На неделе произошло сенсационное событие — неожиданно подал в отставку премьер-министр Валдис Домбровскис
Прервалось его рекордное пребывание во главе правительства, которому вроде бы ничто не угрожало. Если бы не известные трагические обстоятельства, Домбровскис вполне мог бы протянуть на своём посту до парламентских выборов. И пойти на четвёртый срок.
Рекордсмен и спаситель
Но он и так вошёл в латвийскую историю как побивший все рекорды в должности президента министров.
И довоенного премьера Хуго Целминьша, который возглавлял правительство 27 месяцев и 26 дней, и нынешних Годманиса (1632 дня) и Калвитиса (1113 дней). Домбровскис — пока единственный премьер, возглавлявший три правительства подряд при разных Сеймах.
Первое правительство Домбровскиса было утверждено весной 2009 года, второе — осенью 2010 года, а третье — осенью 2011 года. В марте этого года в честь четырёхлетия пребывания Домбровскиса на посту премьер-министра газета «Диена» опросила бывших премьеров, которые хотя и сдержанно, но признали, что Домбровскису удалось вывести Латвию из кризиса.
Естественно, больше всех его хвалил Эйнар Репше, который был министром финансов в первом правительстве Домбровскиса. Репше заявил, что Домбровскис обладает качествами дипломата, спокойствием, способностью решать сложные вопросы.
Но даже его политический оппонент Айгар Калвитис считал: «Домбровскис сумел удержаться на посту главы правительства — это огромное достижение. Сумел выдержать политические интриги и преодолеть противодействие. Результаты его работы терпимы. Ситуация потихоньку улучшается».
В 2009 году Калвитис говорил по-другому. «Будем ещё сокращать — закроем ещё больницы, ещё 3000 учителей выставим на улицу, закроем школы, и тогда встанет вопрос: зачем вообще такое государство нужно?» — спрашивал бывший премьер в интервью радио Baltkom.
Консолидатор и урезатель
И действительно, премьер Домбровскис останется в истории страшными сокращениями социальной сферы, увеличением налогов, снижением зарплат, так называемой консолидацией бюджета. О чём, кстати, честно предупредил перед вступлением в должность. «Впервые в независимой Латвии мы вынуждены принимать решение о безжалостном режиме экономии, чтобы предотвратить банкротство государства», — сказал ещё кандидат в премьеры Валдис Домбровскис.
Именно эти меры, необходимые прежде всего для отдачи международных кредитов, и позволили Домбровскису утверждать, что Латвия вышла из кризиса. И даже написать об этом книгу. На английском языке, в соавторстве.
Кроме того, нынешний и. о. премьера — автор термина «история успеха Латвии». Которым характеризовал итоги своей деятельности в правительстве.
Эта история успеха рухнула 21 ноября вместе с крышей магазина Maxima, задавив ни в чём не повинных людей. Ведь одной из причин трагедии и была тотальная экономия — правительство из экономии ликвидировало строительную инспекцию. Строительные фирмы контролировали сами себя, государство было заинтересовано только в том, чтобы они платили побольше налогов. А не в качестве построенного.
Впрочем, ещё видный экономист Пол Кругман предупреждал Домбровскиса, что тотальная экономия и урезание средств — это не выход для государства.
Сам или не сам?
Сейчас эксперты и политологи спорят: сам ушёл премьер Домбровскис или не сам?
Осознал ли он свою моральную и политическую ответственность или нашёл удобный момент избавиться от разваливающейся правящей коалиции? И теперь займёт неплохой пост в структурах Евросоюза. Подмечают, что в день своей отставки премьер строил планы и ничто не предвещало такого вот конца. Но президент Андрис Берзиньш якобы надавил и заставил.
Постоянная читательница Latvijas Avīze Бирута из Кулдиги так и сообщила в рубрике «Голоса читателей»: «Трагедия в Золитуде дала президенту возможность избавиться от популярного в народе премьера, чтобы протолкнуть на эту должность своих».
Здесь, конечно, сразу возникает вопрос: кого? Ещё в октябре вышеупомянутый Калвитис утверждал: «Раньше была плеяда кандидатов в премьеры, у каждой партии по одному. А сейчас и назвать некого, кроме Домбровскиса».
И действительно, нехватка достойных кандидатов на пост премьера налицо. Казалось бы, страна вышла из кризиса, но никто встать во главе правительства не рискует. Во всяком случае, никто не заявил о своей готовности.
Узок круг
Даже наоборот — еврокомиссар Андрис Пиебалгс, чья фамилия называлась среди возможных кандидатов, в интервью LTV сказал, что считает такую перспективу безумием. И сослался на то, что не знает нынешних латвийских политических реалий.
Называют ещё и фамилию министра обороны Артиса Пабрикса, в последнее время прославившегося разоблачением козней руки Москвы. Есть мнение, что Пабрикс делал это в борьбе за место депутата Европарламента. Куда вполне отчётливо стремится. Нужно ли ему кризисное премьерство?
Бывший премьер и рижский мэр Андрис Берзиньш сказал, что в премьеры вполне можно было бы выдвинуть женщину. Например, евродепутата Сандру Калниете. Которая уже объявила, что очень хочет остаться в Брюсселе на следующий срок.
Или председателя Сейма Солвиту Аболтиню. А вот она совсем не скрывает своих амбициозных планов и жажды власти. Но захочет ли она из второго человека в государстве становиться третьим? При этом работы и ответственности будет гораздо больше.
А известный политолог Ивар Иябс в августе в качестве возможной замены Домбровскису называл имя евродепутата Роберта Зиле. Но тот представляет «Национальное объединение», которое вряд ли сейчас допустят к власти. Хотя они, возможно, и готовы.
Сейчас все политики ждут слов президента. Андрис Берзиньш должен начать консультации с парламентскими партиями, после чего, по идее, и должен поручить кому-либо возглавить правительство. Вряд ли следующий премьер будет беспартийным.
Ситуация осложняется тем, что до выборов в Сейм осталось меньше года — они будут в октябре. Оригинальную идею предложил бывший депутат, бывший министр и бывший столичный вице-мэр Айнар Шлесерс. В эфире радио Baltkom он заявил, что следующее правительство должно быть создано вне всяких коалиций и возглавить его должен сам президент Берзиньш! Как проявивший государственную мудрость и ответственность в трагические дни.
Вообще-то в истории Латвии уже был случай, когда один человек совмещал должности президента и премьера. Его звали Карлис Улманис. Но сначала он разогнал Сейм.
У каждой трагедии есть имя и адрес Следующая публикация:
Без мамы