gubins

Стены и люди

• 26.09.2014 • Тема неделиКомментариев (0)691

На неделе все сравнивали Шотландию и украинский юго-восток. В Шотландии прошёл референдум по вопросу о независимости. Как вы знаете, её сторонников оказалось на десять процентов меньше, чем тех, кто пожелал остаться в составе Великобритании. Казалось бы, британским государственникам надо радоваться: никто ни от кого не отделяется, легендарный флаг «Юнион Джек» остаётся в прежнем виде.

Но умные британцы призадумались. «Когда 45 процентов граждан заявляют, что они хотят выйти из состава союза, это значит, что система нуждается в переменах», — написала газета The Guardian. И перемены пообещали — расширить полномочия региона и его парламента.

Правда, как горько посетовал премьер-министр Шотландии Алекс Салмонд, разногласия по этому вопросу начались в первые же сутки после оглашения официальных результатов референдума. Лидеры трёх основных партий Великобритании уже отказались от своих обещаний. Британский премьер Дэвид Камерон считает, что расширение шотландских полномочий должно происходить одновременно с внесением изменений в конституционную реформу. С тем, чтобы шотландским депутатам было запрещено голосовать по вопросам, касающимся исключительно Англии.

Как бы там ни было, сам референдум, хоть и отличался высокой явкой избирателей, прошёл спокойно. Потому что готовился несколько лет и не противоречил общему законодательству. Опять, же в агитации «за» и особенно «против» участвовали видные политики, включая премьер-министра. А вот королева ни с какими заявлениями не выступала.

Митинг в поддержу независимости Шотландии прошёл и в Донецке. Представители самопровозглашённой ДНР призывали Шотландию к отделению от Великобритании по сценарию отделения ДНР от Украины. Хотя им неоднократно указывалось, что их сценарий неконституционный и, в отличие от шотландцев, у жителей Донбасса нет своего отдельного языка.

Странно, но эти же аргументы не принимались в расчёт в случае Косова. Его отделение противоречило конституции Югославии, и своего языка у косоваров тоже нет.

Каталонский путь

Но теперь Европа ожидает 9 ноября — дня референдума в Каталонии.

Против его проведения протестуют испанские власти, считая его нелегитимным. Хотя парламент Каталонии принял закон о референдумах, который позволяет проводить общенародные опросы, не спрашивая согласия официального Мадрида. Закон поддержали 106 депутатов, против проголосовали 28, воздержавшихся нет.

9 ноября каталонцам предстоит ответить на два вопроса: «Хотите ли Вы, чтобы Каталония стала государством?» и «Если да, то хотите ли Вы, чтобы Каталония стала независимым государством?».

В непростом положении тут оказалось наша Латвия. Понятно, что отделение Косова латвийские власти поддержали, а отделение Шотландии — нет. В этом и есть наша североатлантическая солидарность. Но каталонцы в своей борьбе используют милые сердцу каждого латыша приёмы.

Например,11 сентября прошлого года сорок тысяч человек образовали живую цепь, требуя независимости от Испании. «У них свой Балтийский путь», — писали об этом латышские газеты. Всем известно, «Балтийский путь» — понятие для латышей святое.

Вероятно, об этом узнали и в каталонском информационном агентстве. И обратились с вопросами к тогдашнему премьер-министру Валдису Домбровскису. И тут пьяный воздух каталонской свободы сыграл с нашим премьером злую шутку. Он заявил, что теоретически Латвия может признать независимость Каталонии от Испании. Хотя оговорился, что сейчас у Риги нет официальной позиции по этому вопросу. «Но если процесс выхода Каталонии будет признан легитимным, я сказал бы, теоретически, почему нет?» — заявил Домбровскис.

Каталонцы восприняли это как официальную поддержку и принялись благодарить Латвию в социальных сетях. А испанцы очень обиделись, и, возможно, именно поэтому евродепутат Домбровскис не стал председателем Еврокомиссии.

Однако в Каталонии на этом не успокоились. Там перевели с латышского языка песню композитора Мартиньша Браунса на слова Райниса «Saule, Peerkons, Daugava» и сделали её гимном свободной Каталонии. Напомним, что в 2011 году был объявлен сбор подписей за то, чтобы сделать эту песню гимном Латвии. За это на портале ManaBalss.lv проголосовали 1642 человека. Потом идея как-то заглохла, а вот каталонцы сделали это.

Железный занавес

Трудно сказать, какие шаги предпримет официальный Мадрид в случае успеха референдума. Вряд ли начнёт военные действия, как это произошло на юго-востоке Украины. Где тоже был проведён референдум, но, в отличие от крымского, о нём писали меньше.

Весь вопрос в том, как испанские власти будут влиять на сепаратистов. Но, учитывая горный характер тамошней местности и пока мирное развитие событий, вряд ли будут строить какие-нибудь фортификационные сооружения на каталонской границе.

А между тем это собираются делать на Украине. Президент Порошенко сообщил, что пограничники «готовят соответствующее инженерное, тактическое, нормативное обеспечение». В планах строительство линии обороны вдоль административной границы и создание зоны, в которой будут работать пограничники. И это именно на границе с ДНР и ЛНР, которые в этом случае де-факто приобретают независимость.

А ранее сообщалось, что уже начато строительство большой стены на границе между Украиной и Россией: две тысячи километров, около полутора тысяч километров траншей и ходов сообщения, более восьми тысяч окопов для техники, четыре тысячи блиндажей. По проекту олигарха Коломойского, главы Днепропетровской области. Глава администрации президента России Сергей Иванов назвал этот проект малобюджетной линией Маннергейма и выразил уверенность, что её не построят. Но о начале строительства официально объявлено премьером Арсением Яценюком.

Тут при желании тоже можно найти латышский след. Ещё в 2011 году в газете «Диена» печально известный американский доктор Слуцис опубликовал свой план возведения стены на границе Латвии и России. Он предлагал построить её на берегу Зилупе. «Построить стену на берегу Зилупе означает повернуться спиной к тьме, злу, смерти и всему, что исходит с той стороны в течение 500 лет», — писал доктор. Его стена тоже была задумана, чтобы не пускать русских. И, как видим, идея не пропала.

Однако гораздо труднее придётся российским оппозиционерам — сторонникам нынешнего украинского правительства. В эти выходные в Москве и некоторых других городах прошли так называемые Марши мира. Их участники требовали окончания военных действий, широко использовали украинскую символику и популярные на Украине лозунги и призывы. Среди лозунгов был и такой: «В России одна беда — 84 процента». Имелось в виду количество граждан, поддерживающих президента Путина, согласно социологическим данным.

Эта часть российского населения давно уже не устраивает оппозиционеров. Близкий соратник главного борца с путинским режимом Алексея Навального Леонид Волков (ныне проживающий в княжестве Люксембург) заявлял, что 84 процента населения России необходимо люстрировать. То есть запретить им занимать государственные должности. А на их место поставить новых — из числа 16 оставшихся процентов.

Ещё дальше пошёл известный журналист Матвей Ганапольский. Который сказал: «87 процентов граждан РФ неразумны и должны сидеть за железным занавесом». Непонятно, почему у него цифра несколько другая, возможно, он знает больше.

Но проблема российской оппозиции в том, что от такого количества неугодных граждан собственной страны за стеной не спрячешься, да и не построить такую. Разве что Коломойского на помощь позвать или Слуциса.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *