Предновогодние размышления мэра Риги Нила Ушакова
В канун новогодних праздников «Суббота» традиционно встретилась с рижским градоначальником. Буквально за десять минут до этой встречи в редакцию позвонил отец погибшего в золитудской трагедии Андрея Бурвиса.
— Может, у вас есть какие-то вопросы или претензии к рижскому мэру, которые мы могли бы ему прямо сейчас озвучить? — поинтересовались мы.
— Нет-нет. Просто передайте ему спасибо за то, что он делает и как в целом ведёт себя в сложившейся ситуации. Он молодец и действительно достоин уважения, — ответили в телефонной трубке.
«Поднимайте шум при любых подозрениях!»
И мы в очередной раз убедились, что наши читатели действительно любят и всячески поддерживают мэра Риги. А это уже хороший повод для того, чтобы не вешать нос и надеяться на лучшее. Тем более под Новый год.
— Какие уроки преподал вам 2013 год?
— Год был непростой, с очень разными событиями.
В июне были выборы в самоуправления, на которых «ЦС» получил 59 процентов голосов рижан. Это просто уникальный результат, возлагающий на нас огромную ответственность на последующие четыре года.
Потому что когда за тебя проголосовали 59 процентов жителей, это значит, что ты не имеешь ни малейшего права подвести своих избирателей. И, по сути, обязан сделать больше, чем обещал перед выборами.
Год был тяжёлый, потому что произошла страшная катастрофа в Золитуде. Во-первых, весь город испытал шок. Во-вторых, уроки из этой трагедии нам придётся извлекать ещё долго.
Начиная с того, каких изменений в законодательстве нам удастся добиться для строительной сферы (поскольку то, что мы сейчас имеем, — классический пример того, что бывает в случае полной приватизации контроля над строительством), и заканчивая тем, как государство будет заботиться о спасателях, обес-печивать их всем необходимым и т. д.
Потому что если, не дай бог, ещё раз про-изойдёт хоть что-то подобное, сколько у нас спасателей останется?
— Одной из самых волнующих проблем для рижан стала элементарная безопасность. Будет ли в следующем году проводиться доскональная проверка всех рижских зданий, рассчитанных на регулярное посещение большого количества людей?
— В настоящий момент это за гранью полномочий Рижской думы. Согласно закону наши инспекторы не имеют права проводить проверку зданий, которые уже сданы в эксплуатацию. Ответственность за безопасность в них полностью несут их владельцы.
Инспекторы стройуправы могут провести только визуальный осмотр здания, в ходе которого нереально выяснить, по какой причине на потолке или стенах возникли трещины или имеют место другие неполадки. Возможно, это просто треснул регипс, а возможно — несущая конструкция.
Если бы до трагедии в Золитуде наш инспектор пришёл в какой-то торговый центр и сказал владельцу: «У вас трещины в потолке, проведите немедленно экспертизу», — его послали бы далеко и навсегда. И никаких экспертиз никто не проводил бы.
Сейчас, когда есть ажиотаж и привлечено огромное внимание общественности, магазины в подобных случаях сразу закрываются и сразу проводятся экспертизы, после которых владельцы делают заявления, что у них всё безопасно и стройуправа была не права.
А стройуправа потому и просила провести проверку, что сама не знала, права она или нет. Поскольку, повторюсь, проводить самостоятельные экспертизы мы не можем по закону.
Но работать эта схема — «увидел неполадки — провёл экспертизу» — будет ещё недолго. Потому что если не будут приняты изменения в законах, которые скажут, что такие-то здания, рассчитанные на приём такого-то потока людей, должны проходить с такой-то периодичностью обязательную экспертизу (по принципу того же обязательного регулярного техосмотра автомобилей), то к следующему лету владельцы торговых сетей уже забудут о том, что было в Золитуде, и наших инспекторов будут откровенно посылать.
— А изменить ситуацию Рижское самоуправление хоть как-то может?
— Нет. Мы не можем регулировать законодательство. Этим занимается Сейм. Поэтому я и был против того, что премьер-министр ушёл в отставку. Я не являюсь ни поклонником, ни сторонником Домбровскиса, но в ситуации, когда до выборов осталось меньше года, оставлять страну без правительства, мне кажется, безответственно.
Сейчас парламент будет занят поиском премьера, потом утверждением министров, потом правительство будет раскачиваться… Они не будут рассматривать никаких изменений в законах строительства. Они уже отказались пересматривать поправки, которые были приняты в этом году до трагедии в Золитуде и вступят в силу в 2014-м, ещё больше либерализуя весь контроль над строительством…
— Что делать при таком раскладе простым рижанам?
— Простым рижанам не нужно стесняться обращаться в прессу и социальные сети, если они увидят в каком-нибудь здании что-то подозрительное. Даже если это будет маленькая трещинка странного вида.
Нужно поднимать шум при любых минимальных подозрениях! Чтобы потом по факту наши эксперты могли требовать у владельцев проведения экспертизы.
А вообще, начинать надо с элементарного. Если слышишь, что работает сигнализация, — немедленно выйди из здания. За рулём и рядом с водителем пристёгивайся. В зимний период носи на одежде или сумке отражатель. На работе соблюдай правила техники безопасности.
Где можно будет встретить мэра в новогоднюю ночь
— Какая встреча Нового года была у вас самой яркой за последние несколько лет?
— Мне очень понравилось в прошлом году встречать Новый год на набережной. Всего нас было около 35 тысяч человек — для Риги достаточно уникальное мероприятие. Там действительно всё удалось и царила очень тёплая, хорошая атмосфера. Мне было очень уютно.
И в этом году я тоже буду встречать Новый год именно на набережной. Там всё будет хорошо. Погоду обещать не могу, но всё остальное гарантирую!
— А что вы нам обещаете в первые месяцы будущего года?
— 1 января Рига станет культурной столицей Европы. Все самые интересные и масштабные мероприятия, связанные с открытием, будут проходить 16-17 января. Кульминацией этих дней станет большой концерт в Arēna Rīga.
— Что в канун Нового года вы хотели бы прежде всего пожелать нашим читателям?
— Чтобы в 2014 году у ваших близких всё хорошо складывалось, чтобы вам не приходилось беспокоиться об их здоровье и благополучии. Это очень важно — знать, что родные люди счастливы. И чтобы у каждого из вас всё было в порядке.
Ещё раз про «Карту рижанина»
— Многие ваши противники сегодня не скрывают радости по поводу того, что вам пришлось продлить сроки введения льготного тарифа на проезд в общественном транспорте только для задекларированных в Риге жителей…
— Начнём с того, что введение «Карты рижанина» — очень сложная реформа, одна из сложнейших, которые когда-либо проводились не только на уровне Риги, но и страны в целом. Её главная цель — привести в порядок систему с налоговыми поступ-лениями в казну Риги.
Я повторяюсь, но на данный момент у нас действует совершенно несправедливая система, в том плане, что если человек задекларирован в одном самоуправлении, а работает в другом, то все его налоги уходят в самоуправление по месту декларации.
В бюджете Риги благодаря этой системе недостаёт 100 млн. латов налоговых поступлений.
Потому что 100 000 человек, которые живут и работают в нашем городе, задекларированы в других самоуправлениях.
А бюджеты тех же пририжских самоуправлений, многие из которых выполняют функции спальных районов, существуют в основном именно за счёт налоговых поступлений из Риги.
Например, у Гаркалне даже дума располагается на территории Риги. Потому что на своей территории у них нет здания, где можно было бы разместить службы. И что касается шуток по поводу их желания ввести для рижан налог на сбор грибов в Гаркалнских лесах — это смешно, поскольку Гаркалнские леса тоже принадлежат Риге…
Если представить, что тот же Пурвциемс был бы независимым самоуправлением, то за счёт налоговых поступлений из Риги его жители (а таковых 70 000 человек!) смогли бы за четыре года не только отремонтировать в своём районе дворы и улицы, но даже сделать позолоченные бордюры.
Словом, систему надо менять. И один из главных инструментов, с помощью которых можно добиться изменений, — общественный транспорт. Поэтому было принято решение использовать его как инструмент для приведения в порядок налоговых поступлений.
Выдать «Карты рижанина» мы рассчитывали за период с ноября по декабрь. Но, к сожалению, из-за того, что происходило в парламенте, пока они рассматривали этот законопроект, спрос на «Карты рижан» упал практически до нуля: все выжидали, какое решение будет принято.
Когда же стало понятно, что сорвать нашу реформу у Сейма не получилось, все вновь отправились получать «Карты». Но времени осталось слишком мало. И стало понятно, что на 1 января порядка 40 000 рижан этого сделать не успеют.
А поскольку комфорт и социальное благополучие рижан для нас приоритетны, было принято решение на два месяца — январь и февраль — ввести переходный период, во время которого и рижане, и нерижане смогут пользоваться одинаковым (дешёвым, если так можно выразиться) тарифом на транспорт. Чтобы за это время все успели и «Карты» получить, и передекларироваться, если надо.
Плюс за это время мы сами хотим успеть договориться о сотрудничестве с другими самоуправлениями (пририжскими в первую очередь), чтобы их жители тоже могли пользоваться скидками в рижском общественном транспорте.
Затем с 1 марта рижане продолжат пользоваться общественным транспортом со скидками, нерижане перейдут на полный тариф, как и планировалось с 1 января. Плюс те, кто пользуется «Картой рижанина», получат со временем скидки на автопарковки и другие блага, связанные с тем, что ты являешься зарегистрированным в Риге налогоплательщиком.
О котах, книгах и кино
— Есть ли у вас время на чтение книг или просмотр фильмов?
— Практически нет. А те фильмы, которые я иногда успеваю смотреть, не заслуживают того, чтобы о них говорить. Хотя нет! Комедию Last Vegas («Starперцы») я порекомендовал бы посмотреть всем — один из лучших фильмов, которые я видел за последнее годы.
В целом же драматических историй, проблем и сериалов мне хватает на работе.
— А не было ли в этом году соблазна приютить ещё одного четвероногого друга? И если был, то поделитесь, как вы его победили.
— Нет, нет и ещё раз нет! Соблазны, конечно, были. Но здравый смысл восторжествовал.
Почему? Пришёл домой — посчитал животных, потом пришёл на работу и сделал то же самое. Получилось, что дома у меня четыре кота, на работе два. Куда ещё?
«У меня нет права отступать и вибрировать»
— Назовите три главных свои достижения за 2013 год.
— Специфика работы в самоуправлениях заключается в том, что она состоит из конкретных дел и все они складываются в единый комплекс. Выделить из него отдельные достижения сложно. Потому что если направление взято правильно — всё в комплексе развивается правильно. И наоборот.
Всё, что мы делаем, — всё наглядно. В этом году реконструирован Дворец культуры «Зиемельблазма», построен новый променад, отремонтированы новые дворы в микрорайонах, приведены в порядок школы.
— Как чисто по-человечески вам удалось пережить все нападки, которые обрушились на вас, — начиная с объявления о вводе «Карты рижанина» и заканчивая пикетом у Рижской думы с требованием вашей отставки после трагедии в Золитуде?
— С учётом того, что новый мандат я совсем недавно получил благодаря поддержке 59 процентов рижан, которые дали мне его не авансом, а за то, что я делал предыдущие четыре года и обещал делать последующие четыре года, — я делал так, как считал нужным делать.
А чисто по-челове-чески — если ты понимаешь, что у тебя нет права вибрировать или отступать, всё намного проще переживается.
— Несколько дней назад в нашей газете завершился конкурс сочинений на тему «Герой нашего времени», который вызвал огромный отклик у молодёжи. Судя по их рассказам о самых разных людях, оказалось, что герои действительно существуют. А кого таковыми считаете вы?
— Знаете, когда у нас проходило заседание жюри конкурса «Рижанин 2013 года», я понял, что все кандидаты — реальные герои нашего времени. Причём этот конкурс проводится только среди тех рижан, чья деятельность была связана в этом году с продвижением имени Риги за рубежом и, соответственно, охватывает только определённую группу людей.
Мы рассматривали очень большой список, в котором каждый был достоин почётного титула. Начиная с учёного Кащеева, который занимается физикой и получал призы за границей, и заканчивая семьёй Гайлисов, которые открыли в Риге музей Липке.
А наши спасатели?! И все те люди, которые работали на месте катастрофы в Золитуде. И все, кто пожертвовал в общей сумме миллион латов на поддержку пострадавших и сейчас продолжают бегать и собирать подарки детям, потерявшим родителей…
Вспоминая тринадцатый Следующая публикация:
Настоящий Дед Мороз прилетит ночью на бровях и проломит крышу