Михаил ГУБИН, К несколько однообразной пропаганде и агитации, побуждающей людей выбирать достойных депутатов в следующий Сейм, этой осенью добавилась и другая кампания. Латвийская торгово-промышленная палата в сотрудничестве с рекламным агентством и отраслевыми ассоциациями начала долгосрочную акцию «Лучшее из Латвии» (Latvijas labums). Цель — побудить население покупать местные товары.
Для этого все латвийские продукты в магазинах помечены соответствующим знаком. Существует ещё и знак «Зелёная ложка», свидетельствующая, что продукт питания произведён в Латвии. И «Бордовая ложка», означающая продукт, тоже произведённый в Латвии, но с использованием чужеземного сырья.
И политическая, и потребительская кампании в чём-то схожи. И там, и там нас призывают выбрать лучшее из Латвии. Лучших людей, лучшие продукты. Торговцы хотят убедить потребителей в том, что их повседневный выбор может улучшить ситуацию в Латвии в будущем. Но и политические партии того же хотят от избирателей.
«Каждый раз, покупая импортный продукт, мы вынуждаем кого-то уехать из Латвии. Поэтому оставляйте привозные продукты на полках, а латвийцев — дома. Если каждый из нас купит местных товаров хотя бы на 10 процентов больше, все вместе мы спасём 20 тысяч рабочих мест», — подчёркивают в ЛТТП.
Но и кандидаты в депутаты Сейма тоже обещают обуздать эмиграцию и создать новые рабочие места.
Призывающие покупать местный товар утверждают, что их призыв относится не только к тому, чего коснулись российские санкции, но и к производимой в Латвии продукции вообще. Но именно сейчас это призыв зазвучал в полную силу.
Раньше подобные акции тоже объявлялись. Символом одной из них был жёрнов, а другой — чужая морковка, изображённая в виде вражеского агента. Но всё это вызывало непонимание со стороны других стран Европы, с которыми у нас общий рынок: получалось, что мы призываем не покупать их товары.
Теперь, после ответных российских санкций, все европейские страны озабочены продвижением своих товаров на внутреннем рынке. И мы в ответ на все претензии можем потребовать от ЕС компенсации за понесённый ущерб.
Как известно, особенно активны поляки со своими яблоками. Они не только пытаются ввести моду на поедание своих яблок в социальных сетях, но и прославляют блюда из них в стихах и песнях. Одновременно бдительно отслеживая на своих прилавках российские продукты. Чтобы не дай бог не купить, не подержать кровавый путинский режим. Да и на Украине российские товары в магазинах помечают знаком. Дескать, не помогай русским оккупантам. Хотя официально никакой войны между ними нет.
* * *
Хорошо, что у нас вражеский товар не метят. Иначе возникла бы некая путаница. Потому что стопроцентно латвийский продукт найти не так-то просто. Разве что по цене — обычно он дороже.
Латышская пресса называет это налогом на патриотизм. Но часто то, что мы считаем местным продуктом, приносит прибыль иностранным предпринимателям, в том числе и российским.
Только что норвежская компания Orkla стала владельцем латвийской компании NP Foods. И так уже скандинавам принадлежали предприятие по переработке овощей Spilva и производитель чипсов Latfood. А теперь норвежцы владеют фирмами Laima, Gutta, Staburadze, Staburadzes Konditoreja и Margiris.
Алкогольный гигант Latvijas Balzams в 2003 году был продан компании с российским капиталом S.P.I. Distilleries, зарегистрированной в Нидерландах.
Рижский и Лимбажский молочные комбинаты входят в компанию Food Union российского миллионера Андрея Бесхмельницкого.
67,8 процента акций молочного производителя DK Daugava контролирует калининградская компания «Гоголь-Моголь два».
Контрольный пакет акций производителя соков АО Cido Grupa в 2004 году был продан зарегистрированной в Дании фирме Royal Unibrews. В правлении которой — граждане Швейцарии, Дании, Франции и Литвы.
Национальное пивоваренное достояние Aldaris уже в 1995 году было куплено шведами, сейчас принадлежит группе Carlsberg.
А контрольный пакет АО Ceesu Alus с 1998 года — у эстонцев. Им же с 2008 года принадлежит и АО Dobeles Dzirnavnieks. А второй крупный переработчик зерна — АО Riigas Dzirnavnieks — в собственности шведской фирмы Lantmannen Mills.
Наш большой мясокомбинат Riigas Miesnieks с 1999 года принадлежит эстонскому Rakvere Lihakombinat.
Если же говорить о хлебе, то крупнейший держатель акций АО Hanzas Maizniica — шведский Vaasan Leipomot. А Fazer Maizniica принадлежит финской фирме Fazer Bakeries.
В 2011 году фирма Puure — переработчик ягод и плодов — присоединилась к международной группе Puratos Group, которая была основана в 1919 году в Брюсселе.
В 2013 году литовская компания Linas Agro Group AB приобрела 87 процентов акций предприятия KKekava, которое выпускало более 65 процентов общего производимого в Латвии объёма птичьего мяса.
Наверняка этот список не полный. Вопрос в том, можно ли продукцию этих предприятий считать латвийским товаром? Поможет ли их покупка нашей экономике?
* * *
Но даже если мы найдём истинно латвийских производителей, можем ли мы быть уверены в их благонадёжности? А вдруг они не говорят на государственном языке? Или поддерживают не те политические партии?
В латышской прессе давно уже проводятся поиски самого благожелательного к латышскому языку магазина. Значит, есть и неблагожелательные. Таких несколько лет назад выявляла партия «Всё Латвии!». Её активисты с видеокамерами входили в магазины или парикмахерские и тут же начинали строгий допрос на предмет выявления уровня владения гос. языком.
А в прошлом году некоторые русские СМИ призывали создавать список банков и магазинов, где отказываются говорить с клиентами по-русски. А когда некоторые латышские бизнесмены резко высказывались против языкового референдума, были советы не покупать их продукцию. То есть наравне с государственными санкциями вполне могут быть и личные.
Пока опросы населения показывают, что люди не слишком ринулись выбирать отечественный товар. И что определяющим фактором для покупателей является цена, а не страна-производитель. Платить патриотический налог потребитель в массе своей не готов.
Чего не скажешь об избирателях. Которых вообще-то в стране меньше, чем покупателей. А многие давно за границей живут. Но за их выбор платить будем мы все.
================
Поляки бдительно отслеживают на своих прилавках российские продукты. Чтобы не дай бог не купить, не подержать кровавый путинский режим. Да и на Украине российские товары в магазинах помечают знаком. Дескать, не помогай русским оккупантам. Хотя официально никакой войны между ними нет.
А река на ощупь шершавая. Попробуй… Следующая публикация:
Не смотри в окно Овертона