В минувшее воскресенье на телеканале «Россия» прошла премьера 4-серийного фильма Владимира Хотиненко по одноимённому роману Достоевского «Бесы».
Несмотря на то, что съёмки картины завершились за несколько месяцев до украинского Майдана, а сам роман был написан около 150 лет назад, в фильме Хотиненко парадоксальным образом отразились самые актуальные проблемы, вызванные последними событиями в мире.
А отдельные цитаты из фильма (причём принадлежащие не только самому Достоевскому, но авторами киносценария) можно напрямую воспринять как пророчества…
Сразу после показа мы позвонили Владимиру Ивановичу Хотиненко в Москву — поздравить с премьерой и задать самые простые вопросы на тему премьерных радостей.
Так уж сложилось, что последние несколько лет «Суббота» традиционно заглядывает на съёмки каждого фильма режиссёра Хотиненко. На съёмочной площадке «Бесов» мы были в сентябре прошлого года. И очень гордимся, что стали первыми из прессы, кому Владимир Иванович доверил сообщить о начале работы над этим фильмом и поделиться результатами актёрских проб на роли.
— Более актуальной вещи, чем «Бесы», сегодня не придумать, — говорил нам тогда режиссёр. — Потому что Достоевский вскрыл в этом романе суть любых революционных движений и настроений.
Самое соблазнительное у сил зла — это призыв к борьбе. Ведь сколько ничтожеств благодаря революции вылезли на поверхность. Подчёркиваю: ничтожеств. Были и большие люди, и серьёзные, но сколько ничтожных на этой волне почувствовали себя значимыми.
Что такое бесовство? Это всё то, что разрушает красоту мира, смешивает добро со злом, верх с низом. На эту тему есть гениальное определение: «Дьявол начинается с пены на губах ангела, доказывающего свою правоту». Это невероятно точно! Эти слова, по сути, можно назвать эпиграфом к нашему фильму.
И всё-таки насколько точно попадут «Бесы» Хотиненко в день сегодняшний, тогда никто из нас и предположить не мог.
Не случайно телеканал «Россия», по заказу которого Владимир Иванович снимал картину как мини-сериал, пришёл к решению показать все четыре серии в один день, в воскресенье, в прайм-тайм!
— Продюсеры в лице телеканала аргументировали своё решение тем, что наш фильм надо смотреть на одном дыхании, целиком! А со 2 июня они начнут показывать «Бесов» на канале «Культура» по серии в день.
Кроме того, в ближайший месяц выйдет киноверсия фильма — я уже её смонтировал.
— Владимир Иванович, а где вы смотрели премьеру и как отмечали? Есть ли у вас какие-то свои традиции в такие дни?
— Традиций у нас нет, поступаем в зависимости от ситуации. Премьеру «Бесов» мы с Танечкой (Татьяной Яковлевой — супругой В. И. и редактором всех его фильмов. — Прим. редакции) смотрели дома — вместе со всеми телезрителями.
Потому что премьера фильма на телевидении имеет совершенно иную специфику, нежели премьера фильма в кинотеатре: она даёт ощущение уникального соединения зрителей, когда одновременно с тобой картину смотрят не сотни, а миллионы людей.
Фокус от Достоевского
Напомним, что Фёдор Михайлович писал «Бесов» по следам газетных хроник — про то время, когда в одном из провинциальных российских городов было создано революционное террористическое движение, следствием которого стала череда жестоких политических убийств.
— Я даже не знаю, что по этому поводу думать, — отвечает Владимир Иванович на наш вопрос о перекличке событий в «Бесах» с происходящим на Украине. — Хотя в моей кинематографической карьере уже были случаи, когда события, происходящие в снятых мной фильмах, начинали резонировать с событиями в реальном мире.
Когда снял «Рой» — распался Советский Союз, выпустил «Патриотическую комедию» — случился первый путч, после премьеры «Макарова» произошёл второй путч, премьера «Мусульманина» совпала с войной в Чечне. И сейчас вот «Бесы» резонируют с происходящим на Украине…
Но в данном случае, конечно, всё объяснимо. Фёдор Михайлович всё же писал не про определённые исторические ситуации, он писал про суть человеческой природы. Вот в чём фокус. В разные годы это становится более или менее актуально. Но, к глубокому сожалению, оно актуально всегда. Вот что я понял раз и навсегда в этой истории.
— Ваши «Бесы» стали пятой по счёту экранизацией этого романа. Точнее, даже не экранизацией, а интерпретацией. В вашем киносценарии есть персонажи, которых не было у Достоевского (следователь Горемыкин, которого сыграл Маковецкий и который существовал в реальности, расследуя дело, которое легло в основу романа), герои имеют увлечения или черты, которые не описывались в романе (Ставрогин коллекционирует бабочек), не говоря уже о чисто режиссёрских акцентах и символах (танец Верховенского в свинарнике)…
Тем не менее уже очевидно, что ваша версия «Бесов» самая точная и удачная в сравнении со всеми предыдущими, где Достоевского снимали буквально.
— Вы говорите о том, что исследователи Достоевского могли бы посчитать излишними вольностями в нашем фильме. На этот счёт я прочитаю вам одно письмо, которое удивительным образом попало ко мне в руки совсем недавно — именно в то время, когда фильм уже был готов и я стал давать интервью и отвечать на подобные вопросы.
Письмо уникальное в своём роде, оно написано в 1872 году самим Достоевским как ответ одной свой почитательнице, которая просит у писателя разрешения на сценическое воплощение «Бесов»:
«На счёт же вашего намерения извлечь из моего романа драму, то, конечно, я вполне согласен, да и за правило взял никаким таким попыткам не мешать. Но не могу не заметить вам, что всегда почти попытки такие не удавались, по крайней мере, вполне.
Есть какая-то тайна искусства, по которой эпическая форма никогда не найдёт себе соответствия в драматической. Я даже верю, что для разных форм искусства существует соответственные им ряды поэтических мыслей, так что одна мысль не может быть никогда выражена в другой, не соответствующей форме.
Другое дело, если вы как можно более переделаете и измените роман, сохранив от него всего лишь один какой-нибудь эпизод для переработки в драму. Или взяв первоначальную мысль, совершенно измените сюжет. Я совершенно сочувствую вашему намерению, ваше желание довести это дело до конца мне чрезвычайно лестно!»
Вот вам и ответ на ваш вопрос от самого Достоевского. Чума полная! (Смеётся!)
О будущем
— Владимир Иванович, у вас уже есть идея следующего фильма?
— Да, мы уже почти в запуске. Вместе с оператором Денисом Аларконом-Рамиресом (сыном супруги Хотиненко от первого брака и оператором «Бесов». — Прим. ред.) будем снимать фильм для большого экрана про Сергия Радонежского.
Это будет достаточно камерная и вместе с тем современная история, произошедшая на одном ток-шоу, посвящённому 700-летию святого. Сам Сергий Радонежский как герой в фильме не появится, но будет другой интересный персонаж — старичок-монах. На ток-шоу приглашали другого, более говорливого и видного, но пришёл этот…
Но не буду больше рассказывать, а то весь сюжет раскрою. Сейчас закончу всю эпопею с «Бесами» и засяду за новую работу.
Лицо с обложки
Обворожителен как демон!
Максим Матвеев, исполнитель роли Ставрогина, по секрету сознался, что за полгода до того, как Хотиненко пригласил его на пробы в «Бесы», он спонтанно записал в своём дневнике, что… мечтает сыграть Ставрогина. Записал — и забыл.
А сам Хотиненко, когда раньше его спрашивали, почему он выбрал на главную роль именно Матвеева, отвечал:
— Во-первых, он необычайно красив. А в своих записных книжках Достоевский писал про Ставрогина, что тот обворожителен как демон. Во-вторых, красавчиков-то много, а талантливых из них — единицы. А Матвеев — талантливый.
После премьеры фильма Владимир Иванович оказался более чем доволен результатом работы Матвеева:
— Как режиссёр я открыл для себя артиста, идеально подходящего на роль Ставрогина!
— А кто вам подсказал именно Матвеева взять на эту роль?
— Я искал на эту роль такого артиста, как Хельмут Бергер — любимый актёр Висконти. И потому сразу предполагал, что буду пробовать Матвеева.
Тем более когда-то Максим пробовался ко мне в фильм «1612-й», но тогда на съёмки его не отпустил Тодоровский-младший, у которого он на тот момент уже снимался. Так что я с Матвеевым уже более-менее был знаком и имел представление о его возможностях.
Наталия ЗАХАРЬЯТ.
В точку!
Цитаты из фильма
Революции совершают лавочники руками романтиков.
Революция ничего не меняет, а только переставляет с места на место одних и тех же людей.
Настоящая правда всегда неправдоподобна… Чтобы сделать правду правдоподобнее, нужно непременно подмешать к ней лжи. Люди всегда так и поступали.
Всё сочтётся: ни одно слово, ни одно движение душевное, ни одна полумысль не пропадут даром.
Насколько точно попадут «Бесы» Хотиненко в день сегодняшний, тогда никто предположить не мог.
* * *
Что такое бесовство? Это всё то, что разрушает красоту мира, смешивает добро со злом, верх с низом. На эту тему есть гениальное определение: «Дьявол начинается с пены на губах ангела, доказывающего свою правоту».
* * *
В моей кинематографической карьере уже были случаи, когда события, происходящие в снятых мной фильмах, начинали резонировать с событиями в реальном мире.
* * *
Когда снял «Рой» — распался Советский Союз, выпустил «Патриотическую комедию» — случился первый путч, после премьеры «Макарова» произошёл второй путч, премьера «Мусульманина» совпала с войной в Чечне. И сейчас вот «Бесы» резонируют с происходящим на Украине…
Взрывоопасно! Следующая публикация:
Какой сыр вкуснее?