let_rozenvalds1

Прогноз на выборы. "Кто послал нам этих 100 чудиков?!" —

• 05.09.2014 • Тема неделиКомментариев (0)806

воскликнет удивлённый избиратель наутро после выборов. И этот год — особенный.

Такую грустную послевыборную картину изобразил для «Субботы» политический обозреватель Кристиан Розенвалдс. И объяснил, почему из года в год народ покупается на дешёвые лозунги и не требует решения самых насущных проблем. Оказывается, во всём виноваты законы… термодинамики.

Мир будет жить теперь по-новому

— 2014 год — год информационных войн и пропаганды. Большинство смотрит на мир не своими глазами, а сквозь те очки, которые ему удобно надеть. Люди не ищут правды — они подгоняют реалии под навязанные им штампы. Одни не хотят признавать, что украинцы не все поголовно фашисты и бандеровцы, другие — что на Донбассе живут не одни бандиты.

Мир начинает жить в новом порядке. Для ясности приведу сравнение. Скажем, пукать всегда считалось неприличным. При этом все пукали — по углам, под одеялом, краснели, стыдились. И тут оказывается… пукать можно, а для некоторых это даже стильно! И народ выдохнул с облегчением: плевать можно, пукать можно, блевать можно, хамить можно… Все «дурацкие» маски приличия и этики сдёрнуты — всё можно.

То же самое с пропагандой. Многие мои знакомые журналисты — с той, и другой стороны — ещё пару лет назад стыдились бы того, что они пишут сейчас. Были некие цеховая этика, нормы… То же и в политике — какие там толерантность, терпимость…

Даже в Советском Союзе ты мог не соглашаться с режимом, но об этом ты мог говорить на кухне, среди своих. Теперь каждого заставляют громко объявить, с кем он.

И присягнуть на верность, поклониться. Всё наружу, наизнанку. Мы не можем позволить, чтобы каждый занимался на кухне тем, чем он хочет. Каждый «князёк» (и в правительстве, и в самоуправлениях) может теперь сказать своему «вассалу»: ты ещё не признался в любви ко мне, моей партии, моим взглядам — и работаешь в моём департаменте?!

Сегодня нельзя быть нейтральным, нельзя быть думающим и задающим вопросы — надо встать в строй и идти. Как ни странно, некое объяснение этому даёт закон термодинамики: ускоряющиеся молекулы рано или поздно входят в стадию хаоса. Поэтому время от времени их надо тормозить, установив некий стержень, который снова их структурирует, и лишь потом им можно снова дать некую свободу.

Сейчас мы снова приблизились к хаосу. Чтобы его не случилось, самая необходимость жизнеобеспечения общества заставляет оглянуться на диктатуру.

Шансы есть почти у всех, спасибо Украине!

— Очевидно, что в парламент попадут представители четырёх основных сил, представленных сейчас: «Единство», «Центр согласия», Союз «зелёных» и крестьян, «Национальное объединение».

Об этом свидетельствуют все предвыборные опросы. Но многие избиратели отвечают, что пока не готовы сделать выбор. Поэтому я не исключал бы других игроков.

Татьяна Жданок, успешно прошедшая в Европарламент, намного ярче, чем вся её партия. Если ей удастся привлечь внимание к другим кандидатам, есть возможность, что украинские события сыграют ей на руку. Но у меня создаётся впечатление, что она сама не больно хочет сидеть в оппозиционном углу Сейма ЛР, а видит себя только в Европарламенте, где она реальный игрок.

Если раньше среднестатистический русский избиратель не поддерживал события на Украине, не особенно симпатизировал самозваным республикам и уж точно не желал адаптации украинских событий на латвийской почве, сегодня ситуация радикализовалась. Всё больше людей лично пострадали: у кого-то убили брата, у кого-то без крыши над головой остался друг… А с помощью телевидения все мы внутри войны на Украине. И тут партия Жданок может собрать свой электорат.

«Центр согласия» это понимает. Отсюда и возник призыв Рижской думы помочь пострадавшим мирным жителям Донбасса — заметьте, не всей Украины. С другой стороны, это и не конкретный лозунг о поддержке самопровозглашённых республик… Они стараются не потерять своего традиционного избирателя, но и не отпугнуть латышского. Несмотря на то, что опросы показывают обратное, пока я не сказал бы, что они проигрывают «Единству», — это разный электорат.

«Единство» — партия, которая много лет реально ничего не делает для прогресса, зато успешно олицетворяет главный страх нашего общества под названием «лишь бы ничего не вышло». И Украина им подыграла. «Единство» распаляет страхи и тут же даёт понять, что лишь они могут обезопасить людей. Они умудряются вобрать в себя избирателей и «националов» (якобы они большие патриоты), и крестьян (да, мы за санкции против России, но только мы вам добудем компенсации из еврофондов). Думаю, их победа стала бы похоронами для развития страны. Стагнация будет вершиться… по воле народа.

Суровая, умная и прагматичная Солвита Аболтиня понимает, что она не является любимицей публики. Поэтому партия выставляет в качестве первого лица министра Ринкевича, который бездумно катается по миру и публикует в Twitter дурацкие чёрные списки из шоу-деятелей. Он же побоялся «очернять» действительно значимых для местной публики артистов — например, приезжавшего в Латвию дирижёра Валерия Гергиева, который очень даже поддерживает все начинания Путина. Или того же Светлакова, которого любят и латыши, и русские… То, что люди видят лидерами таких политиков, страшно и для страны, и для самой партии.

Союз «зелёных» и крестьян в альянсе в «Единством» совсем потерял лицо. У них нет крепкой программы защиты села, их министры (обороны, земледелия и благосостояния) вообще стали неотличимы от «Единства». Сам Лембергс не скрывает своего недовольства, а ему важно, чтобы они были хоть как-то представлены в парламенте. Иначе некому будет его защищать.

«Национальное объединение» совершенно поблёкло. Их министр культуры не ассоциируется с ними. Единственный поступок их министра регионального развития Наудиньша — запретить в Резекне выпускать книгу (издательство просило у думы 3800 евро на переиздание книги «Совершённое ими бессмертно»).

(Речь идёт о проекте Латгальского культурного центра по переизданию книги о подвигах советских солдат, боровшихся с гитлеровскими захватчиками. — Прим. ред.)

Любимую тему этой партии — патриотизм — успешно перехватило «Единство». Единственное, где «националы» проявляют инициативу, — в области удержания в своих руках системы администраторов неплатёжеспособности, которые за стоимость меньше цены моего дома продают целые порты в Лиепае.

Страшно!

— Ингуна Судраба стартовала не особенно удачно, но я и её не сбрасывал бы со счетов. Большинство избирателей не знакомы с её партией. А она, как отличница, всячески пыталась подать себя рядовым членом команды, чтобы в случае «незачёта» разделить неудачу на всех. Сейчас ей, похоже, помогли одуматься: мы всюду видим её одну с горящими глазами, самоотдачей и пламенными заявлениями.

Успеха Репше («Для развития Латвии») и Бондарса — Шицса («Региональный альянс) я бы тоже не исключал. В ситуации подобной украинской никогда не знаешь, как развернутся события. Ринкевич всё время твердит, что в Латвии всё хорошо, а если кому-то плохо — значит, они либо «провокаторы», либо «москали». Но люди-то видят, что не так уж тут сладко. В результате может возникнуть ситуация, когда я плюну на всех ныне существующих депутатов и выберу альтернативных.

К слову, программа Репше (которую, правда, никто не читает) — самая проработанная по части тех самых прагматичных для страны моментов. Его большая ошибка, что он надеется, что его снова внесут во власть на руках. Второй раз на руках не заносят — надо очень постараться, чтобы тебе хотя бы открыли дверь. Для этого надо пахать, а не сидеть на своём Марсе и ждать, пока народ подгонит красную дорожку…

И Шлесерса («Едины для Латвии») я не списывал бы: это мотор, который погасить трудно. Нам долго твердили, что 2005-07 годы были преступными: политики надули пузырь, который потом с треском грохнул по всем. Но ведь многие жители Латвии как раз и хотят пузырей. Хотят, чтобы их зарплаты неадекватно поднялись в два-три раза, чтобы резко подорожала их недвижимость, чтобы можно было купить новую машину, компьютер, яхту…

Минус Шлесерса в том, что он собрал в качестве своего фона слишком много интересных игроков (Калвитис, Годманис, Заланс), которые сами должны играть на первом плане. Они так мощны поодиночке, что гасят друг друга.

* * *

— Когда у нас закончат голосовать по национальному признаку — «за» русских или «против» русских?

— В этом году я не ждал бы ничего подобного. Украина стала чудесной отмазкой, почему надо сохранять нашу 25-летнюю совершенно дурацкую повестку дня.

Сегодня она «выгодна» всем.

Чтобы голосовать не по национальному признаку, люди должны рассмотреть все возможные повестки дня, подумать и определиться, кто они: социал-демократы, либералы, консерваторы, правые, левые…

Увы, средний латвиец привык к хуторским, слегка холопским правилам игры: в какой строй поставят — в том и пойдём. Я спрашиваю у студентов: какие у вас планы? А они: пойдём есть, кофе пить, вечером телевизор будем смотреть. Дальше чем на день не загадывают. Никаких перспективных планов, кем ты хочешь быть, как себя реализовать, у них в голове нет.

Средний немец на тот же вопрос ответит, что собирается стать менеджером крупной компании или построить ферму…

У нас вообще нет общей идеи, куда идёт наша страна. Кто сегодня смотрит на программы партий — социалку, медицину, образование, пенсии, экономику — зачем?! Мы голосуем за актёров, спортсменов, знакомую голову из телевизора, против страхов русских танков, за латышский язык… Да политики сами не знают своих программ! Если среднего латыша спросить, кто он — правый или левый, — большинство ответят, что правый.

Левым быть чуть ли не страшно, ведь это направление ассоциируется с коммунистами и русскими. Но когда центр общественного мнения SKDS провёл исследование, какие взгляды разделяют жители Латвии (каким должно быть государство и его социальные программы), выяснилось, что более 83 процентов жителей абсолютно левые.

При этом у нас нет ни одной совершенно левой партии. «Центр согласия» — и тот ассоциируется не с левизной, а с «русскостью». С другой стороны, у нас 12 процентов либералов. И ни одной Либеральной партии. Была попытка — Партия реформ: Килис, Павлютс, Домбровский… Но побоялись отойти от общепринятых норм.

Поэтому наутро после выборов снова будет ситуация, что избиратель как бы за кого-то проголосовал, но теперь не может понять, кто послал нам этих сто чудиков. Так ведь это он сам и организовал!

Лично я с удовольствием проголосовал бы за некую Социально-крестьянскую унию, подобную той, которая уже более 70 лет существует в Баварии и составляет две трети парламента этой земли. Там живут более пяти миллионов человек, а в партию входят 180 000 человек. Даже если проголосуют только члены партии, их жёны и дети — они уже выиграли. У нас нет таких массовых партий. У нас самая большая — в пару тысяч человек.

Моя бы воля, я бы во вневыборное время провёл социальную кампанию, которая призывала бы людей изучать программы партий и вступать в те, которые им ближе. Создавать новые. Короче, самоопределиться, понять, чего они хотят. А то у нас проводят интеграционные мероприятия по вовлечению русских в латышское общество, при этом сами латыши не знаю, куда идут. А интеллигенция, чей долг структурировать национальные идеи, занимается обслуживанием режима — пишет Меркель письма про танки.

Будь наши политики порасчетливей, они за годы у власти могли бы создать утрированную национальную идею, которая поглощала бы и латышей, и большую часть русских, которые другие, нежели россияне. Они более прагматичны, демократичны, менее эмоциональны. За годы совместного существования они нам стали очень близки.

Даже лилипуты у Гулливера отличались тем, что одни били яйца так, а другие — наоборот. А у нашей страны нет такой сильной общей национальной линии.

Единственное наше отличие от других и прочих, наш национальный стержень, — мы не москали. А потому вся наша национальная идея — она же антироссийская карта. Увы.

Кристина ХУДЕНКО.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *