Почти сказочная история рижанки Оксаны Обухович, которую теперь знает в лицо вся Москва
На вступительных экзаменах во ВГИК она пела гимн Латвии и русские «Лапти», потом целый год питалась одной гречкой — чтобы иметь возможность оплачивать учёбу, на втором курсе за отличную успеваемость получила квоту от российского министерства образования и науки, а на третьем — повышенную стипендию и право украшать своим портретом доску почёта лучших студентов института. Знай наших!
Сегодня Оксану Обухович, наверное, знает в лицо вся Москва: незадолго до отъезда на зимние каникулы в Ригу она снялась в очень светлом и добром рекламном ролике московского оператора сотовой связи МТС. В центре сюжета — счастливые влюблённые. Сейчас этот ролик крутят по всем российским телеканалам.
От многочисленных предложений сниматься в мыльных сериалах Оксана пока отказывается. Во что бы то ни стало попасть на экран она не стремится. Считает, что главное сейчас — окончить вуз.
В ней сочетаются крайне редкие, но очень важные для будущей артистки качества: ум и красота. Внутренне она отличница и перфекционистка. Внешне — Ассоль и леди Макбет в одном флаконе. Не случайно на всех фотографиях она разная и походит сразу на несколько знаменитых актрис: и на Анастасию Вертинскую, и на Амалию Мордвинову, и на Орнеллу Мути.
Всё началось с «Реверанса»
Во ВГИКЕ сегодня чуть ли не каждый педагог знает, что студентка Обухович училась в рижском театре-студии «Реверанс» у бывшей актрисы знаменитого шапировского ТЮЗа Людмилы Шевченко.
За последние несколько лет ВГИК окончили многие её воспитанники: Саша Ляпин, снявшийся в главной роли у Карена Шахназарова в «Исчезнувшей империи», Агата Муцениеце — звезда сериала «Школа», Виталик Щанников, который сейчас работает в модных театральных проектах.
— Во ВГИКе, ГИТИСе и Щепкинском училище бывших реверансовцев называют рижской мафией, — рассказывает Оксана. — Педагоги, которые сидят в комиссиях на вступительных экзаменах, уже научились вычислять, кто из рижан учился у Шевченко, а кто нет.
А некоторые абитуриенты порой даже привирают, что они из нашей студии. И это понятно: сегодня уже несколько десятков учеников Людмилы Евсеевны работают в лучших театрах Москвы и Питера.
Оксана занималась в «Реверансе» с третьего класса до окончания школы. А в первый раз мама привела дочку в студию, когда та едва научилась говорить. Брать такую малышку тогда отказались.
— Я с детства была уверена, что буду либо фигуристкой, либо артисткой! Спорт пришлось оставить из-за проблем со здоровьем. А сцена была в моей жизни всегда.
Мама начитывала мне стихи Маршака, Чуковского, Барто, а я слёту их запоминала. Потом приезжала к бабушке в деревню, собирала на крылечке у дома всех старичков и устраивала им концерты. И они дружно говорили: «Артистка будет!»
Осознанно стать актрисой я, конечно, решила уже в «Реверансе». Там обычные школьники получают колоссальную базу: актёрскую, гуманитарную, человеческую. Могу сказать, что даже в Москве я ещё не встречала более сильного педагога, чем Людмила Евсеевна. Так что я пришла во ВГИК уже со сформировавшимися вкусом и мировоззрением.
— А в чём, на твой взгляд, главный секрет «Реверанса»? Почему 90 процентов его воспитанников поступают в театральные вузы?
— Наверное, потому, что у Людмилы Евсеевны Шевченко есть какие-то особые дар и интуиция распознавать в детях способности и делать из них артистов. Она ведь сама не только талантливый режиссёр-педагог, но прежде всего прекрасная актриса.
Как девочки попадают в кино
— Мои родители были уверены: в московский театральный институт я смогу поступить разве что с пятой попытки. Конкурс для девчонок там невероятный: от 500 до 700 человек на место.
Поэтому в середине 12-го класса я решила попроситься на актёрский курс при Рижском русском театре. Прослушивал меня главный режиссёр театра Игорь Коняев. По окончании сказал: «Девушка, а почему бы вам не попробовать поступать в Москву?» За что я безумно ему благодарна, потому что эти его слова придали мне веры в себя. И весной я поехала в Москву — проходить творческие экзамены во все пять главных вузов, где готовят актёров.
Мечтала поступить именно в театральный институт. Во ВГИК пошла исключительно на разведку. Мне казалось, что в главный киношный вуз берут только шикарных девушек с модельной внешностью, умеющих подавать себя как звезду.
Прослушивал как раз мой будущий мастер — кинорежиссёр Владимир Фокин. Когда я прочитала все свои монологи и басни, Владимир Петрович попросил меня что-нибудь спеть на латышском. Я говорю: «На латышском могу только гимн Латвии». Он рассмеялся: «Нам же тогда всем встать придётся». Я покраснела и спела «Эх, лапти, да лапти, да лапти мои».
Когда мы вышли, девочки сказали: «Ну, ты ему понравилась, тебя возьмут точно». Так я прошла на второй тур, потом на третий, а потом на конкурсный этап и поступила!
Разодетые в шикарные наряды, чересчур уверенные в себе и разукрашенные девушки в итоге никуда не прошли. На курсе у нас 14 мальчиков и 10 девочек. Все обычные ребята, в основном из российских провинциальных городов. Один парень — американец.
Есть ещё одна девушка — жена посла Украины в России, а другая — солистка группы «Рефлекс». Но они тоже очень простые. Мы все вместе едим в институтской столовой бесплатную кашу!
О вреде сериалов и пользе «Оттепели»
— Оксана, а правда, что педагоги не разрешают вам сниматься в сомнительных сериалах?
— На занятия во ВГИК постоянно приходят агенты с киностудий, но по большому счёту на кастинги нам ходить не разрешают. Кроме тех, которые проводят большие режиссёры. Просто наши преподаватели заботятся о нашем будущем: они понимают, что если студент снимется в каком-то неудачном сериале, на нём могут просто поставить крест другие режиссёры.
Я в первый раз ходила на кастинг, когда училась на первом курсе. К нам на занятия пришли из съёмочной группы фильма «Оттепель», который снимал Валерий Тодоровский. Выбрали меня и ещё одну девочку и сказала нам приехать на фотопробы. К Тодоровскому нас, конечно, отпустили.
Несмотря на то, что на роль в этой картине меня не утвердили, я получила огромное удовольствие и прекрасный опыт от этих проб. Потому что меня там научили улыбаться только глазами на камеру! И сказали, что у меня всё впереди — и хорошие фильмы, и большие роли.
А на втором курсе меня активно стали приглашать в сериалы. Сценарии производили на меня жуткое впечатление. Они все были написаны, мягко говоря, странным языком. Для кинопроб я даже маленький текст выучить не могла.
Однажды на одном кастинге отругали: «Вы что, матом ругаться не умеете? Как вы актрисой собираетесь становиться?!» И тогда я поняла, что надо слушать педагогов, перестать тратить время впустую и целиком уйти в учёбу.
А потом наши студенты-режиссёры ВГИКа, которые видели мои фотографии в разных образах, стали предлагать мне в своих дипломных фильмах исключительно роли девушек лёгкого поведения. И мне в какой-то момент даже пришла мысль забрать документы из института. Потому что я не понимала, как дальше смогу жить в мире кино со своими взглядами и принципами…
На самом деле я не могу сказать, что никогда не смогу сыграть девушку лёгкого поведения. Смогу! Но смотря в каком фильме и у какого режиссёра. Если в этом будет смысл — да!
Про жизнь в большом городе
Первый год Оксана Обухович училась на платном отделении. За очень большие деньги.
Родители вместе со старшей сестрой ужались в тратах как могли. Собирались закладывать квартиру. Оксана жила в Москве на гречке и консервах, которые высылали из дому. В институт ездила на велосипеде.
— За этот первый год жизни в Москве я очень многому научилась и сейчас очень рада, что этот год у меня был. Я поняла ценность денег. Поняла, что такое себе отказывать.
Первый курс Оксана окончила на пятёрки по всем предметам — очень старалась попасть на бюджетное место. И по рекомендации посла России в Латвии Александра Вешнякова, Русского общества в Латвии и родного ВГИКа ей выделили в награду квоту. А с третьего курса — повышенную стипендию.
У третьекурсницы Оксаны уже есть работы в двух дипломных спектаклях, которые они выпустили в этом году: Маргарита в «Мастере и Маргарите» и Наташа в «На дне». За последнюю работу её особенно хвалил актёр и режиссёр Александр Михайлов, который тоже преподаёт во ВГИКе.
— Многие мои однокурсники-мальчики надо мной иронизируют: мол, оканчивать театральный вуз с красным дипломом даже неприлично. Ну есть у нас такие ребята, которые не ходят на занятия по общеобразовательным предметам: на зарубежную литературу, философию, русскую литературу.
Потому что актёрским мастерством мы занимаемся с 17.00 до 23.00 — домой добираешься уже после полуночи. А лекции по общеобразовательным предметам начинаются в 9.00. Многие просто физически не справляются, не могут утром проснуться.
А я пытаюсь ходить на все лекции. Потому что невероятно люблю учиться. И потому что уверена, что без гуманитарной базы нормальным артистом стать нельзя.
Наталия ЗАХАРЬЯТ.
Незнание закона освобождает… от денег Следующая публикация:
Поскользнулся, упал, очнулся — гипс…