Архиепископ-митрополит Римско-католической церкви Латвии Збигнев Станкевич рассказал «Субботе» об основных сигналах 2013 года
Мы встретились с владыкой архиепископом в преддверии Рождества, чтобы поговорить на светлые темы, связанные с одним из самых главных церковных праздников — Рождеством Христовым.
Но разговор у нас получился серьёзный и не очень радостный. Но очень честный.
О том, почему Бог допускает трагедии
— Владыка, уходящий год навсегда останется в нашей памяти как год, связанный со страшной трагедией в Золитуде, унёсшей жизни пятидесяти четырёх человек. Как Господь мог допустить гибель столь огромного количества ни в чём не повинных людей?
— Ответить на этот вопрос, конечно, не просто. Потому начну с очень серьёзного вступления.
После того как Бог создал Землю, он отдал её во владение человеку и сказал, что мы за неё ответственны. А самый большой дар, который вместе с Землёй Бог дал человеку, — это свобода. И эту свободу Бог не нарушает. В противном случае мы все стали бы роботами и потеряли своё человеческое достоинство.
Да, без ведома Господа даже волос не может упасть с головы человека. Но вместе с тем надо понимать, что Бог не вмешивается в естественные процессы, в том числе и те, которые вызваны человеческими алчностью и безответственностью.
Вопрос, почему про-изошла такая беда, надо адресовать не Богу, а конкретным структурам и личностям, которые были ответственны за безопасность людей, приходящих в магазин за хлебом и молоком.
Меня, мягко выражаясь, очень удивило, когда в течение нескольких дней после трагедии все те, кто был ответствен за этот объект, как на поверке рапортовали друг за другом: «У нас в документации всё в порядке, за нами нет никаких нарушений!»
Этот факт только лишний раз свидетельствовал о том, что трагедия в Maxima не была случайностью, а стала следствием целого ряда нарушений в огромной системе.
В Евангелии описан похожий случай, когда упала Силоамская башня и убила восемнадцать человек. Люди тогда спросили Христа, были ли погибшие большими грешниками, чем оставшиеся в живых. И он ответил: «Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все также погибните».
Почему в золитудской Maxima погибли именно эти пятьдесят четыре человека? Это тайна человеческой свободы и промысла Божьего. Ответ на этот вопрос мы узнаём в вечности, когда предстанем перед Господом.
Но, допустив эту трагедию, Бог дал нам понять, что человеческая алчность способна приносить страшные плоды. Эта беда — очень серьёзный сигнал для каждого из нас: делать всё, что от нас зависит, чтобы существующая ныне система жизни поменялась.
Чтобы мы не стояли сложа руки и не прикидывались дурачками, что мы ничего не видим и не знаем, когда рядом с нами происходит то, что приводит к похожим результатам.
Не так давно наша страна пережила встряску, связанную с экономическим кризисом, который заставил людей если не понять, то задуматься над тем, что надежда, основанная на банковской распечатке, не может быть гарантией стабильности.
Теперь вот трагедия в Золитуде — она пошатнула уже чувство нашей личной безопасности. Это уже серьёзный призыв для каждого жителя нашей страны задуматься: что же всё-таки в этой жизни незыблемо? Повод задать себе вопрос: а каков был бы итог моей жизни, если бы я оказался на месте тех, кто погиб в Maxima?
Потому что принципы, которые пропагандируются у нас сегодня — пользоваться жизнью без ограничений и летать как бабочка в поисках нектара с цветка на цветок, — показывают, что вечно продолжаться это не может.
— А как быть в этой ситуации со смирением, к которому нас призывает Церковь? Надо ли добиваться наказания виновных по всей строгости?
— Смирение не означает бездействие. Христиане не могут закрывать глаза на зло и несправедливость. Смирение — это принятие жизни таковой, какова она есть, и готовность реагировать на всё адекватно.
Что касается наказания виновных — они должны быть наказаны согласно законам государства.
О плюсах и минусах современных европейских ценностей
— Владыка, в 2011 году вас назвали человеком Европы — как активного защитника европейских ценностей. А какие из европейских ценностей вы готовы поддерживать сегодня, когда узакониваются однополые браки, пропагандируется сексуальная свобода нравов даже среди детей?..
— Я по-прежнему готов защищать европейские ценности, но только правильно истолкованные, не искажённые.
Так, например, я считаю, что основополагающей европейской ценностью является человеческое достоинство. Оно проистекает из библейской истины о сотворении Богом человека по его образу и подобию. И зиждется на том, что человеческая жизнь имеет неизмеримую ценность.
Но вместе с тем сегодня нам всем надо отдавать себе отчёт в том, что демократия, соблюдение прав человека — это очень хорошо, но если эти понятия стоят в разумных рамках.
Скажем, свобода — это величайшая ценность, данная Богом, но если она не стоит в паре с ответственностью, то может привести к трагедии. Если в современных правах человека не будут учитываться естественные законы, вписанные Богом в природу человечества, и если Евросоюз будет основываться на искажённых ценностях, все наши страны могут превратиться в одну большую Maxima.
Та же идеология однополых браков изначально противоречит объективным законам, вписанным в природу человека. Потому что сам Господь сказал, что ребёнку нужен папа-мужчина и нужна мама-женщина.
Или возьмём, к примеру, ещё одну триаду замечательных ценностей: свободу, равенство и братство. Однако свобода без ограничений приводит к анархии и хаосу. Равенство — к уравниловке. А искажённое понимание братства — к братству мафиозному, к лобби.
Любые хорошие понятия, если их не согласовывать с евангельскими истинами, могут работать во зло.
По сути, Европа сегодня и жива только потому, что она стоит на фундаменте тех ценностей, которые сформировались на производных от евангельских ценностей и Божьего откровения. Но, к сожалению, эти устои начинают расшатывать.
И плоды мы уже видим: Европа постепенно вымирает, потому что падает рождаемость. Растёт количество психических заболеваний и депрессий, которые возникают у людей от чувства бессмысленности жизни… и неограниченной свободы.
Папа Римский Франциск говорит о том, что корень грусти — индивидуализм, а корень алчности — неограниченное потребление. Когда человек бросается на все виды наслаждений, он думает, что насытится, а на самом деле его аппетит только растёт.
Пока мы не остановимся, не переориентируемся в своих ценностях и не перестроимся с того, чтобы хватать, на то, чтобы дарить, — мы все будем чувствовать внутреннюю пустоту и не-удовлетворённость.
Но, к сожалению, масс-медиа и вся рекламная индустрия работают сегодня на то, чтобы всё время разжигать в человеке голод потребления. Это очень губительно, потому что приводит нас к рабству, а не свободе.
— В этом году во всём мире обострились гонения на христиан. В Египте, Сирии, Аргентине и даже России громят храмы, убивают священников, захватывают в плен монахов…
— Да, христианство сейчас самая преследуемая религия в мире, в XX веке и начале XXI мучеников-христиан уже больше, чем было на протяжении предыдущих двадцати веков. Это парадокс.
Почему такое противодействие? Потому что христианство — это единая реальная сила, которая может удержать народ и помочь разоблачить ложную идеологию. Оно воспринимается алчными людьми как враг, которого надо уничтожить и дискредитировать любыми средствами. Отсюда такое количество антихристианских кампаний во всём мире.
Кроме того, за последние десятилетия очень радикализовался мусульманский мир, который исключает другую точку зрения. Он говорит: или ты такой, как мы, или ты недостоин жить.
Те мусульмане, которые живут в Европе, более терпимы и свык-лись с европейскими ценностями. Но в жизни того же пророка Мухаммеда было два периода: один, когда он терпимо относился к христианам, второй — когда он понял, что не сможет их переманить на свою сторону, и стал нетерпимым.
Радикалы сейчас пользуются теми текстами Корана, которые относятся ко второй части деятельности Мухаммеда. И видят в христианах препятствие к распространению своей идеологии.
Конечно, в самом христианстве тоже были века, когда оно было нетерпимо к инакомыслящим, но в последние годы уже очевидно, что веру нельзя навязывать силой. Это не в планах Божьих.
— А не опасаетесь ли вы, что с приходом в Латвию мигрантов эти неприятности коснутся и нас?
— Да, это возможно. Но сегодня Латвия не столь богата и не так привлекательна для мигрантов. Они обходят её стороной и бегут в богатые страны. Но если уровень жизни у нас поднимется, мы тоже можем столкнуться с этой проблемой.
В ожидании Рождества
Почему Папа Римский из всех епископов мира выбрал представителя Латвии
— Владыка, чем светлым и добрым вам запомнился уходящий год?
— Во-первых, когда Папа Римский Бенедикт сказал, что он уходит и уступает место тому, кто сможет лучше него исполнять свои обязанности, он совершил поступок, ставший образцом подлинного смирения для людей во всём мире.
Потому что все мы имеем способность прирастать к своим удобным креслам. А в данном случае Папа Бенедикт объективно оценил свои возможности (возраст, состояние здоровья, запас сил) и сумел соотнести их с теми задачами и проблемами, которые ему надо было решать.
Во-вторых, когда Папа Римский Франциск впервые вышел к народу, вместо того, чтобы начать сразу благословлять людей, он попросил сначала их молитв о нём самом, чтобы достойно выполнять свою миссию. Подобная его открытость и те шаги, которые он сейчас сам делает и призывает нас следовать его примеру, — всё в десятку!
Ещё одно знаменательное событие произошло в жизни нашей Латвийской церкви совсем недавно.
24 ноября Папа Римский Франциск вручил своё новое апостольское увещевание Evangelii gaudium («Радость Евангелия») нашему латвийскому епископу Виктору Стулпинсу, возглавляющему Лиепайскую епархию. Подобный подарок Папа Римский сделал одному мирянину, одному монаху и одному священнику. Из всех епископов мира он выбрал именно нашего епископа. Это очень почётно для Латвии.
Ещё одним светлым событием уходящего года лично для меня стал Праздник песни и танца. Там имело место быть духовное измерение. И в части песен звучали молитвенные тексты. И я видел, как люди плакали в своём единении.
Когда идти в храм, какие подарки дарить и когда наряжать ёлку
— Расскажите о самых дорогих вам рождественских традициях, в том числе о тех, которые в наше время, возможно, утеряны.
— Среди главных — устанавливать в храмах ясли с фигурками младенца Христа, Девы Марии, Иосифа. Ввёл эту традицию ещё святой Франциск Ассизский, и призвана она помогать нам осознать, что евангельские события действительно были реальными.
Ещё одна замечательная традиция — преломление хлеба в семейном кругу, когда люди просят друг у друга прощения за огорчения, доставленные в уходящем году, и произносят пожелания на год будущий.
И ещё есть одна традиция, которую было бы очень хорошо возродить, — устанавливать дома ёлку и наряжать её надо не за две-три недели до праздника, а в самый канун Рождества, 24 декабря. Потому что время адвента, предрождественского периода, — это время тишины, духовной подготовки.
И рождественские подарки, кстати, люди раньше не покупали в магазинах, а делали сами, вкладывая в них кусочек своего сердца и фантазии. И это имело совсем другую ценность.
Торжественные богослужения, предваряющие праздник, начнутся в храмах 24 декабря вечером. В кафедральном соборе Святого Екаба в 15.00 — месса для детей и молодёжи, в 18.00 и 20.00 — главные богослужения, которые продолжатся 25 декабря с утра.
Помню, когда я был ещё ребёнком, мы всегда садились за праздничный стол с появлением на небе первой звезды — после вечернего богослужения. Мама очень интересно сервировала стол: сначала она укладывала на него сено, а поверх стелила скатерть и обязательно ставила маленькую фигурку яслей. В детстве на меня это производило неизгладимое впечатление и запомнилось на всю жизнь.
— А какие у вас любимые блюда на рождественском столе?
— Кисель из сухо-фруктов, фаршированный карп.
Правда, последние три года я несколько иначе отмечаю Рождество. И в этом году уже в четвёртый раз 25 января после святой мессы поеду в Ильгю-циемскую женскую тюрьму: буду проводить там богослужение, дарить подарки, общаться.
— Чего вы хотели бы в первую очередь пожелать нашим читателям?
— Я желаю всем читателям «Субботы», чтобы в это Рождество вы испытали ту истинную радость, которую принесло в мир рождение Христа. Он пришёл в этот мир обезоружить зло и показал нам путь, как это можно сделать. И я желаю нам всем испытывать подлинную радость от следования по этому пути.
Поздравляю вас также с наступающим Новым годом, и пусть он будет плодотворным и более радостным, чем преды
Айвар Лембергс: «У Латвии рухнула крыша» Следующая публикация:
Как Чёрный Юрис обошёл Чёрного Карлиса