Кто такие масоны? Коварная «закулиса» или прообраз современных организаций гражданского общества? Об отечественных масонах нам рассказал профессор ЛУ Гвидо Страубе — ведущий латвийский исследователь масонов второй половины XVIII — начала XIX века и, между прочим, сам масон.
Первые вольнодумцы — «У гуся» в Лондоне
При одном слове «масоны» сразу представляются тайные собрания, ритуалы и заговоры. Интересуюсь у профессора Страубе, откуда такая репутация…
— Хотя масонов принято считать засекреченной организацией, по сути это неправильно. Особенно сегодня, когда всю информацию о масонской символике и ритуалах можно легко найти в Интернете. Главная сенсация про масонов — не было никаких заговоров…
Были закрытые клубы, структура и ритуалы которых складывались с конце XVII века. Тогда происходят великие научные открытия, меняется отношение людей к себе и миру. Между тем формально всякие проявления духовной жизни остаются под контролем церкви, которая пытается по-старому диктовать свои правила и ритуалы. Вольнодумцы того времени не могли, как сегодня, открыто объединиться в клуб по интересам и вести задушевные разговоры, вплоть до конца XVIII века за это можно было и на костёр угодить. Вот и начались поиски организационных форм для объединения свободомыслящих индивидов.
В Англии воспользовались формой профессионального объединения свободных (то есть не входивших в городские цеха) каменщиков — ложей. Эти внецеховые каменщики, как правило, выполняли крупные заказы по строительству церквей или дворцов и после завершения работы переезжали в другой регион или даже страну. Эти мастера высшего класса зачастую говорили на разных языках, так что для профессиональной коммуникации и опознавания других членов сообщества на чужбине они разработали систему знаков, чтобы обходиться без лишних слов. Что у них переняли и развили вольнодумцы, воспользовавшиеся и названием вольных каменщиков.
При этом в своём антицерковном пафосе масоны, как правило, не доходили до атеизма. Они стремились к тем же самым христианским «общечеловеческим» ценностям, что и сторонники обычных христианских конфессий. Масонов не устраивали разделение на конфессии, обязательная богословская догматика с традиционными обрядами и жёсткий контроль над их исполнением со стороны церковной иерархии. Если в лютеранских странах ещё можно было как-то дышать, то в католических любое вольнодумство грозило тюрьмой, а то и лишением жизни.
Не случайно первые ложи появились в Англии, где англиканская церковь в плане преследования вольнодумства действовала в католическом духе.
Так, именно Англию следует считать родиной движения новых свободных каменщиков. В 1717 году представители имевшихся лож собрались в лондонской таверне «У гуся», где была основана Большая английская ложа, с которой всё и пошло. Разумеется, французы приводят свою версию основания первой ложи, но изначально центр масонского движения находился в Лондоне.
С берегов Туманного Альбиона масонские идеи перебрались на континент и к середине XVIII века добрались до Латвии.
Золотые деньки: от Екатерины II до Александра I
Первая латвийская ложа — «Полярная звезда» — была основана в Риге в 1750 году. В неё входили дипломаты, бароны, зажиточные купцы, преподаватели Домской школы. Чуть позже масонские ложи открываются в Митаве (ныне Елгава), Либаве (Лиепая) и Дерпте (Тарту).
Если взять наше рижское масонство, то в 1750-70-х годах это в основном немецкая интеллектуальная элита: аристократы, юристы, литераторы, священники… Но можно встретить отдельных местных торговцев, военных и заезжих британских купцов. С 1770-х возрастает процент чиновников и торговцев. В конце XVIII века в масонских ложах была широко представлена государственная и хозяйственная элита. Что касается религиозной принадлежности, то первооснователями выступили лютеране, к которым потом присоединились католики с православными.
— Как смена правителей на троне Российской империи влияла на положение местных масонов?
— Одни правители сочувствовали масонским кругам, другие не слишком их жаловали. В начале царствования Екатерины II масоны пользовались определённым влиянием, но в 1770-е годы она остывает к масонству. По-видимому, это было связано с контактами российской масонской верхушки со шведскими ложами, что показалось подозрительным российской императрице. Екатерина, старавшаяся во всём следовать заветам Петра Великого, считала неэтичными контакты с подданными Швеции, побеждённой Петром на полях сражений Северной войны.
У масонов в Петербурге и Москве начинаются проблемы, но Риги эта смена отношения не особенно коснулась. Здесь ложи продолжают собираться по заведённому распорядку. Большие надежды масоны возлагали на императора Павла, но они не оправдались.
Известная либерализация произошла при Александре I, но в конце своего царствования в 1822 году император выпустил предписание шефу министерства внутренних дел графу Кочубею под названием «Об уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». Последний удар по масонам в Российской империи нанесли репрессии Николая I после восстания декабристов в 1825 году.
По архивным документам, хранящимся в латвийских архивах, можно проследить, как после 1822 года люди, претендовавшие на высокие государственные должности, писали объяснительные, что не имеют ничего общего с масонами.
Такое заверение был вынужден написать генерал-суперинтендент лютеранской церкви Карл Готлиб Зонтаг. И это не просто бюрократический произвол николаевской эпохи. В начале своей карьеры Зонтаг действительно был масоном и выступал за освобождение крестьян и всеобщее равенство перед законом.
— Кто из видных местных деятелей был масоном?
— Отцами-основателями латвийского масонства следует считать рижских купцов Иоганна Дитриха фон дер Гайде и Иоганна Цукербекера, в 1750 году вступивших в Петербурге в ложу, основанную министром при российском дворе датчанином бароном Мальцаном. Цукербекер стал первым мастером рижской ложи, заседания которой проходили у него прямо на дому.
К масонам принадлежали Гарлиб Меркель и, возможно, генерал-губернатор балтийских провинций маркиз Паулуччи.
В рижскую ложу входил участник движения «Бури и натиска» Иоганн Готфрид Гердер, с 1764 по 1769 год работавший адъюнктом в Домской школе.
Масонский след присутствует в рижском книгопечатании. Печатавший работы Канта знаменитый издатель Иоганн Фридрих Гарткнох был масоном и жертвовал большие суммы на братские дела. Многие масоны были связаны с первым рижским клубом — обществом «Муссе», учреждённым бароном Фитингофом. Мне посчастливилось найти в архиве непроданные билеты на концерты в «Муссе». Входили ли в число масонов Кант или Вагнер, позднее ставший капельмейстером Первого рижского театра, расцветшего под эгидой общества «Муссе», точно неизвестно.
Пожалуй, наиболее колоритным рижским масоном был ректор Домской школы Карл Снелл, написавший труд «Балтийские провинции Российской империи» (1794). Членство в масонах не мешало ему быть отчаянным игроком, залезать в долги и при наличии семьи менять любовниц…
Вконец запутавшись в долгах и связях, он сбежал к жене в Германию, где написал книгу, яростно критикующую порядки в Прибалтике. В ней Снелл сравнивает положение местных крестьян с рабством в Америке. Эта книга получила широкое распространение в Западной Европе.
Масонский интерес
— Насколько членство в ложе могло способствовать продвижению в чинах и лоббированию того или иного начинания?
— При смене общегосударственной политики принадлежность к масонам могла доставить неприятности, как в случае с Зонтагом. Но в ряде случаев товарищи по «клубу» могли оказать поддержку. Например, когда Гарлиб Меркель написал своих «Латышей», поначалу его смелый трактат встретили достаточно критически. Но вот проходит некоторое время, и появляется всё больше хвалебных оценок.
Состоявший в берлинской ложе Меркель с самого начала очень плохо писал о Наполеоне, и когда в 1806 году возникает угроза взятия Берлина, он возвращается домой, в Лифляндию. Членство в рижской ложе явно поспособствовало успеху «Латышей», написанных в духе масонских идей.
Хотя момент протекции со стороны товарищей по ложе не стоит переоценивать. В кодексе поведения говорится, что если между масонами, чиновником и предпринимателем, возникают контакты по бизнесу, им следует руководствоваться интересами не брата-масона, а государства. То есть действовать по справедливости.
— Как насчёт принятия в ложи самих латышей, за которых заступился Меркель в своём масонском трактате?
— В Латвийском историческом госархиве хранятся списки членов лож, где среди немецких, английских, русских и голландских фамилий встречаются латышские. Например, представители семьи Муйжелей, бывшие первыми латышскими предпринимателями наряду со Штейнгауэрами. Последних я в списках не нашёл, а вот Муйжели входили в ложу «У меча».
Как правило, интересоваться масонскими идеями могли позволить себе только зажиточные и образованные люди, которые появились среди латышей во второй половине XVIII века.
— Какова роль масонов в принятии важных решений? Или это главным образом был элитарный клуб с элементами ритуала и маскарада?
— Что на самом деле происходило, что обсуждалось, сейчас сказать сложно. Но по историям лож и мемуарам отдельных людей можно понять, что для них было важным. Прежде всего — развитие системы образования в Риге. А началось всё с благотворительности: поддержки талантливых детей из малообеспеченных семей: им помогали получить высшее образование в западных университетах.
Построили и открыли школу на том месте, где сейчас стоит Новая Гертрудинская церковь. Однако масонских финансов на её содержание хватило ненадолго. Так что рижские масоны не отличались особыми богатством и влиянием.
— Как насчёт отмены крепостного права по инициативе генерал-губернатора прибалтийских губерний маркиза Филиппо Паулуччи? Просматривается ли здесь масонский след?
— Идея равноправия — ключевая для масонов. Хотя часто утверждают, что Паулуччи был масоном, прямых доказательств я не нашёл. Точно известно, что к масонам принадлежали Зонтаг и Меркель. Говорили ли они об этом на ложах? Сомневаюсь. Потому что на ложе говорить о политике запрещено.
«У меча» и у руля Латвийской Республики
— После того как в Российской империи масоны, как и иезуиты, оказались под запретом, какая-то часть продолжала действовать нелегально, в основном на базе западноевропейских лож.
Они смогли возобновить свою деятельность только в начале XX века с разрешения Николая II. Говорят, что до революции в одну из российских лож входил второй президент независимой Латвии Густав Земгалс.
Хотя отдельные депутаты Государственной Думы и даже глава Временного правительства Керенский были масонами, все разговоры о серьёзной роли масонской организации в Февральской революции 1917 года — сильное преувеличение.
В межвоенной Латвии возрождается система традиционных лож, включая «Полярную звезду», в Лиепае действует преимущественно немецкая ложа «У якоря», а в Риге создаётся латышская ложа Jaannuguns («Янов огонь»)…
По сведениям историка Айвара Странги, в последнюю входили рижский городской голова Альфред Андерсонс, руководитель Рижского Латышского общества Андрейс Красткалнс, знаменитый оперный певец Адольф Кактиньш, судья Екаб Гротс. На заседаниях частенько присутствовали дипломаты ЛР, вступившие в ложи за пределами Латвии. Так, будущий министр иностранных дел Вилхелм Мунтерс стал масоном в Стокгольме в 1929 году.
Когда с 1931 по 1933 год министерство иностранных дел возглавлял Карлис Зариньш, поговаривали, что у руля внешней политики стоят масоны. Однако после переворота Карлиса Улманиса в мае 1934 года масонство в Латвии сошло на нет. Тем более о масонах не могло быть и речи при Сталине и Гитлере…
Очередное возрождение начинается после восстановления независимости, когда активизировались контакты с Западом. Сегодня ведётся дискуссия, было ли масонство восстановлено в Латвии сознательно по западному плану или так получилось естественным образом. Как бы то ни было, сегодня масоны зарегистрированы как общественная организация, типа Ротари-клуба.
— В чём смысл существования современного масонства?
— Как и прежде, основным событием ложи является ритуал. Конечно, при желании всё это можно назвать маскарадом, но на каждой ступени, в каждом градусе запечатлены и акцентируются общечеловеческие ценности. Будь честен, люби свою родину, соблюдай законы, помогай слабым — этими принципами руководствуются масоны. При этом основной целью сегодня, как и вначале, остаётся самосовершенствование, опирающееся на ритуалы, носящие воспитательный и очищающий характер.
— Много ли сегодня в Латвии лож?
— В Латвии сегодня где-то пять лож, из которых три наиболее влиятельные. В одну, работающую на английском, в основном входят дипломаты и предприниматели-иностранцы.
Две исторические ложи, «Полярная звезда» и Jaannuguns, работают по шотландскому ритуалу.
Ещё одна — по йоркскому ритуалу: «У якоря» в Лиепае, и ещё одна, «У меча» в Риге, — по орденской системе. Ещё есть одна нерегулярная, придерживающаяся французской системы. Но представители лондонской системы обычно не дружат с французами.
— Вы сами масон?
— Да. Я вхожу в ложу «У меча». Возможно, кто-то считает, что такое признание может повредить его карьере. Лично у меня с этим нет проблем.
— Есть ли масоны среди представителей власти?
— Это обычный вопрос, на который я не имею права отвечать. При желании можно говорить о своей принадлежности к масонам, но не о других братьях.
Здесь встречались масоны
Если на Западе у лож, как правило, были постоянные резиденции, то на территории Латвии встречи обычно проходили в домах наиболее состоятельных членов.
Одним из главных рижских масонских объектов является дом богатого торговца и видного масона Иоганна Цукербекера на улице Пейтавас, 9/11, в Старом городе. Это здание легко узнать по фасаду с гербом с сахарными головами («Zukerbecher» по-немецки — «сахарная голова») и масонским символам: циркуль и треугольник.
Рижские масоны середины XVIII — начала XIX века проводили досуг в обществе «Муссе» на сегодняшней улице Р. Вагнера, основанном бароном и видным масоном Отто Германом фон Фитингофом.
В межвоенный период заседания лож проводились в здании Малой гильдии на ул. Амату.
Латвийские масоны вчера и сегодня
Кто такие масоны? Коварная «закулиса» или прообраз современных организаций гражданского общества? Об отечественных масонах нам рассказал профессор ЛУ Гвидо Страубе — ведущий латвийский исследователь масонов второй половины XVIII — начала XIX века и, между прочим, сам масон.
Первые вольнодумцы — «У гуся» в Лондоне
При одном слове «масоны» сразу представляются тайные собрания, ритуалы и заговоры. Интересуюсь у профессора Страубе, откуда такая репутация…
— Хотя масонов принято считать засекреченной организацией, по сути это неправильно. Особенно сегодня, когда всю информацию о масонской символике и ритуалах можно легко найти в Интернете. Главная сенсация про масонов — не было никаких заговоров…
Были закрытые клубы, структура и ритуалы которых складывались с конце XVII века. Тогда происходят великие научные открытия, меняется отношение людей к себе и миру. Между тем формально всякие проявления духовной жизни остаются под контролем церкви, которая пытается по-старому диктовать свои правила и ритуалы. Вольнодумцы того времени не могли, как сегодня, открыто объединиться в клуб по интересам и вести задушевные разговоры, вплоть до конца XVIII века за это можно было и на костёр угодить. Вот и начались поиски организационных форм для объединения свободомыслящих индивидов.
В Англии воспользовались формой профессионального объединения свободных (то есть не входивших в городские цеха) каменщиков — ложей. Эти внецеховые каменщики, как правило, выполняли крупные заказы по строительству церквей или дворцов и после завершения работы переезжали в другой регион или даже страну. Эти мастера высшего класса зачастую говорили на разных языках, так что для профессиональной коммуникации и опознавания других членов сообщества на чужбине они разработали систему знаков, чтобы обходиться без лишних слов. Что у них переняли и развили вольнодумцы, воспользовавшиеся и названием вольных каменщиков.
При этом в своём антицерковном пафосе масоны, как правило, не доходили до атеизма. Они стремились к тем же самым христианским «общечеловеческим» ценностям, что и сторонники обычных христианских конфессий. Масонов не устраивали разделение на конфессии, обязательная богословская догматика с традиционными обрядами и жёсткий контроль над их исполнением со стороны церковной иерархии. Если в лютеранских странах ещё можно было как-то дышать, то в католических любое вольнодумство грозило тюрьмой, а то и лишением жизни.
Не случайно первые ложи появились в Англии, где англиканская церковь в плане преследования вольнодумства действовала в католическом духе.
Так, именно Англию следует считать родиной движения новых свободных каменщиков. В 1717 году представители имевшихся лож собрались в лондонской таверне «У гуся», где была основана Большая английская ложа, с которой всё и пошло. Разумеется, французы приводят свою версию основания первой ложи, но изначально центр масонского движения находился в Лондоне.
С берегов Туманного Альбиона масонские идеи перебрались на континент и к середине XVIII века добрались до Латвии.
Золотые деньки: от Екатерины II до Александра I
Первая латвийская ложа — «Полярная звезда» — была основана в Риге в 1750 году. В неё входили дипломаты, бароны, зажиточные купцы, преподаватели Домской школы. Чуть позже масонские ложи открываются в Митаве (ныне Елгава), Либаве (Лиепая) и Дерпте (Тарту).
Если взять наше рижское масонство, то в 1750-70-х годах это в основном немецкая интеллектуальная элита: аристократы, юристы, литераторы, священники… Но можно встретить отдельных местных торговцев, военных и заезжих британских купцов. С 1770-х возрастает процент чиновников и торговцев. В конце XVIII века в масонских ложах была широко представлена государственная и хозяйственная элита. Что касается религиозной принадлежности, то первооснователями выступили лютеране, к которым потом присоединились католики с православными.
— Как смена правителей на троне Российской империи влияла на положение местных масонов?
— Одни правители сочувствовали масонским кругам, другие не слишком их жаловали. В начале царствования Екатерины II масоны пользовались определённым влиянием, но в 1770-е годы она остывает к масонству. По-видимому, это было связано с контактами российской масонской верхушки со шведскими ложами, что показалось подозрительным российской императрице. Екатерина, старавшаяся во всём следовать заветам Петра Великого, считала неэтичными контакты с подданными Швеции, побеждённой Петром на полях сражений Северной войны.
У масонов в Петербурге и Москве начинаются проблемы, но Риги эта смена отношения не особенно коснулась. Здесь ложи продолжают собираться по заведённому распорядку. Большие надежды масоны возлагали на императора Павла, но они не оправдались.
Известная либерализация произошла при Александре I, но в конце своего царствования в 1822 году император выпустил предписание шефу министерства внутренних дел графу Кочубею под названием «Об уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». Последний удар по масонам в Российской империи нанесли репрессии Николая I после восстания декабристов в 1825 году.
По архивным документам, хранящимся в латвийских архивах, можно проследить, как после 1822 года люди, претендовавшие на высокие государственные должности, писали объяснительные, что не имеют ничего общего с масонами.
Такое заверение был вынужден написать генерал-суперинтендент лютеранской церкви Карл Готлиб Зонтаг. И это не просто бюрократический произвол николаевской эпохи. В начале своей карьеры Зонтаг действительно был масоном и выступал за освобождение крестьян и всеобщее равенство перед законом.
— Кто из видных местных деятелей был масоном?
— Отцами-основателями латвийского масонства следует считать рижских купцов Иоганна Дитриха фон дер Гайде и Иоганна Цукербекера, в 1750 году вступивших в Петербурге в ложу, основанную министром при российском дворе датчанином бароном Мальцаном. Цукербекер стал первым мастером рижской ложи, заседания которой проходили у него прямо на дому.
К масонам принадлежали Гарлиб Меркель и, возможно, генерал-губернатор балтийских провинций маркиз Паулуччи.
В рижскую ложу входил участник движения «Бури и натиска» Иоганн Готфрид Гердер, с 1764 по 1769 год работавший адъюнктом в Домской школе.
Масонский след присутствует в рижском книгопечатании. Печатавший работы Канта знаменитый издатель Иоганн Фридрих Гарткнох был масоном и жертвовал большие суммы на братские дела. Многие масоны были связаны с первым рижским клубом — обществом «Муссе», учреждённым бароном Фитингофом. Мне посчастливилось найти в архиве непроданные билеты на концерты в «Муссе». Входили ли в число масонов Кант или Вагнер, позднее ставший капельмейстером Первого рижского театра, расцветшего под эгидой общества «Муссе», точно неизвестно.
Пожалуй, наиболее колоритным рижским масоном был ректор Домской школы Карл Снелл, написавший труд «Балтийские провинции Российской империи» (1794). Членство в масонах не мешало ему быть отчаянным игроком, залезать в долги и при наличии семьи менять любовниц…
Вконец запутавшись в долгах и связях, он сбежал к жене в Германию, где написал книгу, яростно критикующую порядки в Прибалтике. В ней Снелл сравнивает положение местных крестьян с рабством в Америке. Эта книга получила широкое распространение в Западной Европе.
Масонский интерес
— Насколько членство в ложе могло способствовать продвижению в чинах и лоббированию того или иного начинания?
— При смене общегосударственной политики принадлежность к масонам могла доставить неприятности, как в случае с Зонтагом. Но в ряде случаев товарищи по «клубу» могли оказать поддержку. Например, когда Гарлиб Меркель написал своих «Латышей», поначалу его смелый трактат встретили достаточно критически. Но вот проходит некоторое время, и появляется всё больше хвалебных оценок.
Состоявший в берлинской ложе Меркель с самого начала очень плохо писал о Наполеоне, и когда в 1806 году возникает угроза взятия Берлина, он возвращается домой, в Лифляндию. Членство в рижской ложе явно поспособствовало успеху «Латышей», написанных в духе масонских идей.
Хотя момент протекции со стороны товарищей по ложе не стоит переоценивать. В кодексе поведения говорится, что если между масонами, чиновником и предпринимателем, возникают контакты по бизнесу, им следует руководствоваться интересами не брата-масона, а государства. То есть действовать по справедливости.
— Как насчёт принятия в ложи самих латышей, за которых заступился Меркель в своём масонском трактате?
— В Латвийском историческом госархиве хранятся списки членов лож, где среди немецких, английских, русских и голландских фамилий встречаются латышские. Например, представители семьи Муйжелей, бывшие первыми латышскими предпринимателями наряду со Штейнгауэрами. Последних я в списках не нашёл, а вот Муйжели входили в ложу «У меча».
Как правило, интересоваться масонскими идеями могли позволить себе только зажиточные и образованные люди, которые появились среди латышей во второй половине XVIII века.
— Какова роль масонов в принятии важных решений? Или это главным образом был элитарный клуб с элементами ритуала и маскарада?
— Что на самом деле происходило, что обсуждалось, сейчас сказать сложно. Но по историям лож и мемуарам отдельных людей можно понять, что для них было важным. Прежде всего — развитие системы образования в Риге. А началось всё с благотворительности: поддержки талантливых детей из малообеспеченных семей: им помогали получить высшее образование в западных университетах.
Построили и открыли школу на том месте, где сейчас стоит Новая Гертрудинская церковь. Однако масонских финансов на её содержание хватило ненадолго. Так что рижские масоны не отличались особыми богатством и влиянием.
— Как насчёт отмены крепостного права по инициативе генерал-губернатора прибалтийских губерний маркиза Филиппо Паулуччи? Просматривается ли здесь масонский след?
— Идея равноправия — ключевая для масонов. Хотя часто утверждают, что Паулуччи был масоном, прямых доказательств я не нашёл. Точно известно, что к масонам принадлежали Зонтаг и Меркель. Говорили ли они об этом на ложах? Сомневаюсь. Потому что на ложе говорить о политике запрещено.
«У меча» и у руля Латвийской Республики
— После того как в Российской империи масоны, как и иезуиты, оказались под запретом, какая-то часть продолжала действовать нелегально, в основном на базе западноевропейских лож.
Они смогли возобновить свою деятельность только в начале XX века с разрешения Николая II. Говорят, что до революции в одну из российских лож входил второй президент независимой Латвии Густав Земгалс.
Хотя отдельные депутаты Государственной Думы и даже глава Временного правительства Керенский были масонами, все разговоры о серьёзной роли масонской организации в Февральской революции 1917 года — сильное преувеличение.
В межвоенной Латвии возрождается система традиционных лож, включая «Полярную звезду», в Лиепае действует преимущественно немецкая ложа «У якоря», а в Риге создаётся латышская ложа Jaannuguns («Янов огонь»)…
По сведениям историка Айвара Странги, в последнюю входили рижский городской голова Альфред Андерсонс, руководитель Рижского Латышского общества Андрейс Красткалнс, знаменитый оперный певец Адольф Кактиньш, судья Екаб Гротс. На заседаниях частенько присутствовали дипломаты ЛР, вступившие в ложи за пределами Латвии. Так, будущий министр иностранных дел Вилхелм Мунтерс стал масоном в Стокгольме в 1929 году.
Когда с 1931 по 1933 год министерство иностранных дел возглавлял Карлис Зариньш, поговаривали, что у руля внешней политики стоят масоны. Однако после переворота Карлиса Улманиса в мае 1934 года масонство в Латвии сошло на нет. Тем более о масонах не могло быть и речи при Сталине и Гитлере…
Очередное возрождение начинается после восстановления независимости, когда активизировались контакты с Западом. Сегодня ведётся дискуссия, было ли масонство восстановлено в Латвии сознательно по западному плану или так получилось естественным образом. Как бы то ни было, сегодня масоны зарегистрированы как общественная организация, типа Ротари-клуба.
— В чём смысл существования современного масонства?
— Как и прежде, основным событием ложи является ритуал. Конечно, при желании всё это можно назвать маскарадом, но на каждой ступени, в каждом градусе запечатлены и акцентируются общечеловеческие ценности. Будь честен, люби свою родину, соблюдай законы, помогай слабым — этими принципами руководствуются масоны. При этом основной целью сегодня, как и вначале, остаётся самосовершенствование, опирающееся на ритуалы, носящие воспитательный и очищающий характер.
— Много ли сегодня в Латвии лож?
— В Латвии сегодня где-то пять лож, из которых три наиболее влиятельные. В одну, работающую на английском, в основном входят дипломаты и предприниматели-иностранцы.
Две исторические ложи, «Полярная звезда» и Jaannuguns, работают по шотландскому ритуалу.
Ещё одна — по йоркскому ритуалу: «У якоря» в Лиепае, и ещё одна, «У меча» в Риге, — по орденской системе. Ещё есть одна нерегулярная, придерживающаяся французской системы. Но представители лондонской системы обычно не дружат с французами.
— Вы сами масон?
— Да. Я вхожу в ложу «У меча». Возможно, кто-то считает, что такое признание может повредить его карьере. Лично у меня с этим нет проблем.
— Есть ли масоны среди представителей власти?
— Это обычный вопрос, на который я не имею права отвечать. При желании можно говорить о своей принадлежности к масонам, но не о других братьях.
=====================
Здесь встречались масоны
Если на Западе у лож, как правило, были постоянные резиденции, то на территории Латвии встречи обычно проходили в домах наиболее состоятельных членов.
Одним из главных рижских масонских объектов является дом богатого торговца и видного масона Иоганна Цукербекера на улице Пейтавас, 9/11, в Старом городе. Это здание легко узнать по фасаду с гербом с сахарными головами («Zukerbecher» по-немецки — «сахарная голова») и масонским символам: циркуль и треугольник.
Рижские масоны середины XVIII — начала XIX века проводили досуг в обществе «Муссе» на сегодняшней улице Р. Вагнера, основанном бароном и видным масоном Отто Германом фон Фитингофом.
В межвоенный период заседания лож проводились в здании Малой гильдии на ул. Амату.
Игорь ВАТОЛИН.
Scorpions на арене Следующая публикация:
Куда пойти с ребёнком 13-19 ноября