В трагедии виновны представители власти, разрушившие всякую систему ответственности в стране
Так считает председатель комитета по вопросам безопасности, порядка и предотвращения коррупции Дайнис Турлайс
В беседе с «Субботой» он сказал категорично: «Пора наконец прекратить политический бизнес. Следует сделать невозможной ситуацию, когда рука руку моет и никто ни за что не отвечает».
Спасатели сделали что смогли
— Господин Турлайс, в момент трагедии Латвия отказалась от помощи российских МЧС. Это ошибка или политический фарс?
— Чтобы ответить на этот вопрос, надо находиться в эпицентре событий, оценить ситуацию профессионально и без эмоций: сколько и какой техники реально способно подъехать к объекту, какое время уйдёт на ожидание помощи, сколько и каких специалистов требуется на ближайшие часы спасения и так далее. У меня полной картины нет, а гадать я не приучен, поэтому не могу сегодня дать компетентный ответ на этот вопрос.
Со всей ответственностью скажу, что латвийские полицейские, пожарные и спасатели действовали очень профессионально — намного лучше, чем можно было ожидать от них в сложившейся ситуации. Конечно, если бы у наших служб спасения в собственных депо стояли новые мощные краны и другая современная техника, ситуация в Золитуде решалась бы намного эффективнее независимо от того, помогли бы нам другие государства или нет.
Ужас в том, что службе спасения Латвии десятилетиями не выделяется практически никаких денег на улучшение её материальной базы. Названные структуры находятся просто в отчаянном материальном положении — как бедные сиротки на паперти…
Стыд и позор государству, которое на страхование жизни спасателей (людей, в силу профессии рискующих здоровьем) согласилось только… месяц назад. И вот эти парни, которые получают скромную зарплату, честно шли под завалы и вытаскивали раненых — как на войне. Должен сказать одно: спасибо им.
В условиях совершенно идиотских законов и правил, царящих сегодня внутри МВД, отличная работа спасателей и полицейских в Золитуде — почти чудо, базирующееся на высоких моральных качествах непосредственных людей.
— Что вы имеете в виду?
— Никто в государстве так и не удосужился понять, что служба и работа — это не одно и то же. Это разные понятия! Вдумайтесь в идиотизм происходящего: у начальников в полиции, пожарных и структурах службы спасения нет дисциплинарных прав — они не могут отдавать распоряжения и контролировать их выполнение, а в необходимом случае — наказывать подчинённых.
Вместо строгих оговорённых уставных отношений, какие должны быть, царит совершенно чиновничья атмосфера. В подразделениях нет начальников — все равны. Система службы разрушена полностью.
Во всех странах мира жёсткая дисциплина, умные головы профессионалов и устав — основа хорошей работы полиции, спасателей и пожарных. А если в структурах МВД процветает панибратство, рано или поздно они развалятся вовсе.
Моё мнение: требуются срочные изменения в законодательстве Латвии. А в МВД начинать надо с восстановления понятий «служба» и «дисциплина».
Разруха в мозгах
— Дайнис, вы в 1994-97 годах были министром МВД Латвии. По признанию многих, вы тогда навели порядок во вверенной вам сфере — провели толковые реформы. Знаю, что вы были строги к себе и подчинённым, требовали от полицейских соблюдения всех уставных норм и профессионализма.
Но когда произошла трагедия с рухнувшим подъёмником в Талси (где погибли дети), вы ушли в отставку. Исходя из того, что напрямую лично вы никак не были виноваты в происшедшем, может быть, имело смысл остаться на посту министра?
— Когда произошла трагедия в Талси, я находился в командировке в Великобритании. Но сразу сказал, что ухожу в отставку. Это было моё личное моментальное решение.
Как боевой офицер я не привык прятаться за спинами подчинённых. И потом, разве у начальника ответственность наступает только тогда, когда он сам лично нарушает какое-то право или совершает преступление? Нет. Талсинская трагедия оставила в моей душе страшный, тяжёлый и мучительный след.
— Сейчас в нашей стране произошла даже более страшная трагедия: 54 человека погибли, десятки пострадавших останутся инвалидами. Нынешний министр внутренних дел должен уйти в отставку?
— Министр внутренних дел в данной ситуации отвечал за ликвидацию последствий случившейся катастрофы. Поэтому в отставку в данном случае должен уйти человек, который отвечает за причины произошедшего, то есть министр экономики. Главная проблема данной трагедии — отсутствие нормального, как во всех цивилизованных странах, чёткого законодательства в строительной сфере.
— Почему?
— Потому что наша страна борется за звание обладательницы самого нелогичного законодательства. Решения, которые принимаются на государственном уровне, подчас совершенно нелогичны.
Задолго до трагедии кто-то конкретно из руководителей государства не проявил настойчивости, принципиальности и лишил государство возможности контролировать строителей.
Сейчас надо серьёзно проверить качество развалившегося здания Maxima — балок, гаек, материалов — на соответствие техническим параметрам и проектной документации. Теоретически рассуждать тут не надо, требуется серьёзная экспертиза, которую, скорее всего, надо заказывать за рубежом.
Государство не контролирует строителей
— Закон о строительстве в Латвии действует сегодня странно…
— Не надо быть особенно крупным специалистом, чтобы понять, что именно тут кроются многие беды. Нет государственной инспекции, которая независимо контролировала бы деятельность строителей. Строительные инспекции были ликвидированы, а надзор за строителями был передан частным организациям. Такое возможно только в джунглях — ни одна страна не отказывается от функции контроля не только в момент строительства, но и на этапе проектирования. Наше государство почему-то решило отойти в сторону.
Власти демонстрируют примитивное или продажное мышление. Интересная ситуация: сами строители нанимают своих инспекторов. Но известно: кто платит, тот и заказывает музыку. Это то же самое, как если для меня сегодня придумают отдельного инспектора дорожной полиции, который будет меня контролировать на дороге.
Кто-то когда-то пролоббировал институт частных инспекторов и создал для группы людей отличное доходное место. Причём никто с такого частника не может спросить за подписанные документы.
— Как вы думаете, кого обвинят в произошедшей трагедии?
— В случившейся беде, скорее всего, обвинят каких-то людей, но главный виновник — это государство, которое создало целую систему безответственности и безнаказанности. Оценку работы того же премьер-министра надо давать не по количеству дней, проведённых им на своём посту, а по фактам: как развивается экономика Латвии, как идёт рост валового продукта, как снижается уровень бедности — вот критерии.
Наше государство, разрешившее строить на глазок, несётся по дороге, как машина без рулевого управления, — если такой автомобиль не угодит в ещё одну катастрофу, это будет просто везением. Машина без руля — это запланированная трагедия. Вот и всё, что я могу сказать сегодня. Завтра я смогу дать более глубокую оценку действиям как полицейских структур, так и руководителей Maxima.
Скорблю вместе со всеми, кого коснулась трагедия. Хочу верить, что это всё-таки послужит уроком для всего общества и для тех, кто ставит неудачные опыты с законодательством нашего государства.
Сотрудники государственной пожарно-спасательной службы (ГПСС) Латвии рискуют своей жизнью за совсем небольшие деньги. Обычный спасатель получает около 243 латов на бумаге, а командир части — около 340 латов.
Обвал потолка в стране Следующая публикация:
Мы доброй сказкой входим в дом!