Специально для «Субботы» Айвар Лембергс подводит итоги года и анализирует самые знаковые события
В латвийской власти наблюдается весьма серьёзный кризис кадров, многие министры и управленцы высшего звена не имеют ни опыта, ни достаточных знаний, ни умения руководить.
Пример тому — тот факт, что правительство страны ликвидировало государственную строительную инспекцию, чтобы сэкономить 104 000 латов. В результате мы получили катастрофу в Золитуде, которая унесла 54 жизни.
Так считает мэр Вентспилса Айвар Лембергс, который по просьбе «Субботы» дал оценку важнейшим событиям уходящего года.
***
— Господин Лембергс, кто отвечает за несчастный случай, который произошёл в рижском магазине Maxima в Золитуде?
— Несчастный случай — это извержение вулкана или землетрясение. Обрушение нового супермаркета — это техногенная катастрофа, которая вскрыла раковую опухоль в теле государства: крушение крыши Maxima связано с серьёзными пробелами в законодательной системе страны, а поэтому закономерно.
Во время правительства Домбровскиса в 2009 году были полностью упразднены независимые государственные строительные инспекция и экспертиза. Уму непостижимо: государство фактически вообще самоустранилось от управления строительной отраслью и отошло от жёсткого контроля качества и производства стройматериалов, от надзора за процессом проектирования и эксплуатации зданий и сооружений.
Крушение в Золитуде — не первое чрезвычайное происшествие такого рода, это часть звеньев одной цепи… До ноября 2013 года были в стране и другие катастрофы, просто люди в них не погибали или смертей было не так много и поэтому к ним не было привлечено так много общественного внимания. Напомню только один: в феврале 2007 года в маленьком городе Алсунга сгорел пансионат для инвалидов — тогда погибли 25 человек. Про происшествия за пределами Риги говорят меньше. Провинцию из Риги подчас не разглядеть — так у нас всё устроено в государстве.
— И всё-таки, в чём главная проблема катастрофы в Золитуде?
— Правительство дало трещину… Это не у Maxima рухнула крыша, а у всего нашего государства. Оно не способно достаточно эффективно работать в ключевых отраслях: образовании, строительстве, культуре, сфере окружающей среды и самоуправлений, а также в экономике. Ответственным министрам не хватает образования, понимания сложности и ответственности. В сфере строительства (проектирования и эксплуатации) многое, если не всё, пущено на самотёк. Более того — отрасль полностью приватизирована, в том числе экспертиза.
— Вы считаете, что отставка премьер-министра Валдиса Домбровскиса — это признание вины в произошедшей катастрофе?
— Уход господина Домбровскиса с поста руководителя Кабинетом министров логичен. Но, думаю, причина отставки всё же в том, что он устал от постоянных дрязг и разборок в партийной коалиции. Смею предположить, что он искал и нашёл хороший предлог, чтобы покинуть данный пост.
Но при этом Домбровскис обиделся на всех вокруг — это было видно по его лицу, когда он уходил… Обиделся от души, потому что вроде не он лично виноват в том, что в проекте и строительстве злополучного торгового центра допущены ошибки… Но тут я скажу одно: чтобы не случалось катастроф подобных золитудской, в государстве должна действовать чёткая система, алгоритм безопасного строительства. А система, как и безответственность, создаётся не за один день, на это требуются годы.
— Понимаю, что вы не строитель, но по образованию экономист. Скажите, есть ли гарантии безопасности наших новостроек?
— Как я уже сказал, система контроля качества проектно-изыскательских работ, строительства и экспертизы.
В чём виноват Нил Ушаков
— Строительные управления сейчас изучают техническое состояние самых важных зданий. Уже выявлены 38 опасных случаев, из них 31 — в Риге…
— Обратите внимание на то, как министры рассуждают о ноябрьской трагедии — словно сами не имеют к происходящему в стране никакого отношения, не чувствуют никакой причастности и не несут ответственности.
Вместо того, чтобы призвать к ответственности виновных за коллапс в строительной отрасли и преступно халатное отношение к выполнению своих обязанностей, все силы власти направлены на то, чтобы доказать, что во всём виноват мэр Риги Нил Ушаков.
Призывы оппозиции, чтобы он подал в отставку, считаю абсурдными, как и утверждение, что самоуправление несёт ответственность за строительный брак. Ни одно самоуправление не отвечает за строительство! Сертификат на проектирование и экспертизу выдают по делегированию государства частные структуры. Самоуправления утверждённый проект не могут ни отбросить, ни проигнорировать. При этом самоуправление не имеет права в сданный объект заходить и каким-то образом его контролировать. Просто Домбровскис и прочие господа из его окружения хотят свалить ответственность с государства на плечи самоуправления.
У нас в Вентспилсе тоже были прецеденты, когда мы видели и понимали, что какой-то проект выполнен непрофессионально и откровенно плох. Но ничего с этим сделать не могли, хотя обращались в государственные институции. Я был взбешён этой ситуацией! Так и Нил Ушаков в Риге не мог вмешиваться в дела строителей — у него руки связаны. Если какой-то проектировщик нарисовал здание и подписался как проектировщик, на него нет управы.
— И всё-таки, возвращаясь к Maxima: владельцы сети отвечают за произошедшее с их торговым центром?
— Ответственный за здание — собственник. Пусть разбираются судебные органы. Владелец магазина мог неправильно эксплуатировать здание — допустим, превысить возможную нагрузку, например, на квадратный метр крыши. Если картонная коробка выдержит чашку кофе на своей поверхности, то груду кирпичей — нет… Вот и вся сказка.
Игры в детской песочнице
— Как вы думаете, эта катастрофа послужит уроком для властей?
— Пока этого не происходит. Три кандидата, которые после отставки Домбровскиса были выдвинуты правящей коалицией на пост премьер-министра, показывают незрелость и доминирование эмоций вместо трезвых поступков. Ситуация, конечно, непростая. Президент сказал «нет», Vienotība настаивает — то есть идут на углубление конфликта. Всё происходит на эмоциях и на обидах, словно детишки ссорятся в песочнице.
— Что же делать? Как исправить эту ситуацию?
— Латвии нужен президент, избираемый всем народом и имеющий соответствующую власть и возможности повлиять на процессы в стране. Но есть политические силы, которые против такого варианта. И даже скажу, почему президент не избирается народом, а только Сеймом: политики боятся, что изберут меня. Так и говорят: не надо нам всенародных выборов — а то народ проголосует за Лембергса или Ушакова…
— Как вы относитесь к шансам вернуться во власть у Репше, Шлесерса и других политиков, ушедших в тень?
— При больших деньгах и более или менее продуманной рекламной кампании всё возможно. Общая ситуация благоприятна для них. Народу не нравится, как работают нынешние парламент и правительство, они хотят увидеть иные лица… Самые лучшие позиции среди всех прочих кандидатов у Ингуны Судрабы, есть только одна проблема — отсутствие сильной сплочённой команды.
Заводы не спасаем — думаем о евро
— Можно ли было избежать закрытия Liepājas Metalurgs?
— Знаю, что завод долгие годы был высокорентабельным производством, зарабатывал очень большую прибыль, но мировой кризис металлургии больно ударил и по лиепайскому предприятию. В очень сложной ситуации находятся многие металлургические комбинаты России и вообще всей планеты. Тот, кто выживет сейчас, кто устоит, потом заработает большие деньги. А кто не выживет — тот не выживет. Но я не видел в действиях правительства Латвии желания сохранить латвийский завод. Министры говорили: мы тут ни при чём, это как бы не наше, мы как бы не ответственны… А то, что экономика Латвии потеряет три тысячи человек (которые уедут), вроде бы власти и не касается. Думаю, это пример высокомерного отношения стороннего наблюдателя. airBaltic спасали, а здесь — хата с краю. Почему так?
— Как вы оцениваете введение евро в Латвии, которое вот-вот произойдёт?
— Евро даст повышение цен. Снижение уровня жизни будет реальной платой народа за это мероприятие. Хотя политики обещают, что всё будет хорошо. Но — не будет.
— Наш народ, как обычно, всё проглотит и на выборах опять проголосует за тех же политиков и наступит на те же грабли?
— Народ вообще-то очень умный, но иногда, может быть, память коротка. Это и понятно: нормальный человек с утра до вечера занят работой, семьёй, заботами разными, и ему некогда думать о государственных делах и что-то анализировать. Это аристократ раньше мог сидеть на террасе и думать о благе для всего человечества, а тут, в наших реалиях, некогда. Раньше были государственное телевидение, государственное радио, а сейчас всё полностью приватизировано и услышать правду уже сложнее. Посмотрите, какая идёт пропаганда против Ушакова — это же просто охота на ведьм! Кампания против мэра Риги полностью приватизирована, находится под контролем одной партии. Где же Хельсинское соглашение, которое мы подписали, права человека, свобода, демократия?
О пользе СССР
— Как-то всё грустно. Неужели ничего хорошего не было в уходящем году и ничего светлого нас не ждёт в будущем?
— Осознание ошибок — это уже позитив для страны… Если же говорить о Вентспилсе, то мы развиваемся: в городе построено семь новых детских площадок, заработали новая поликлиника и ещё один завод. Кстати, средняя пенсия по Латвии — 191 лат, по Вентспилсу — 230!
Латвию, как и весь мир, ждут нелёгкие времена. Экспансия мировой олигархии становится всё более нахальной, беспардонной, и в большой мере это происходит за счёт народов маленьких, таких как наш.
Моральная атмосфера в мире станет чище, когда наряду с США образуется ещё один центр силы. Может быть, им через 20 лет станет Китай. Для человечества большой минус, что в 90-м году прошлого века потерялся один из двух главных центров мировой силы. Я не говорю, что нужен Советский Союз, ни в коем случае. Но когда был СССР, в мире была нужная для развития конкуренция, которой сейчас нет — ничто не сдерживает циничность некоторых финансовых группировок, которые распоясались.
Уроки Золитуде: опыт экстремальной журналистики Следующая публикация:
Не будем прикидываться дурачками!