Певица Азиза стала крёстной матерью внука Игоря Талькова, а главную любовь своей жизни встретила прямо на пляже. С Азизой Мухамедовой мы встретились в юрмальском отеле Baltic Beach спустя 24 часа после её юбилейного в концерта в Дзинтари.
Юрмала в жизни певицы город не случайный, а судьбоносный. В августе 1988 года в концертном зале «Дзинтари» на конкурсе молодых исполнителей Азиза заняла третье место и завоевала приз зрительских симпатий… А на следующий день проснулась знаменитой.
Ну а сейчас в Юрмале прошёл юбилейный концерт певицы, приуроченный к её 50-летию. Азиза начала беседу с признания в любви к Юрмале:
— Юрмала для меня — это как первая любовь, разве что с той разницей, что первая, школьная, любовь забывается, а Юрмала всегда живёт в моей памяти… Здесь осуществилась мечта.
Без победы в конкурсе молодых исполнителей в Юрмале, быть может, не было бы в моей жизни и Москвы. Тогда меня заметили. Всесоюзное радио и Центральное телевидение стали приглашать на «Голубые огоньки»… В лучах славы купался и Саша Малинин, завоевавший на конкурсе Гран-при, исполнив свою «Корриду».
Я уехала в Москву, работала с такими музыкантами, как Юрий Саульский, Александра Пахмутова, Владимир Матецкий. Стала солисткой при концертном зале «Россия». Поначалу московский эстрадный бомонд встретил меня настороженно, а мне, наоборот, хотелось подружиться со всеми. Ведь у меня восточный менталитет, мы с молоком матери впитываем уважение к людям независимо от их заслуг. Полагаю, что для своих лет я прилично выгляжу (улыбается), а у нас на Востоке говорят, что к этому возрасту женщина приобретает то лицо, которое заслужила…
Перестроечный хаос
— Да, я, как и все, пережила перестройку с её неразберихой, когда на смену жёстко упорядоченной советской эстраде пришёл шоу-бизнес со своими неписаными законами и ухватками. И я отчётливо осознала одну непреложную истину: чтобы выжить в том непредсказуемом мире, нужен свой продюсер. Но такой, который стал бы каменной стеной, защищавшей меня. И, конечно, нужны были деньги, и немалые, так как в одиночку не выжить. Нужны были единомышленники, а не какие-то рвачи, которые хотят хапнуть много денег, не вложив в дело ни души, ни профессионализма, ни времени…
Но всё было вперемешку: затяжные неудачи сменялись огромным белым облаком удач, и затем снова что-то срывалось… Поэтому часто в 91-92-м годах некоторые исполнительницы выходили замуж за богатых. Я их никогда не осуждала, но я также знала, что нельзя посеять одно, а получить другое.
У некоторых появлялись спонсоры, что позволяло артисту держаться на плаву и даже показываться на экранах телевизоров и в эфире радио. У меня же таких спонсоров не было, хотя, чего скрывать, были люди, готовые помочь, но, само собой, не безвозмездно. Надо было становиться чуть ли не их рабой, что мне казалось делом архиунизительным.
Я всю жизнь была солисткой. У меня была своя команда, которую я практически содержала. Были постоянные гастроли, и мы зарабатывали неплохие деньги. Почувствовав себя вполне материально самодостаточной, я перевезла из Ташкента в Москву свою маму, которой сейчас 91 год, и своих сестёр. Они тоже занимаются музыкой.
«Мне никто не помогал…»
Имя Азизы долгое время связано с давней нашумевшей историей. Многие помнят, что в октябре 1991 года трагически погиб композитор и певец Игорь Тальков. Причины гибели так и не раскрыты до сих пор. Незадолго до этого у него произошёл конфликт с телохранителем Азизы. После трагедии в адрес певицы звучали обвинения и угрозы. На долгое время она пропала с эстрады.
Дело порой доходило до настоящего бойкота (в основном со стороны женской части эстрадников), якобы в отместку за смерть Талькова. Однажды в знак протеста она не пришла на какой-то телемарафон, где должна была петь вместе Иосифом Кобзоном… Появившийся в студии Кобзон спросил у присутствующих: «А где певица Азиза?» А в ответ услышал чуть ли не матерщину в адрес певицы. Что, дескать, все с ней отказываются выступать… На что мудрый Кобзон сказал: «Если все отказываются, тогда мы с Азизой вдвоём и будем выступать». Рассказывая об этом эпизоде, Азиза заметила: «Я считаю Иосифа Давыдовича своим другом…»
— Но бывает по-разному. В шоу-бизнесе всё переменчиво, никто никому не должен. Например, с Киркоровым я познакомилась во время отборочного тура, который проходил в Москве. Готовился конкурс «Юрмала-88». Филипп тогда сам только начинал, он подошёл, завязался разговор… Он меня подбодрил, сказал, что обязательно пройду отбор и буду участвовать в конкурсе. Так и случилось. У него лёгкое слово. Однажды он познакомил меня со своей мамой, которая меня угощала очень вкусными пирогами… Мы с Филиппом дружили, но когда начались «осады», отношения вошли совершенно другую, нейтральную, фазу…
— Вы не любите об этом вспоминать, но в своё время выслушали в свой адрес поток обвинений…
— Хочу вспомнить слова восточного мудреца: «Я поднимал железо и свинец, но не нашёл ничего тяжелее хулы и клеветы». И молвы, которая, по мнению Вергилия, является бедствием, быстрее которого нет ничего на свете. Мне никто не помогал ни добрым словом, ни поступком. Главной моей опорой в то время были моя мама и мои сёстры.
Это только благодаря Богу… Я приняла православие в тот момент, когда и физически, и психологически была подавлена постоянно возникающими сложностями и проблемами в личной жизни. И тем, что матерью не могла стать, а это большие переживания для женщины, и что стало меньше концертов — значит, и меньше могла заработать. После крещения я была наречена новым православным именем — Анфисой. И я, самая младшая из рода Мухамедовых, встала во главе семьи. И я для семьи была главной поддержкой и опорой: мама болела, мои две сестры обе педагоги по фортепиано, а на этом много не заработаешь.
И когда становилось мало концертов, нужно было выворачиваться наизнанку, чтобы заработать минимум. Приходилось выделывать какие-то кульбиты, чтобы выжить, и, конечно, я не гнушалась никаким трудом. Работала педагогом по музыке, ездила в пионерские лагеря, была культработником, работала аниматором, давала частные уроки детям богатых людей. И выпускала альбомы, хотя не так часто, но в четыре года один альбом обязательно… Всего за годы своей отверженности я выпустила несколько альбомов… Первый назывался «Всё ничего», второй — «Через столько лет» и третий — «Женщина-комета»…
Я покупала песни и записывала их. Но одни авторы за свои песни назначали вполне разумную цену, а другие, страдающие манией величия, ставили заоблачные… Одну песню («Милый мой, твоя улыбка», которая стала хитом) мне подарил Олег Бескровный, который не профессиональный композитор, просто очень талантливый человек. А слова написал замечательный поэт-фронтовик Борис Дубровин. Он никогда не брал от меня деньги, и мне приходилось самой идти по его адресу и класть их в его почтовый ящик.
Ты суперстар!
От удара судьбы певица не могла оправиться несколько лет. Лишь в 1997 году, собравшись с силами, она выпустила альбом «Всё или ничего». Но потребуется ещё десять лет, чтобы Азиза снова вышла на большую сцену и выступила в конкурсе телекомпании НТВ «Ты суперстар!» (2007 г.) с несколько ироническим подтекстом, но с правилами более чем серьёзными и с накалом страстей. Вот что об этом рассказывает сама Азиза:
— Мне неожиданно позвонил с НТВ ведущий Вадим Такменёв и сказал, что НТВ делает программу с участием ретро-певцов, незаслуженно забытых, бывших звёзд, которые вдруг закатились, но о которых молодое поколение обязательно должно знать. Я говорю об Анне Вески, Алёне Апиной, Валентине Легкоступовой, Ольге Зарубиной, Михаиле Муромове, Сергее Челобанове, Алексее Глызине… Ведь многим людям интересно было узнать: как они сейчас живут, какие песни поют? Работы в подготовке этого конкурса всем хватало: спортивным инструкторам, косметологам, врачам и стилистам.
Три месяца шёл этот грандиозный марафон по ТВ, много было поездок, перевоплощений (перекрашивались волосы, менялись причёска, гардероб), после «спокойной» жизни приходилось себя ломать, что-то делать через «не могу».
Вопреки моим первоначальным ожиданиям, я с «блеском» ?????????? победила. Второе и третье место заняли Алексей Глызин и Сергей Челобанов соответственно. Рейтинг этого конкурса зашкаливал, люди бросали все дела и бежали к телевизору, когда шла программа «Ты суперстар!»…
— После вашей победы в этом конкурсе что-то в вашей жизни изменилось кардинально?
— Да, конечно. Начались публикации, приглашения, возникло оживление, стал чаще звонить телефон. Много появилось новых знакомств, начались поездки по стране… Но, опять же из-за того, что не было рядом грамотного продюсера, всё затормозилось. В 2008 году я выпустила альбом «Размышление», большинство песен для которого написала сама. Но главное событие ещё было впереди…
— Что вы имеете в виду?
— Свою встречу с моим любимым Сашей. Как всегда, вмешался господин Случай. Я отдыхала на Кипре, была на пляже, нежилась на солнце и гадать не гадала, что через несколько минут появится из моря… моя судьба. Из воды вышел человек с длинными волосами, бородкой и поразительно голубыми, под стать морю и небу, огромными глазами.
У меня много было мужчин — красивых, умных, сильных, талантливых, но ни с одним из них жизнь не сложилась. И, представьте себе, все они как один первыми уходили от меня. Но ситуации для таких уходов большей частью создавала я. Но это так, к слову… А в тот день на кипрском пляже меня от жары разморило, я не могла понять: сон ли это или галлюцинация? Однако сказка имела продолжение. Ко мне подошла девушка с подносом, на котором стояли цветы, фрукты и шампанское… Спрашиваю девушку: «Это кому?» — «Это вам» — «От кого?» Она мне говорит: «От того мена», — и указывает рукой.
И что вы думаете? Вечером за ужином я увидела его, идущего между столиками, и сама себе говорю: Азиза, держись, это твоё… Пригласила его к нашему столу, и мы познакомились. Почему-то мне стало так спокойно, словно с плеч свалился огромный груз, который мешал дышать полной грудью.
Короче, через неделю он сделал мне предложение. Было кольцо, была помолвка, а через месяц мы все поехали в Крым, и там он у моей мамы попросил моей руки. Так впервые в жизни я стала не гражданской, а законной женой питерского бизнесмена, замечательного человека Александра Бродолина. И случилось это в октябре 2011 года.
Александр ОЛЬБИК.
Орёл. Город сокровищ Следующая публикация:
Bauskas kvass: напиток со вкусом детства