Вот уж лет десять, если не больше, я знакомлю читателей газеты «Суббота» с тем, что пишет пресса, в первую очередь латышская, о конкурсе молодых исполнителей «Новая волна» в Юрмале. Конечно, год на год не приходился, иногда писали меньше и нейтральнее, иногда больше и злобнее, но в освещении этого «праздника песни» в прессе всегда отчётливо прослеживались две линии: светская и политическая.
Две стихии
Когда в Юрмале не происходило никаких происшествий, которым можно было придать политический характер, пресса писала о нарядах и пластических операциях Аллы Борисовны, о прозрачном платье Ксении Собчак, предположительной гомосексуальной ориентации Сергея Лазарева, ограблении Валерии и синяках на лице избитой мужем певицы Жасмин. Но это было всё же больше в русской прессе или в жёлтых журналах типа Vakara Zinnas.
Если же, как это было в 2007 году, кто-то со сцены пытался неудачно пошутить насчёт латвийской государственной символики или отношения латышей к Сибири, тут-то и начиналась жизнь. Латышская пресса оживала, пестрела гневными комментариями, письмами читателей и замечательными цитатами, без сомнения, достойными золотого фонда. О том что «Новая волна» — это спецоперация ФСБ с целю внедрения в латвийские мозги положительного образа России. Или о том, что «Новая волна» доказывает: латышские легионеры СС сражались на правильной стороне. И так далее.
Однако нынешняя, 13-я по счёту «Новая волна» превзошла всё. Судя по отзывам в СМИ, политика наконец-то полностью задавила светскую хронику.
Мысли накануне
В свете обострения международной обстановки этой «Волны» ждали. «Скоро на нас обрушится очередная «Новая волна», — пророчил в Latvijas Aviize известный национально настроенный карикатурист Агрис Лиепиньш.
«В обществе всё чаще задаётся вопрос: какую связь это имеет с нашей культурой, какая нам польза? — спрашивал он и сам себе отвечал: — Сейчас вопрос о целесообразности «Новой волны» приобрёл актуальность совсем в другом разрезе. В связи с событиями на Украине Россия как страна-агрессор оказалась в международной политической изоляции, и в Европе осталось немного открытых друзей режима Путина…
Организуя «Новую волну», мы рискуем выглядеть как государство — член ЕС, которое является очень дружественным по отношению к нынешней политике России», — писал художник. Он же придумал шутку: «У Путина три курорта: Крым, Сочи и Юрмала».
Схожие мысли высказывал и евродепутат от «Национального объединения» Роберт Зиле: «Альтернативное место проведения «Новой волны» — Крым — аннексировано, Россия засылает на Украину вооружённых террористов, а в Юрмале, в концертном зале «Дзинтари», скорее всего, будет читаться поздравление от президента Путина гостям и участникам «Новой волны». Латвия приближается к президентству в ЕС. И важно, какие сигналы Латвия подаст Европе и миру как президентствующая страна. Как будет выглядеть, что Латвия в такое время(!) принимает тех, кто поддерживает политику Путина?! Это выглядит плохо. Очень плохо. «Новая волна» — не какое-нибудь обычное коммерческое мероприятие, таким Путин обращения не шлёт».
И это было сказано ещё до исторического решения министра иностранных дел Латвии.
Это Путин виноват
Как известно, министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич принял решение запретить «апологетам российского империализма и агрессии приезжать в Латвию на светские мероприятия». Довольно быстро выяснилось, что эти апологеты — народные артисты России Иосиф Кобзон, Олег Газманов и Валерия. Все они ещё в марте подписали открытое письмо деятелей культуры России президенту Путину в поддержку присоединения Крыма.
Почему же решение Ринкевича было принято, когда были куплены билеты и расклеены афиши? Тут дело не столько в мелочной подлости, а в том, что «Новая волна» оказалась встроена в систему международный антироссийских санкций. А проще говоря — министр человек подневольный. Над Украиной сбили малайзийский лайнер — США тут же, до всякого расследования, обвинили в этом Россию. Страны ЕС заговорили о санкциях. А что же Латвия? Чем нам пожертвовать — рижским «Динамо» в КХЛ или торговыми отношениями? Тем более что вашингтонский куратор вот-вот строго спросит: а как вы наказали Россию?
Вот и пришлось в последний момент искать выход — решили не пускать артистов, которых представили как ярых путинских пропагандистов. Газета «Диена» даже изобразила их в виде боеприпасов, которые бдительный Ринкевич вовремя не пустил в Латвию. Она же написала, что министр дёрнул за стоп-кран пропаганды. Это довольно трудно представить.
А газета Neatkariigaa на первой странице поместила сразу три изображения Путина рядом с запрещёнными в Латвии российскими артистами. По этому поводу газета опросила экспертов. Простодушный американец Ояр Калныньш, депутат Сейма, прямо сказал, что Латвии нельзя было опаздывать с выражением своего отношения к ситуации со сбитым самолётом. Журналист Юрис Пайдерс в эфире радио Baltkom иронически предположил, что, очевидно, эти три певца сами и сбили несчастный лайнер.
Были и другие недовольные решением латвийского МИДа. Например, обозреватель газеты NRA Бен Латковскис написал, что запретить въезд в Латвию лучше было бы руководителям российских телеканалов, но на это у министра Ринкевича кишка тонка, как говорят русские. Также Латковскис перечислил причины, по которым можно было бы не пустить к нам комика Галустяна. Потом журналист уверял, что это была ирония.
А давняя противница «Новой волны» скандальная журналистка Элита Вейдемане высказалась в том духе, что три не впущенных певца — просто невинные голубки по сравнению с действующей в Латвии пророссийской пятой колонной.
Журналисты «Диены» пытались узнать мнение Раймонда Паулса, но маэстро ответил:
— Я не буду это комментировать. Потому что я ушёл с «Новой волны», и оставьте меня, наконец, в покое с нею! В своё время на меня нападали за всё что угодно, и я это хорошо помню. Поэтому теперь не буду комментировать, правильно это или неправильно. Пусть это остаётся на совести тех, кто принимает такие решения.
Украинская волна
Помимо экспертов в латышской прессе высказывались и простые читатели. Например, в рубрике «Голоса читателей» Latvijas Aviize читательница Рута из Лиепаи считала, что «Новую волну» надо было запретить, когда началась российская агрессия против Украины, и ссылалась на знакомую старушку, которая боится выйти в Юрмале на улицу.
А читатель Улдис из Риги отмечал, что открытие «Новой волны» прошло корректно, шуточек про гимн Латвии не было. Очевидно, подействовало предупреждение министра Ринкевича, указывал читатель.
Поскольку мы живём в век социальных сетей, публиковались и мнения из Twitter.
«Считаю, что есть такие деньги, которые всё же дурно пахнут. Можем выжить и без «Новой волны». У нас могло бы появиться что-нибудь вместо неё», — в своём микроблоге записала экс-министр внутренних дел Линда Абу Мери.
На этой «Новой волне» ожидаемо громко прозвучала украинская тема. И скандально — пикетчики с сине-жёлтыми флагами протестовали у зала «Дзинтари», украинская пресса корила своих же конкурсантов за цвета российского флага в их одежде. А видный украинский националист Тягнибок, наоборот, похвалил певца Ивана Дорна за его чёрную майку с трезубцем и песней на украинском языке.
Кроме того, украинцы отметили, что дуэт Потап с Настей бегали по красной дорожке конкурса с огромным сине-жёлтым флагом, Потап даже надел вышиванку. А Ани Лорак выбрала для выступления песню с символическим названием «Молитва» и посвятила её Украине. Кроме того, на правой руке у Лорак красовалась сине-жёлтая лента.
Увлёкшись разнообразными фальсификациями, украинские СМИ и тут не могли остановиться и сообщили, что на «Навой волне» российские звёзды устроили флэш-моб в поддержку Украины. Проиллюстрировав это старыми фотографиями и антироссийской записью якобы из Facebook Аллы Борисовны.
В ответ российские СМИ разоблачили фальшивку, указав, что, наоборот, Пугачёва со сцены высказалась в поддержку Кобзона, спев песню-памфлет «Нас бьют, а мы летаем». Которую в России называют то гей-гимном, то оппозиционным манифестом, но в контексте Юрмалы песня обрела ещё один смысл, писала «МК». А российский певец Николай Басков ходил в майке с изображением всех трёх новых фигурантов латвийского чёрного списка.
Газеты сообщили, что из России на Игоря Крутого давили, требуя, чтобы в таких майках вышли все артисты и спели что-нибудь в знак протеста, но этого не было. Хотя ситуацию разбирали даже в политической телепрограмме «Воскресный вечер» с Владимиром Соловьёвым. Гости в студии были недовольны, что артисты вообще не объявили Юрмале бойкот.
Те же и Резник
Конечно, российские СМИ в связи с «Новой волной» писали не только лишь об одной политике. Вот распространённые заголовки:
«Вера Брежнева приехала в компании Меладзе и не разрешала себя фотографировать»,
«Лолита сделала селфи с Рики Мартином»,
«На вечеринке Димы Билана Кэти Топурия устроила танцы на столе»,
«С концерта Пугачёвой в Юрмале вывели пьяного Криса Кельми»,
«Никита Пресняков представил свою девушку знаменитой бабушке»,
«Лолита засветила соски на репетиции конкурса «Новая волна ‘2014»,
«Леонтьев появился на «Новой волне» без нижнего белья»…
И так далее.
Всех, конечно, переплюнул известный поэт Илья Резник. На своём официальном сайте он опубликовал оду Валерии, Кобзону и Газманову. Резник также считает, что российские артисты должны были бойкотировать конкурс и из солидарности не приехать в Юрмалу. И обвиняет их в чрезмерной любви к деньгам.
Как тень багряного заката
Спустилась весть на рижский брег:
Вам не менять рубли на латы
персоны звёздные нон-грата
Иосиф, Лера и Олег…
— писал поэт, несколько отставший от латвийской реальности и явно подражая Лермонтову. Тем самым полемизируя с Пугачёвой, которая на «Новой волне» выступила. И ещё как!
Впрочем, всё ещё впереди. А что именно, неясно. Многие опрошенные журналистами звёзды не скрывали своего ощущения, что эта «Новая волна» в Юрмале — последняя. Так ли это, покажут время и политическая ситуация. А пока впереди — фестиваль Comedy Club в той же Юрмале. Про него министр Ринкевич пока ничего не говорил.
#31 Следующая публикация:
Бегущие от войны