фанаты из общества «Друзья Дюма» устроили так, чтобы писатель провёл ночь в шато Монте-Кристо.
Гроб с телом был доставлен в замок, где известные писатели и актёры ночь напролёт декламировали тексты Дюма и зачитывали поздравительные письма со всего мира. Гроб был покрыт синим бархатом, на котором серебром был вышит бессмертный девиз мушкетёров «Один за всех, все за одного!»…
Ольга АВДЕВИЧ.
Кавказская пленница
Ещё один русский любовный эпизод был зафиксирован во время путешествия Дюма-отца по России и Кавказу.
В станице Червленная сохранилась легенда о том, как французский писатель был очарован дочкой уважаемого казака по имени Ульяна. В итоге красавица сбежала из дому и уехала с Дюма, который обещал увезти её в Париж. Отец и брат с родственниками-горцами бросились в погоню и отбили Ульяну у эскорта Дюма лишь через несколько дней. Причём девушка категорически не хотела возвращаться в отчий дом. Но победила воля отца. На прощанье писатель подарил ей перстень с бриллиантом, а её отцу дал слово, что не замарает чести девушки упоминанием в мемуарах.
Но один из офицеров Нижегородского драгунского пока, помогавшего горцам вернуть Ульяну, рассказал об эпизоде в своих воспоминаниях.
Вскоре выяснилось, что у девушки будет ребёнок. Чтобы избежать презрения односельчан, она сбежала в горы, нашла убежище в чеченском ауле и родила дочь, которую назвала в честь отца — Александрой.
Чеченцы звали девочку Саной. Она выросла, вышла замуж за чеченца и позже вместе с мужем переехала в Тамбовскую губернию. У них родились трое сыновей — внуков Александра Дюма. Один из них, Дмитрий, дожил до старости и в конце 1930-х годов приезжал в Грозный и охотно рассказывал всем, что он единственный из оставшихся в живых внуков Дюма. В доказательство он демонстрировал редкое по красоте кольцо с бриллиантом.
Как добраться
Поездом с парижского вокзала Сен-Лазар. Направление — Saint-Germain-en-Laye. Выходить на станции Марли-ле-Руа (Marly-le-Roi). Далее — до местечка Порт-Марли (Port-Marly) или полчаса пешком, или минут десять на автобусе N9.
Точный адрес: 1 avenue Kennedy.
Автобусом N258 от остановки метро La Défense из Парижа в направлении Saint-Germain-en-Laye до остановки Val André. Далее пройти пешком (приблизительно два км) в направлении Saint-Germain-en-Laye, следуя указателям Château de Monte-Cristo.
Замок работает с перерывом на обед: с 10.00 до 12.30 и потом с 14.00 до 18.00.
Сайт музея
Русские внучки Дюма
От русской княгини Надежды Нарышкиной у Александра Дюма-сына были две дочери.
Старшая дочь Мари-Александрин-Анриетта Дюма, или Колетт (1860—1907). Портрет 1878 г. Автор — Огюст Барре.
Младшая дочь Мари-Ольга-Жанна Дюма, или Жанин (1867—1943). Портрет 1872 г. Автор — Анри Крос.
Лучше спать спокойно Следующая публикация:
уЛичное дело