«Суббота» и «Sestdiena» — слово вроде бы одно и то же, а газеты разные. И читатели разные. А вот проблемы у нас — одинаковые.
Читателям «Субботы» будет интересно узнать, о чём пишут наши латышские коллеги. Мы планируем публиковать для вас интересные статьи из еженедельника Sestdiena.
Журнал Sestdiena побывал в гостях у Илзе Аболы, которая стала матерью одиннадцати детям, а также младшим сёстрам и брату
Новая жизнь самой лучшей мамы
Когда четыре года назад Илзе Абола получила приз «Гордость Латвии», её звали мамой пятеро собственных детей и столько же детей умершей сестры мужа. Кроме того, на протяжении десяти лет Илзе заменяла мать двум младшим сёстрам и брату. Заботу о детях родственницы Илзе взяла на себя, оставшись одна, так как незадолго до того скончался её гражданский муж Андрис.
В жизни Илзе многое изменилось за четыре года. Она нашла свою вторую половинку — Эдгара, переехала вместе с детьми из-под Вентспилса в Салдус, где обустраивает новый семейный дом. Три месяца назад она родила дочку, которую назвали Сигне.
Жизнь вносит коррективы
Когда корреспонденты Sestdiena подъехали к ливанскому домику в пригороде Салдуса, 40-летняя Илзе встретила гостей с малышкой на руках; остальные дети — от семи до одиннадцати лет — были в школе. Хрупкая изящная женщина с открытым сердечным взглядом. Её спутник жизни 42-летний Эдгар на работе, он автомеханик.
Четыре года назад на её попечении были 11 детей и несовершеннолетний брат. Брат и сестра оказались на её руках, когда в 51 год от астмы скончалась их мама, а папа с детьми управляться не смог. Теперь брат Андрей уже покинул семейное гнездо, старшая дочь поступила в техникум в Вентспилсе. Когда-то Илзе гордо говорила: «Мы заполним Латвию, никуда уезжать не станем!» Однако жизнь внесла свои коррективы: ещё две дочери упорхнули в чужие края. «Да, мы так не хотели, но, видя, как я бьюсь как рыба об лёд и как нам трудно прожить, дочери решили поехать в Шотландию», — вздыхает Илзе.
Эдгар и дети
«Год, когда мне вручили «Гордость Латвии», прошёл для меня в окружении любви множества людей, — у Илзе наворачиваются слёзы. — Я и подумать не могла, что все будут так отзывчивы. Люди приезжали отовсюду, привозили одежду и еду, поддерживали финансово. Это было так трогательно — я всем благодарна. Сейчас чуть потяжелее, но ничего, обходимся».
В 2010 году Илзе потеряла работу в Ventspils Maiznieks, так как предприятие обанкротилось. Многодетная мама стала безработной, выучилась на кондитера, но другой работы в Вентспилсе так и не нашла.
«Кроме рыбного комбината, в Вентспилсе у женщины других вариантов нет — на остальных предприятиях работа физически тяжёлая, для мужчин. Я про себя посмеялась: у нас в Вентс-пилсе всяких заводов понастроено, но продовольствие не выпускают, так что остаётся глодать железо и нефтью запивать». Прореху в семейном бюджете она пыталась залатать, выращивая картошку и держа нескольких коров, а деньги на школу дети зарабатывали, собирая в лесу ягоды и грибы. Это было тяжкое время — Илзе жила только ради детей, забыв о своих интересах и потребностях.
Старшие дети видели, что её жизнь состоит из вечных забот и хлопот о том, чем накормить детей, как их одеть и выучить, поэтому стали её тормошить: «Мама, ты ещё молодая и красивая, не оставайся одна». Илзе послушалась и разместила фото на сайте знакомств.
«Я это сделала больше шутки ради, но скоро пришло интересное письмо. Я ответила, стали переписываться. Думаю, кошмар, как же ему сказать, что у меня их так много, ведь не каждый мужчина в состоянии принять маму с одиннадцатью детьми, семерых из которых ещё вырастить надо. Когда я сказала, сколько у меня детей, сначала Эдгар был в шоке, потом сказал: «Это ничего, об этом не волнуйся, дети меня не пугают». У Эдгара трое детей, уже больших, он разведён».
Четыре месяца Илзе и Эдгар только переписывались, потом в мае встретились, и Эдгар предстал перед главными оценщиками и критиками.
«Для меня важнее всего было, что скажут дети, это меня волновало сильнее всего. Они успокоили: «Мама, наконец у тебя в жизни происходит что-то хорошее!» Сначала ездили в гости друг к другу, а два года назад решили жить вместе».
Главной причиной, по которой Илзе решила переехать в Салдус, была возможность работать в пекарне Matss. Илзе об Эдгаре говорит только добрые слова. «Это удивительно, как много внимания Эдгар уделяет детям. Пока я работала, он отводил детей в школу и забирал из школы, кормил их. Мне ни о чём не нужно было голову ломать. Мне очень повезло», — Илзе счастливо улыбается.
Самая лучшая мама
Ливанский домик просторный, но пустоватый: нужен ремонт, надо раздобыть мебель. «Ничего, со временем», — машет рукой хозяйка.
Илзе приглашает в комнату, где стоит кроватка Сигне, украшенная нежно-розовыми занавесочками и пышной лентой. На стене — объяснение в любви, написанное детской рукой большими прыгающими буквами: «Самая лучшая мама. Большого счастья маме и малышке!»
Несмотря на скудный достаток, комната выглядит аккуратно. Похоже, детские поделки, которыми забита секция, создают здесь такую душевную атмосферу, какая не получилась бы, будь на их месте дорогие и современные предметы дизайна. Кухню и прихожую Эдгар отремонтировал, разукрасив их яркими, жизнерадостными красками.
«Появление в семье Сигне все дети восприняли положительно, все хотят её понянчить. Самая лучшая няня — 10-летняя Патриция», — говорит Илзе, признаваясь, что не может толком прижиться в городе: слишком тесно, не хватает воздуха и суровой романтики сельской жизни, нет ни коровки, ни свинки, только рыжий кот трётся об ноги. «Мои дети привыкли к свободе, а тут повсюду улицы, машины. Они у меня не такие, как горожане, им надо как следует побегать, порезвиться. Если бы Ventspils Maiznieks не обанкротился, мы ни за что не уехали бы из села».
Пока шёл разговор, Сигне стала настойчиво давать о себе знать: пришло время еды.
Девчушке нравится, когда мама её укачивает и носит по комнате, — ребёнок морщит лобик и изучает мир вокруг.
Илзе продолжает: «Нам с Эдгаром хотелось общего ребёнка, но долго сомневались: детей и без того так много, всех надо выучить, забот хватает. Сказала, что после сорока рожать больше не буду. Так что Сигне появилась на свет как подарок своему папе на день рождения».
Эдгар, по словам Илзе, настолько радуется и гордится, что взял на себя все бытовые заботы, чтобы Илзе могла всё время быть с малышкой и ни о чём не переживать. «Мне ужин готовить не надо, на кухне папа орудует».
Большая семья
На вопрос, как теперь семье удаётся прожить, Илзе отвечает: «Живём, что называется, из руки в рот, еле сводя концы с концами, потому что потребностей много, причём разных. Например, компьютер у нас есть, а Интернет пока себе позволить не можем. В среднем за каждого ребёнка я получаю пособий на 38 латов, ни на что другое претендовать не могу, потому что мне принадлежит небольшой участок леса, доставшийся по наследству. Ни за что его не продам, пусть останется детям. Правительство, видно, думает, что мы можем эти деревья грызть и так питаться.
Разве лучше было бы, если бы я нашу семейную землю, доставшуюся от предков, продала какому-нибудь богатому иностранцу, а сами мы остались бы в бедности? Теперь все провозглашают: берите детей на опекунство! Они не понимают, что это значит на самом деле, поддержка от государства ничтожно мала», — рассуждает Илзе. Если бы никто не поддержал, неизвестно, как она прожила бы.
Илзе гордится тем, что старшие мальчики Кристап и Арманд занимаются греко-римской борьбой, а девочки ходят в кружок рукоделия. «Они подросли, стали более ответственными, самостоятельными. Но и старшие иногда хотят, чтобы их пожалели, приласкали, погладили по головке. С девочками легче, а между мальчишками иногда поднимается такая буча, что чуть ли не крыша ходуном ходит. Растёт козлик, растут и рожки», — смеётся мама.
На Рождество вся семья собирается вместе — в гости приезжают сёстры и брат Илзе со своими семьями. У каждой сестры уже есть по ребёнку. «Нашего полку прибывает — ждём прибавления в семействе», — скромно говорит Илзе. Ждут ребёнка подруга брата и одна из сестёр.
Илзе не отступает от принципа: семья должна держаться вместе, потому что это придаёт силы. Не только в праздники, но и в будни дети Илзе нередко гостят у её брата, 22-летнего Андрея, или у кого-нибудь из сестёр. Частый и желанный гость в их доме — старший сын Эдгара от первого брака.
Рождественские ритуалы
В семейный рождественский ритуал входит и совместная выпечка пипаркукас. Это очень весело: малыши месят тесто, тайком отправляя по кусочку в рот, старшие делают глазурь для украшения и, пустив в ход фантазию, вырезают печенья различной формы. Илзе жалуется, что в этом доме нет настоящей, как в старые времена, дровяной плиты, на которой еда получается вкуснее. «У нас принято, что подарки дарят не на Рождество, а в новогодний вечер, провожая Старый год. Важнее быть вместе, ощутить друг друга. Если выпадет снег, радость обеспечена. Как только появился первый снежок, сразу был полон двор снеговиков. Детям очень нравится во дворе».
Илзе показывает бумажную сову с бородой из травы и силуэт Латвии красно-бело-красного цвета, сделанный из салфеток. «Патрик мне всё время свои поделки приносит, и остальные не отстают. Смотреть, как дети растут, очень увлекательно — они же всё время меняются, появляются новые интересы и способности. Они учатся у меня, а я — у них».
Время покажет, какой путь кто из детей выберет, но Илзе надеется, что в семье когда-нибудь будут свой врач, юрист, инженер, учитель. Десятилетний Патрик добавляет, что будет полицейским, а девятилетний Марис во весь голос заявляет: «Таксистом!»
«Дети придают силы», — чуть подумав, говорит Илзе, и в глазах её видна гордость. Накануне Нового года Илзе позволяет себе помечтать об идеальном доме. «Ужасно хотелось бы обратно на село, чтобы вокруг были природа, простор до самого горизонта. Моя мечта — большой деревянный дом, может быть, даже сруб, недалеко лес с ягодами и грибами, хлев со скотинкой, под горой озеро либо речка и маленькая банька. Хочется бросить якорь в таком месте, куда вся большая семья может съехаться, — нас же больше двадцати!»
Если в человеке есть вера, мечты сбываются и чудеса случаются. Этого мы и желаем Илзе и её большой семье.
Фото — Дидзис ГРОДЗС.
Большая семья. На церемонии вручения «Гордости Латвии» в 2009 году Илзе поднялась на сцену в сопровождении десяти детей, брата, сестры и подруги Линды. «Ни разу даже в мыслях не пожалела о том, что взяла на себя заботу о детях своей золовки, сёстрах и брате. Забота о детях придаёт мне силы, наполняет положительной энергией».
Огненные скульптуры, голубой янтарь, бабий бунт… Следующая публикация:
Обыкновенное чудо в Даугавпилсе