Латвийское государство буквально вынуждает предпринимателей брать как можно меньше работников. Большие заводы и фабрики могли бы дать рабочие места и спасти экономику Латвии, но нет смысла их тут открывать. Государство буквально вынуждает предпринимателей брать как можно меньше работников и грузить их как можно большим количеством обязанностей. Ведь больше половины денег, которые они платят за каждого, уходит в общий котёл государства и расходуется весьма неэффективно.
Не удивительно, что серая зона нашей экономики только официально оценивается в 21 процент. А реально сделки налом осуществляются везде, где это возможно. Правда, возможностей таких с переходом на безналичные расчёты и банковские карты всё меньше. Зато помещений с табличкой «Сдаётся» всё больше. Впечатление такое, что сдаётся вся страна.
Венгерский вариант
Несколько лет назад венгерский блоггер Андор Якаб опубликовал статью о печальной правде взаимоотношений государства, работодателя и работника: «Почему я не дам вам работу. Я мог бы взять на работу 12 человек с зарплатой 760 евро на руки, но не буду. Объясню, почему…» Материал получил невероятную популярность и был переведён на несколько языков.
В статье Андор Якаб расписал все «прелести» открытия нового законопослушного предприятия. Оказалось, делать это при действующих в Венгрии законах и налогах совершенно невыгодно. А стало быть, почти нереально быть честным работодателем, который с пониманием относится к женщинам и пожилым людям, выплачивает своим работникам достойную зарплату, платит все налоги и при этом себя не обделяет.
Вывод: государство ставит людей в такие условия, чтобы они или извивались как ужи на сковородке, используя малейшие лазейки в законодательстве, или выбирали полный или частичный уход в теневую зону.
«Суббота» перевела статью венгерского предпринимателя на латвийские реалии.
Мы попросили владельца финансовой компании AG Capital Андрея Григолюновича прокомментировать «Субботе», под каким налоговым и законодательным прессом находятся местные работодатели.
«Я не взял бы на работу женщину.
Причина очень проста: женщины рожают детей… А когда она ждёт ребёнка, то уходит в материнский отпуск на три года, и я не могу её уволить. Если она хочет двух детей, отпуск продлевается до шести лет… Кто-то должен будет работать вместо неё. И когда она вернётся, мне придётся уволить того, кто работал за неё всё это время… И мне нужно будет дать ей отпуск, который она накопила за время материнского отпуска». (Из статьи Андора Якаба.)
Андрей Григолюнович: В Латвии после рождения ребёнка женщины обычно уходят с работы всего на год-полтора, пока государство платит им пособие. Но во время материнского отпуска женщину и вправду уволить невозможно. И надо думать, кем её заменить. В небольших компаниях обязанности ушедшей молодой мамы, как правило, перераспределяются между оставшимися в строю. В крупных компаниях обычно есть ресурсы, чтобы нанять временного работника. Причём если он себя хорошо зарекомендует, его через полтора года обычно не увольняют, а находят ему место в компании — всё же в его развитие вложены ресурсы.
У нас насчитывают отпускные дни за время декретного отпуска, который составляет около двух месяцев до и после родов. И потом эти свободные дни надо предоставить и оплатить.
Далее декретный отпуск плавно переходит в отпуск по уходу за ребёнком, за который уже обычный отпуск не насчитывается. В принципе, когда женщина начнёт работать, ничто не мешает работодателю её уволить, если она не выполняет своих обязанностей или он решил «сократить кадры».
«Я бы не взял на работу людей старше 50 лет.
Не потому, что у меня есть проблемы с самыми опытными профессионалами. Я не нанял бы их, потому что скоро они вступят в «защищённый возраст»… Вы не можете уволить людей в предпенсионном возрасте, вы должны платить зарплату и все остальные расходы, даже если они работают плохо. Но кто-то же должен делать нужную работу хорошо, и я вынужден нанять ещё человека». (Из статьи Андора Якаба.)
А. Г.: У нас такого «защищённого» предпенсионного возраста нет, работников этого возраста можно уволить на общих основаниях, за исключением отдельных специфических случаев. Но я не сказал бы, что в этом возрасте у нас легко устроиться на работу. Если посмотреть статистику по безработице, станет ясно, что больше всего шансов получить рабочее место у мужчин 25-50 лет. Хотя есть сферы, где традиционно работают женщины: например, швейные производства или косметологическая сфера.
К слову, увольнение в Латвии обычно не вызывает особых проблем, если на это есть обоснованная причина. В зависимости от причины работника нужно предупредить за месяц. Впрочем, если работник подкован по законодательной части, он может вести себя так, что уволить его станет совсем непросто.
«Государство забирает половину вашей зарплаты.
Ваша зарплата в размере 760 евро обойдётся моей компании в 1572 евро. Единственный способ как-то уменьшить эту двукратную госнаценку — платить вам меньше». (Из статьи Андора Якаба.)
А. Г.: Из таблицы «Зарплата наёмного рабочего в Латвии (без иждивенцев)» наглядно видно, во сколько на самом деле обходится ваша зарплата работодателю в 2014 году.
Чтобы латвийский работник получал на руки 1000 евро, ему надо назначить зарплату 1444 евро на бумаге, а работодателю (с учётом соцналога) приходится выложить ещё больше — 1784 евро.
Надо учесть, что из этой 1000 евро работник должен будет отдать государству ещё вплоть до 173 евро в виде НДС за купленные на зарплату товары.
С оставшихся 826 евро (это всего 46 процентов затраченной работодателем суммы) работник ещё отдаст государству налоги на недвижимость, акцизный налог при заправке машины бензином и т. п. В конечном счёте из выделенных работодателем 1784 евро останется около 800. Именно эти деньги впоследствии вернутся к работодателям после того, как будут куплены их товары. Именно из них они будут платить следующие зарплаты.
Не удивительно, что местным бизнесменам, чтобы не вылететь в трубу, приходится разными способами оптимизировать непосильные налоговые отчисления. Обычно пользуются тем, что в Латвии есть разные налоговые послабления: например, авторские гонорары пока не облагаются соцналогом, микропредприятия платят всего девять процентов оборота и т. д.
Но наши законодатели не дремлют — лазейки всё время латаются, из-за чего страдают в том числе и честные предприниматели. Например, в рамках борьбы с использованием микропредприятий для оптимизации налогов планируют поднять их налоговую ставку с девяти до 15 процентов.
Если посмотреть таблицу соотношения выплат работодателя и зарплаты на руки по Европе, то выяснится, что Латвия в числе самых невыгодных стран с точки зрения налогов на рабочую силу.
Скажем, на Кипре государству уходит лишь 18 процентов, в Ирландии — 34 процента, на Мальте — 39 процентов. В мировом масштабе всё ещё печальнее. В Китае (государству причитается от 0,3 до 50 процентов зарплаты в зависимости от региона и суммы зарплаты), Индии (около 35 процентов), России (около 50 процентов) налоги на рабочую силу значительно ниже. Сравните с латвийскими 78 процентов нетто-зарплаты!
В результате эти страны более конкурентоспособны на мировом рынке плюс у них больше людей, больше выбора. Справедливости ради надо отметить, что социальная защищённость в Индии и Китае ниже, чем в Латвии.
Так что в Латвии создавать трудоёмкие производства совершенно невыгодно. Наш идеал — капиталоёмкие производства: дорогое и высокоэффективное оборудование с минимальным числом обслуживающих операторов и высокой ценой произведённого продукта.
* * *
О зарплатах в конвертах
А. Г.: В Латвии вести совсем уж «тёмный» бизнес затруднительно. Маленькие лавочки ещё можно представить, но более-менее серьёзное предприятие не может полностью жить на зарплатах в конверте.
С баулами денег никто здесь не ходит покупать товар. Использование наличных средств для нужд бизнеса строго ограничено. Частным лицам происхождение более-менее крупных сумм на счетах и большие покупки надо как-то объяснять надзорным службам.
* * *
«Поэтому я и не даю никому работу.
И по тем же причинам многие предприниматели, начинавшие своё дело, тоже не будут создавать рабочие места. И всё больше людей остаётся без работы, покупает всё меньше товаров и платит меньше НДС. Честных компаний становится всё меньше, и они нанимают всё меньше работников и платят меньше налогов. Государство получает всё меньше средств на социальную помощь». (Из статьи Андора Якаба.)
А. Г.: Самое печальное, что, в отличие от стран Западной Европы и Скандинавии, наши немаленькие налоги расходуются очевидно неэффективно. Пресса постоянно пишет о коррупционных скандалах. Значительная часть налогов уходит на очень некачественные услуги.
Скажем, государственная медицина у нас вообще никак не связана с уплатой налогов. Плати, не плати — всё равно будешь стоять месяцами в очереди за самыми необходимыми процедурами и обследованиями. Бюджетные места в вузах не определяются нуждами работодателей и не гарантируют того, что выпускники найдут работу по специальности. Дороги выглядят, мягко говоря, грустно и т. д.
«Я дам вам рабочее место, только если:
НДС будет снижен до 20 процентов (а ещё лучше — до 15 процентов).
Если государство будет забирать «всего» 30 процентов ваших денег.
Если государство борется с коррупцией, а не с честными компаниями». (Из статьи Андора Якаба.)
А. Г.: Все эти пункты важны и для Латвии. Главный — существенное снижение государственных поборов на рабочую силу. Пока работодатель выкладывает за каждого работника 178 процентов его зарплаты, ничего не поменяется.
Думаю, если бы аппетиты государства ограничились 30-40 процентами, у компаний и предпринимателей, которые работают нелегально и полулегально, не было бы необходимости темнить, ведь это рискованно и неудобно. Люди этим занимаются не от хорошей жизни. Собираемость налогов значительно повысилась бы.
Увы, не похоже, чтобы наши политики мыслили на долгосрочную перспективу.
Скажем, пилоты государственной компании airBaltic предпочитают регистрироваться как налогоплательщики на Кипре. Им это просто: их работа не привязана географически к какому-либо месту. Подобные возможности есть и у других компаний, которые могут предлагать свои услуги дистанционно.
Кристина ХУДЕНКО.
Прогноз на выборы. "Кто послал нам этих 100 чудиков?!" — Следующая публикация:
#37