Президент Латвии рассказал, почему отвергает призывы к бойкоту Олимпийских игр
«Вероятно, я отстал от жизни, но я до сих пор считал, что Олимпийские игры являются соревнованиями спортсменов, а не глав государств», — заявил российской интернет-газете «Взгляд» президент Латвии Андрис Берзиньш.
Глава страны рассказал также, как относится к появлению ракет «Искандер» у границ Балтии, призывам снес-ти монументы советским солдатам и финансовым претензиям к Москве за «оккупацию».
Тем временем в самой Латвии продолжается борьба за власть. После внезапного ухода в отставку премьера Валдиса Домбровскиса после катастрофы в Золитуде страна уже почти месяц живёт без премьера. А в среду Берзиньш вообще призвал к превращению Латвии из парламентской в президентскую республику.
Про участие в Олимпиаде
— Господин президент, почему вы решили пренебречь призывами к бойкоту Олимпийских игр со стороны ряда общественных деятелей?
— Я хотел бы начать с того, что Латвия независимая страна, которая действует согласно закону и традициям. У президента Латвии есть обязанность представлять республику за границей. Вероятно, я отстал от жизни, но я до сих пор считал, что Олимпийские игры являются соревнованиями спортсменов, а не глав государств. По крайней мере, я так понимаю смысл Игр.
Латвийский олимпийский комитет попросил меня поучаствовать в церемонии открытия Олимпиады, и я это сделаю, буду представлять свою страну. В Сочи будет открыт Дом Латвии. В моей программе на данный момент есть только те вопросы, которые связаны с репрезентацией Латвии.
Ну а о действиях других глав государств следовало бы спрашивать у них. Не поедут многие, но у каждого свои причины и интерпретация. Но хочу напомнить, что раньше, когда начиналась Олимпиада, даже войны прекращали. А мы что, теперь должны возвращаться в каменный век?
— Посол России в Риге Александр Вешняков не исключил даже вашей встречи с российским коллегой Владимиром Путиным. Её действительно стоит ожидать?
— У меня нет такой информации. В моей повестке только связанные с репрезентацией Латвии мероприятия… Было бы странно, если бы по стадиону прошла колонна спортсменов, а её не поприветствовал представитель государства.
О военной угрозе с востока
— Почему в латышском обществе до сих пор сильны опасения военной угрозы с востока? Почему боятся до сих пор? Ведь Латвия уже 20 лет независима, страна входит в НАТО. СССР давно нет, российская армия сокращается… Почему, например, появление комплексов «Искандер» под Калининградом сразу вызывает такую острую реакцию в странах Балтии?
— Совершенно ясно, что рост вооружений не приводит к стабильности и безопасности в регионе. Это однозначно. Мне кажется, что участие Латвии в НАТО и общая политика НАТО основаны на безопасности и открытости и в этом направлении необходимо двигаться всем. Вооружение не даёт гарантии безопасности. Я уверен, что только открытость и взаимное доверие стран дают позитивные плоды. По крайней мере, такова позиция НАТО. В этом смысле нужно проделать ещё большую работу.
О памятнике Освободителям и счётах с Россией
— В Латвии вот уже скоро месяц длится правительственный кризис. Предыдущий премьер Валдис Домбровскис ушёл в отставку. Кандидатуру выдвинутого правящей партией «Единство» министра обороны Артиса Пабрикса вы отвергли. Пабрикс объяснил это тем, что, в отличие от вас, он-де выступает против российского влияния в Латвии…
— Думаю, что выход из правительственного кризиса уже близок, процесс идёт довольно конструктивно. Я говорил с представителями всех партий, мы обсудили конкретные вопросы, искали лучшее решение. У меня есть чувство, что вопрос с новым премьером будет решён ещё в этом году, когда кандидат в премьеры будет номинирован.
Ну а Артиса Пабрикса же я хочу только поблагодарить за его активность во время предвыборного года в Европейском и латвийском парламентах.
— Тот же Артис Пабрикс назвал недавно памятник советским воинам-освободителям в Риге «совковятником». Ранее министр юстиции Янис Борданс призывал убрать памятник. Как по-вашему, почему дебаты вокруг памятника обострились?
— Просто подходят выборы, и люди начинают высказываться в подобном ключе. Но я думаю, что ответ о том, какие настроения превалируют в обществе, дадут выборы.
Я своё мнение по вопросу памятника ясно высказал и не хочу его повторять (глава Латвии ранее уже заявлял, что не видит ничего страшного в том, что ветераны-красноармейцы или их родственники отмечают окончание войны не 8-го, а 9 мая у памятника Освободителям, а призыв к сносу памятника назвал недопустимым. — Прим. авт.).
— МИД Латвии выразил возмущение по поводу песни «Сделан в СССР», которую недавно исполнил Олег Газманов. В ней Прибалтика называется «моя страна». Стоило ли Латвии, государству — члену Евросоюза, реагировать на выступление иностранного певца в одном из концертных залов далёкой иностранной столицы?
— Латвия независимое и демократичное государство, где люди высказывают своё мнение. Люди меняются, но этот процесс очень медленный. У кого-то получается быстрее, у кого-то — медленнее. Главное, чтобы люди слушали разные мнения…
Конкретно этот случай не могу оценить, просто недостаточно информирован. Жизнь показывает, что не все сразу могут понять, что подразумевают художники или артисты.
— Евродепутат Инесе Вайдере призвала наконец «предъявить счёт России за советскую оккупацию». Ранее возобновилась работа комиссии по подсчёту ущерба от «советской оккупации». Каких результатов вы ожидаете от деятельности комиссии?
— Я не могу комментировать работу этой комиссии, поскольку вопрос находится в компетенции министерства юстиции. Но стоит опять-таки помнить, что приближаются выборы в Европарламент. Ничего больше. Все эти вопросы поднимаются только перед выборами, их постоянно активизируют отдельные люди.
— Но, согласитесь, антироссийская риторика в последнее время в Латвии звучит всё громче.
— Правые или левые экстремисты есть во всех странах. Это никакой не сюрприз. Моё мнение таково: в латвийском обществе в целом такое отношение не является определяющим.
— Недавно состоялось очередное заседание совместной комиссии историков Латвии и России. Её работа помогает смягчить отношения двух столиц?
— Мне кажется, эта комиссия работает очень практично. Совсем недавно наши историки находились в Москве… Информация была позитивна: совместная работа по сбору материалов и фактов идёт довольно успешно. Это и цель — оценить факты и сделать выводы. Мне кажется, что такой подход очень объективен и нужен, по-этому и латвийская, и российская стороны эту работу профессиональных историков поддерживают. Это очень важно.
О перспективах сотрудничества
— Экономические и культурные отношения между Ригой и Москвой переживали не лучшие времена после распада Советского Союза. Но по итогам этого года товарооборот России и Латвии уже достиг 11 млрд. долларов. Это потолок — или в новом году возможен ещё больший рост?
— Судя по тому, как развиваются экономические процессы во всём мире, мне кажется, этот потенциал только растёт, уж точно не уменьшается. Это касается не только Латвии и России, но и самых отдалённых от нас стран. Мы в этом плане очень активны: открыли представительства в Индии, Южной Корее, министр иностранных дел Латвии встретился с премьером Китая в Румынии и так далее. Важность направления на восток растёт во всех смыслах. Перспективы радужные, и потенциал огромен.
Ясно, что одно из главных направлений экономического сотрудничества — транзит. Он был, есть и будет. Само собой, в этом направлении нужны огромные вложения. Латвия их уже начала. Мы говорили об этом с советником президента России Игорем Левитиным (встреча состоялась в Риге в октябре) и ожидаем с российской стороны вложений, в особенности в железнодорожные пути, которые соединяют Латвию и Россию. Есть многие отрасли, которые переросли возможности Латвии, Балтии и ЕС, и наши бизнесмены идут в Россию со своей продукцией. И не только в Россию, но и ещё дальше.
Австрийские горы вместо пирамид Следующая публикация:
Вспоминая тринадцатый