Столяр-мебельщик из городка Валдемарпилса Игурд Банькис построил точную копию старого паровоза, снабдил локомотив мотором от трамвая и пустил по настоящей железной дороге вокруг… своего хутора. Провинциальный мастер сделал паровоз не для себя, а совершенно бескорыстно — для людей.
Мастер из Валдемарпилса
…В тихий сонный городок, который находится в 153 км от Риги на берегу красивого озера Сасмакас, мы приехали в полдень. Здесь, на улице Лиела, 27, находим мастерскую доброго гения этих мест Игурда Банькиса.
— В здании работал ещё Кришьянис Валдемарс — тот самый, чьим именем названа одна из самых больших улиц в Риге, — сообщает мастер. — В честь нашего знаменитого земляка в 1926 году наш город Сасмака был переименован в Валдемарпилс.
Впервые местечко Сасмака, где было 10 домов, упоминается в хрониках 1582 года. Согласно документам 1628 года, здесь насчитывалось уже 30 семей. А после того, как в 1644 году местный помещик-швед Кристофер фон Гонастенберг-Виганд обосновался в этих краях и построил церковь, население Сасмаки стало быстро увеличиваться. С середины XVIII века вплоть до Второй мировой войны здесь жили в основном евреи, русские, поляки и около 18 процентов латышей. Кстати, жизнь еврейской общины Сасмаки красочно описал Шолом-Алейхем в рассказе «Человек из Буэнос-Айреса».
— Если верить древней легенде, то наше поселение возникло из-за того, что когда-то трое рыцарей заблудились в густом лесу. После долгих блужданий воины-монахи дали обет — построить часовню на том месте, где найдут дорогу домой. Когда рыцари вышли на опушку леса и поняли, где находятся, они задержались и возвели часовню, — улыбается Игурд и приглашает нас в мастерские.
В мастерских кипит работа: молодые люди учатся вечному ремеслу столяров, резчиков, художников по дереву. Видно, что ребятам интересно. Юноши делают такую прекрасную мебель, что не стыдно в салонах выставлять! Пахнет стружками, красками, гипсом. Меня приветливо встречают, показывают шедевры собственного изготовления и угощают вкусной домашней шарлоткой с яблоками (видимо, чья-то мама испекла).
— Стараюсь, сколько есть сил, сохранить память о великом человеке Кришьянисе Валдемарсе, — сообщает Игурд. — Вот, смотрите, на стене висит портрет Кришьяниса Валдемарса, который в 1840-е годы работал учителем в Сасмаке. Родился он в двух шагах отсюда, учился в местной школе.
Пытаюсь вспомнить учебник истории: Кришьянис Валдемарс (1825—1891) — общественно-политический деятель, младолатыш, публицист, основатель мореходной школы в Айнажи, позже — секретарь Российского общества содействия флоту (в Петербурге его звали Христиан Мартынович Валдемар). Этот человек внёс огромный вклад в развитие латышского и российского флота.
Смотрю на портрет Кришьяниса Валдемарса и перевожу взгляд на Игурда Банькиса: а ведь есть какое-то сходство… Может, родственники в 10-м колене? Во всяком случае, харизма у мастера Банькиса такая же, что и у легендарного земляка, — энергия льётся через край.
Дерзкая мечта рокера-столяра
Игурд Банькис не только учит ребят своей профессии, но постоянно что-то невероятное, как шутят местные, выдумывает. Например, пять лет он строил… паровоз, в чём ему охотно помогали ученики-подмастерья.
Накануне зимы локомотив Arlava с одним вагоном ушёл на зимовку в депо на хуторе Игурда, где дремлет на маленьких 600-миллиметровых рельсах, установленных в 720 мм друг от друга.
— У нас всё по-настоящему, — горд хозяин паровоза. — Когда-то на железной дороге Алсунга — Кулдига ходил такой вот локомотив. А рельсы, которые стоят огромных денег, вытащены из торфа, где пролежали более 100 лет. Их мне подарил приятель. Проложил железную дорогу общей длиной примерно с километр, смонтировать рельсы-шпалы мне помогли друзья-рокеры.
Поезд шикарный, хотя миниатюрный. Сделан из дерева, механизм как у трамвая, вагон освещается и отапливается. Фантастика! Когда локомотив чихнув, пополз по рельсам, дух просто захватило, а душа запела. Скорость — два км/ч. Когда паровозик остановился перед депо, машинист Игурд вышел, перевёл стрелки и отправил состав обратно — лепота! Это его последний осенний рейс — специально для «Субботы»; до весны паровозик будет отдыхать.
— Дети от локомотива в полном восторге! — рассказывает мастер Самоделкин. — Ко мне уже семьями приезжают, новобрачные и туристы стали заглядывать.
Карета без лошади
Ещё мастер показал безлошадную карету — чудо-юдо на колёсах, которое едет, гудит и напоминает дрожки. Игурд сделал эту машину в той же мастерской, где чуть раньше был создан и его мини-поезд.
— Нет ничего невозможного в том, чтобы построить нечто подобное. Нужно только взяться как следует, от души. А я так долго об этом мечтал, что не мог не реализовать свои идеи на практике. Когда чего-то очень-очень хочешь, ради этого всё делаешь с упорством, основательно, на совесть. Не сразу всё получилось, но я старался как мог. Решил: надо делать! Поезд и с рельсов сходил, и тормозил не так, как надо… Что-то из деталей конструкции пришлось сваривать по нескольку раз: каркас собран из железного лома и б/у деталей, приспособленных к задуманной конструкции. Приятель Марис Урманис придумал механическую начинку паровоза — тут тоже надо быть малость безумным, чтобы взяться за такое непростое дело.
В голове Игурда Банькиса ещё тысяча идей. Нет сомнений, что мы ещё услышим об этом талантливом и целеустремлённом мастеровом.
Да-да! Я не запрещаю вам есть макароны! Следующая публикация:
Идолова липа — ровесница герцога Екаба