pichugin

Кино и русские

• 12.06.2014 • КиноКомментариев (0)997

Что сегодня снимают на «Ленфильме». Корреспондент «Субботы» встретился с генеральным директором киностудии «Ленфильм» Эдуардом Пичугиным и выяснил, какие фильмы в свете последних событий в мире собираются снимать на легендарной студии Санкт-Петербурга, отмечающей в этом году 100-летие с начала своей истории. Наша беседа состоялась в Волгограде, на открытии международного кинофорума «Сталинградская сирень», куда «Суббота» приехала по приглашению дирекции «Ленфильма».

Чему питерцы будут учиться у китайцев

— Эдуард, как сегодня сказывается на творческих планах питерских кинематографистов то негативное отношение к России, которое возникло в странах Евросоюза и США в связи с возвращением Крыма и ситуацией на Украине в целом?

— Нам стало однозначно понятно, что в России сегодня надо снимать больше хорошего патриотического кино, которого у нас катастрофически не хватает в последнее время. Те же американцы регулярно выпускают безупречные кинопроекты, проповедующие основные человеческие ценности: крепкую и большую семью, любовь к старикам и детям, уважение традиций.

У них очень много семейных и патриотичных фильмов. Даже картины компании Marvel Comics, занимающейся выпуском комиксов, и такие суперблокбастеры, как «День независимости» и «Послезавтра», так или иначе рассказывают о любви к Родине. Нам надо этому у Голливуда учиться и серьёзно заниматься развитием отечественного кинематографа.

Вот тот же Китай всего за пять лет построил у себя в стране 13 000 современных кинотеатров и создал этим прецедент для формирования на этой базе шести новых киностудий. В результате китайцы стали брать в прокат максимум тридцать пять иностранных фильмов в год, а все остальные у них собственного производства. И сегодня они занимают уже второе место в мире по кинопосещаемости.

И знаете, чем в основном занимаются китайские кинематографисты? Экранизацией мировой классики и добрых современных историй.

И я придерживаюсь мнения, что нам тоже прежде всего надо заниматься сегодня классикой, — там всё давным-давно уже разложено по полочкам. Плюс больше снимать исторического кино, потому что чувство патриотизма лучше всего прививается именно на исторических примерах.

Россия на протяжении всей своей истории одержала множество побед. И у нас всегда было огромное количество героев.

Потому для того, чтобы снимать новые патриотические фильмы, нашим кинематографистам не надо дожидаться появления современных примеров героизма, которые сейчас демонстрируют те же жители Донбасса, вышедшие на баррикады и взявшиеся за оружие только тогда, когда стали страдать их родные и близкие, когда пришло время их защищать, а не тогда, когда Майдан только начинался.

Нам надо просто продолжать сегодня старые добрые традиции советского кино, пропагандировавшего общечеловеческие ценности.

И очень радует, что в России сегодня такое кино становится всё востребованнее. В регионах ретроспективы собирают полные залы. Приходят и стар и млад. Когда такое было раньше?! Это уже достижение, результат.

А что касается возвращения Крыма в состав России — у нас свои страницы совместной истории. «Дама с собачкой», «Собака на сене», «Всадник без головы», «Человек-амфибия» — все эти киношедевры были сняты «Ленфильмом» именно на Крымском полуострове.

И сейчас наша киностудия не только продолжит снимать там свои картины, но и планирует даже создать рентал-хаус съёмочной техники в Севастополе — чтобы кинокомпании мира могли проводить в Крыму съёмки любой сложности, арендуя всю аппаратуру на месте.

Будущее «Ленфильма» мы также связываем с совместным производством фильмов с другими странами. Как было в давние советские времена, когда мы снимали совместные фильмы с Прибалтикой, Польшей, Америкой, Канадой.

— А санкции, которыми Европа грозится России, не помешают?

— А как они могут нам помешать? Мы же не занимаемся производством оружия и не имеем стратегических ресурсов.

Вот в начале июня «Ленфильм» подписал соглашение о сотрудничестве с итальянской компанией Cinemeccanica.

А в конце мая испанская съёмочная группа провела в наших павильонах съёмку фрагментов документального фильма «Олег», посвящённого петербургскому композитору Олегу Каравайчуку.

Испанская группа очень надеется с помощью этой картины внести вклад в развитие культурных отношений между Испанией и Россией.

— Тем не менее некоторые российские деятели культуры стали попадать в чёрные списки некоторых стран…

— Если вы имеете в виду письмо, которое наши кинематографисты, музыканты и артисты подписали в поддержку политики президента России, могу сказать только одно: мы живём в демократичном обществе и имеем право высказывать своё мнение по конкретным вопросам.

И это не повод для попадания в чёрный список. С тем же успехом можно запретить въезжать в другие страны половине мирового сообщества журналистов, потому что у них есть своё мнение и они не боятся его высказывать.

Российская киноиндустрия не может представлять собой угрозу ни для Европы, ни для Америки. А если против нас всё-таки введут санкции — потеряют больше они, а не мы. Потому что наши кинозрители приносят миллиарды той же Америке.

Мы же выживем при любом раскладе, потому что наше кино прежде всего ориентировано на собственный рынок, на своего зрителя, который любит отечественное кино. Не говоря о том, что мы действительно умеем снимать хорошее кино.

К слову, фильм Фёдора Бондарчука «Сталинград», большая часть которого снималась в окрестностях Санкт-Петербурга и павильонах «Ленфильма», — это первый красивый прецедент в истории кино новой России, когда наш фильм вышел в мировой прокат.

Будут и сказки, и исторические драмы!

— Но как раз именно «Сталинград» Бондарчука многие кинозрители не смогли принять из чувства патриотизма!

— Почему вы так говорите? Сколько людей, столько и мнений. У любой достойной картины есть своя порция негативных отзывов. Вы посмотрите на гениальные киношедевры, созданные великими мастерами, — про каждый из них в своё время говорили либо «неоднозначно», либо «странно».

Я считаю, что надо смотреть на результат. В России на «Сталинград» было продано рекордное количество билетов. Потом он пошёл широким прокатом в Китае, затем вышел в прокат всемирный. Это разве не успех?

А суждения-рассуждения могут быть разными. В кино можно придраться к чему угодно: к сценарию, к актёрам, к режиссёру. Главное — будет у картины свой зритель или нет. У «Сталинграда» он есть не только в России, но и за рубежом. За что честь и хвала режиссёру Фёдору Бондарчуку, группе продюсеров (а их было пять человек!) и всем, кто инвестировал в этот проект деньги.

— А правда ли, что сегодня в российском кино всё диктуют продюсеры, порой буквально на корню зарубая творческие идеи, которые не ориентированы на массового зрителя, в том числе и проекты детских фильмов?

— На самом деле это не так. Снимать кино сегодня стали больше, и фильмы стали масштабнее. А что касается зарубания творческих идей, статистика тут простая. Вот недавно мы отбирали сценарии для запуска новых фильмов. Из 759 выбрали шесть, которые более-менее чем-то интересны. А из этих шести только два достойны того, чтобы запустить их в производство.

Беда в отсутствии хороших сценариев. Я, например, говорю: мне нужна хорошая молодёжная комедия. И мне приносят сценарий — странного содержания и ужасно написанный. И что тут делать? Я готов снимать самое разное кино, но только то, которое будет прежде всего нужно зрителю, а не тому, кто с его помощью хочет самовыразиться.

Проблемы, конечно, существуют, но вместе с тем на «Ленфильме» сегодня запущено сразу несколько совершенно разных фильмов: и историческая драма, и дебютная молодёжная картина, и сказка для детей, и авторское кино.

А сейчас мы готовимся к празднованию очень интересного юбилея — 60-летия картины Надежды Кошеверовой и Александра Ивановского «Укротительница тигров». И по этому случаю «Ленфильм» даже взял под своё покровительство… тигра по кличке Амадей, живущего в Санкт-Петербургском зоопарке.

Наталия ЗАХАРЬЯТ.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *