Ещё недавно эти гастроли были под большим вопросом. После скандального демарша режиссёра Алвиса Херманиса, который отменил московские гастроли Нового Рижского театра и свою постановку в Большом театре «в связи с военной агрессией России на Украину». Режиссёра поддержала его актриса Гуна Зариня, которая отказалась играть главную роль в постановке «Гоголь-центра» «Медея».
Политик, политолог и фотохудожник Янис Круминьш позвал россиян в Латвию. «Только не на танках!» — уточнил он
В московском «Гоголь-центре» прошла выставка Яниса Круминьша «Моя Латвия». Мероприятие организовали параллельно с гастролями Национального театра Латвии.
Руководитель центра режиссёр Кирилл Серебренников лично просил Национальный театр не следовать примеру Херманиса. Тем более что осенью в Риге планируются ответные гастроли «Гоголь-центра».
В результате вопрос поездки в Москву был выставлен на голосование коллектива. Против были лишь пять человек, но они согласились с мнением большинства. Как объявила пресс-секретарь театра: «Мы за культурные связи между народами, но против агрессии и кровопролития».
В итоге гастроли состоялись — две современные постановки россиянина Кирилла Серебренникова и рижанина Владислава Наставшева: «Войцек» и «Старуха». Выставка — тоже.
Зрители увидели лучшие работы Круминьша — участника более 40 выставок в Латвии и за рубежом, фотокорреспондента ТАСС, в портфолио которого сотни публикаций в латвийской и зарубежной прессе. Он фотографировал Брежнева и Ельцина, был автором официальных фотопортретов высших должностных лиц Латвии и нашумевших фото политических деятелей в «приватной обстановке» (особенно нашумел снимок голого Годманиса).
Фотопроект «Моя Латвия» посвящена любимым городам Круминьша — Риге и Юрмале. Начиная с 80-х годов, когда маэстро Паулс по просьбе Круминьша и Подниекса вытащил свой рояль в море для съёмок фильма к открытию ресторана «Кабург», где выступали Вайкуле и Пугачёва.
64 снимка за 30 лет автор называет «полной кардиограммой Латвии и моих ощущений от неё».
«Конечно, я там больше хвастаюсь Латвией. Но есть и ощущения не самые радужные. Радостные, грустные, скорбные и задумчивые, успешные и не очень, работа и отдых, люди и природа», — так охарактеризовал выставку сам Янис Круминьш.
«Суббота» обсудила с Янисом Круминьшем нынешнюю ситуацию в Латвии и России…
Херманис как обиженный страус
— Режиссёр Алвис Херманис в московской «Гоголь-центр» ехать отказался — объявил бойкот России. А вы поехали. Почему?
— Моё мнение: художник отвечает за весь мир. Ему надо отстаивать свою точку зрения, показывать культуру своего народа, предлагать свои знания и видение, даже упрекать и осуждать, но в открытом диалоге. За счёт своего этического ядра, а не атомного…
Не ехать — это глупо! Это политика обиженного страуса. Ну у тебя бойкот, и кто узнает, что ты думаешь? Кто вообще в России знает актрису Гуну Зариню и расстроится, что она не приехала?
Самоизоляция и истерики могут довести до драки и, не дай бог, войны. Любые самые жаркие споры лучше, чем бойкот, противостояние и война.
— Ваши гастроли задумывались до событий на Украине?
— Задолго. В прошлом году эта выставка была показана сперва в рижском Rietumu Banka, который и поддержал весь проект. А в июне, в годовщину оккупации Латвии, моя выставка открылась в Санкт-Петербурге, на Мойке.
Я так и сказал тогда собравшейся престижной публике: когда-то вы приехали оккупировать Латвию на танках, а теперь я приехал оккупировать вас своими снимками. Посмотрите, как хороша наша страна — приезжайте к нам! Но выберите другой вид транспорта, чем в 40-м году. Все смеялись. Мы спорили с русскими олигархами про наши отношения, но в позитивном ключе. Было много хороших отзывов в печати.
Искусство для того и существует, чтобы заставлять людей думать и делать их мудрее. Увы, зачастую это сизифов труд. Похоже, за последнее тысячелетие как-то мы не сильно поумнели — всё время наступаем на те же грабли.
— Почему так?
— Виной всему — потребительская революция, которая началась в нашей стране вместе с атмодой. Потребительство отбросило людей на сотни лет назад. Никто уже не читает Платона и Сократа, не изучает философию Гегеля и Канта — все бегут за шмотками, смотрят бесконечные стрелялки и ситкомы. О мире и вечном никто не думает.
Увы, наши художники и так называемая интеллигенция тоже хотят иметь машины и отдыхать на Канарах. А потому предпочитают острой позиции орнаменты и гламурные снимки, где все хорошо выглядят. Мы утратили знаменитые латвийские школы фотографии, документалистики и плаката.
Впрочем, во всём мире так. Мир утопает в серости. Своё мнение не в почёте. Ромпей, Эштон, наши комиссары — серость нарасхват.
Крем, а не Крым
— Какой наказ вы отвезли москвичам?
— Призвал их думать и не впадать в эйфорию от победы, которая сейчас наблюдается. Ночами я смотрю российские каналы: Соловьёва, про новый русский мир, который был объявлен на Олимпиаде и продержался несколько дней…
Всё это напоминает фильмы Бертолуччи. Мы прекрасно знаем, что единодушие и единовластие до хорошего не доводят. Это мы проходили в 40-е. А российская интеллигенция уже реально согласна на монархию.
— Вы верите в реальность страхов латышей, что в Латвию могут приехать русские танки?
— Увы, я бы этого не исключал. Игры начались очень опасные. Если любому человеку, даже самому выдающемуся, каждый день твердят: какой ты гениальный, какой у тебя рейтинг, какая у тебя Олимпиада блестящая, какая мощная победа в командном зачёте… Может потеряться чувство реальности. И тогда получается, как в анекдоте про Алину Кабаеву: «Клянусь, я у него на 8 Марта крем попросила! Крем, а не Крым! Боюсь теперь коляску попросить…» Сегодня культ личности в России не меньший, чем во время Второй мировой.
— Зачем, по-вашему, Путину нужна Латвия?
— Думаю, он хочет войти в историю фигурой мирового масштаба, возродив Российскую империю. У Сталина тоже были такие мечты…
— Но ведь тогда Запад был за то, чтобы Латвия отошла России. Да и Латвия не особенно сопротивлялась, скажем честно. Сейчас такого нет…
— Запад всегда был одинаково труслив и думал только о своих выгоде и удобствах. Никто не хотел терять рабочие места и зарплату. Промышленники Германии не хотели снижать обороты. Тот же концерн Siemens спонсировал как революцию 1917 года, так и вторжение 38-го ???????? года. Германия с Советским Союзом прекрасно дружили и вместе планировали подмять Польшу. А на Западе каждый думал: это меня не коснётся. Так же было и с концлагерями: каждый был уверен, что пришли за плохим соседом…
Вот и сегодня взвешенных и обдуманных решений я не вижу ни с одной стороны. И это понятно: экономики-то все взаимосвязаны. Франция получила многомиллиардный заказ от России на кораблики. Кто хочет упускать деньги?
— Но Латвия же член НАТО. Нам всё время твердят, что НАТО нас не бросит и защитит…
— Думаю, что и это иллюзия. Зачем им воевать за Латвию? Да, они нас будут поддерживать: и военными силами, и морально, и дипломатически… Но реально воевать за нас вряд ли будут. Да, в договоре НАТО есть пункт, что если одному из членов организация не помогает, это приравнивается к самоликвидации всего альянса. Ну и что? Ликвидируют этот — создадут новый. Без нас.
Во времена Карибского кризиса я был маленьким, но сегодняшняя ситуация не менее критическая. Эти игры очень опасны — не дай бог. Надеюсь, что остатки разума на Западе и Востоке всё же восторжествуют над мальчишескими играми.
А если японцы потребуют Курилы…
— Что вы считаете разумным сделать сегодня?
— Был бы я Генеральным секретарём ООН — собрал бы Генеральную ассамблею о человеческих ценностях в мире. Куда мы катимся? Что для нас свято? К чему все наши действия и бездействие могут привести? У кого-то сдадут нервы, нажмёт кнопку… и чао всем.
Разрешить ситуацию можно лишь путём долгих и жарких дискуссий, в которых каждый должен будет чем-то жертвовать.
С Путиным и Россией и вправду теперь считаются, чего не было ещё лет 10 назад. Но если реально смотреть на вещи, экономика России сегодня стоит на глиняных ногах: одна — газ, вторая — нефть. При этом 85 процентов продуктов в Россию импортируется из других стран.
Как только цены на нефть упадут, ноги могут подломиться. Помнится, в 1980 году баррель нефти стоил 60 долларов, потом цену снизили до 40, 20 и даже шести долларов… Одно время Россия торговала по два доллара за баррель. Автолюбители могут только радоваться, но по всем остальным сферам это смертельный удар. Обама уже обговорил с арабским шейхами новые цены. Скорее всего, России придётся идти на уступки.
— Почему вы считаете, что присоединение Крыма к России, которое было принято почти единогласно всем населением полуострова, — плохое решение? Лично я в Крыму даже украинской речи не слышала.
— Если честно, я тоже. Пять лет назад я отдыхал в Алуште, в комплексе, открытом Путиным и Кучмой. Там было всё невероятно дёшево: за двухдневную поездку в горы по следам «Кавказской пленницы» с нас взяли восемь долларов. А ещё мы были в «Артеке» — мечте каждого советского пионера… Всё это напоминало улучшенную модель Кубы.
Я рад, что там побывал. Но в ближайшее время, мне кажется, там будет регион нестабильности. И вряд ли местные, которые так дружно голосовали «за», от этого что-то выгадают.
Вряд ли хоть один западный политик может представить, что значит для русских Крым. Россия при Екатерине II его присоединила, но в античные времена полуостров был греческим. А татары считают его своим. И литовцы дошли до Чёрного моря. Докуда мы должны откручивать историю?
При этом есть законные документы о границах Крыма, подписанные в 1975, 1991 и 1994 годах… Увы, надо признать, что Крым для Украины уже, скорей всего, потерян навсегда. Но эксперименты с передвижением границ очень опасны.
— Почему, если это волеизъявление населения?
— А вы представьте, что японцы начнут требовать Курилы — мол, у них права есть. И китайцы, которых на Дальнем Востоке шесть миллионов живёт, начнут требовать сделать китайский вторым государственным в Хабаровском крае… И пошло-поехало — мировой котёл забурлил.
Латгалию не отдадим
— Что в этом плохого? К примеру, сегодня Латгалии ясно дают понять, что она не нужна Латвии. Латгальцы пухнут с голода, бросают детей, бегут на заработки в Ирландию… Но при этом мы свою Латгалию никому не отдадим! Как собака на сене…
— Ситуацию с Латгалией я хорошо знаю. Когда я был в политике (в 2000-03 годах Круминьш был министром по делам реформ), мы с Дидзисом???? Гаварсом были послами доброй воли от партии «Латвияс цельш» в Латгалии. Мы реально поддерживали местных бизнесменов, стимулировали создание рабочих мест…
Сегодня же Латгалия не нужна даже самим латгальцам. Половина латышского бизнеса держится предпринимателями из Латгалии: Савицкис, ??????. Но почему-то они предпочитают делать дела в Риге.
Конечно, и наша власть виновата, что нет нормальной политики регионов.
Латгалия могла стать реальным Гонконгом на стыке Белоруссии, Латвии и России… А теперь это самый взрывоопасный регион Латвии.
Жителям Латвии пора понять, что мы дошли до крайней черты. Мы можем потерять нашу страну. Украина — очень серьёзный урок.
Хватит смотреть на радикалов, которые жить не могут без того, чтобы всех разными фобиями накачивать! Надо общаться между собой, надо ставить жёсткие требования, задавать острые вопросы людям, которые идут во власть, и требовать ответов. Надеюсь, эти выборы будут другими…
— Вы считаете, что они больше не будут проходить по принципу национальности?
— Надеюсь. По моему ощущению, латышам всё это надоело. Пора идти навстречу друг другу. Подвести черту истории и начать нормально жить. Мы не можем позволить себе потерять ни одного человека… Ни латыша, ни русского.
— Вот наше правительство и предлагает: чтобы не терять русских — сделать их латышами, перевести все школы на латышский язык обучения…
— Наша интеграционная политика ошибочна в корне. Это надо признать и всё пересмотреть. Не надо делать из русских латышей — этого не случится. Местные самоуправления должны избирать все их жители. Мы вполне в состоянии выработать общую стратегию, ведь, по статистике, в 90 процентах вопросов у русских и латышей нет особых расхождений. Пора прекратить играть с будущим страны, если мы не хотим её потерять.
Кристина ХУДЕНКО.
Фото — Янис КРУМИНЬШ (картинки с выставки «Моя Латвия»).
Путин знает три магических слова Следующая публикация:
Визит Патриарха — быть или не быть?