«Суббота» побеседовала с писателем Захаром Прилепиным о героях нашего времени, количестве дебилов в обществе, наших прихотях и похотях, шабаше в шоу-бизнесе, культе денег и современной пошлости.
Безусловно, Прилепин один из самых талантливых современных писателей и блестящий острый публицист. Недавнее его эссе «Почему я не либерал» буквально взорвало социальные сети. В декабре он приедет в Ригу на творческую встречу с читателями по приглашению Русской библиотеки имени Николая Задорнова.
* * *
— Захар, наша газета начала конкурс сочинений для старшеклассников «Герой нашего времени». А для вас это кто?
— У меня в романе «Санькя» как раз показан такой герой. Если говорить о русской литературной традиции, то герой нашего времени не всегда положительный персонаж. Не всегда образец поведения. Русские писатели в качестве героя часто показывали людей, так скажем, сомнительного толка, неоднозначных. Печорин, Базаров… Часто это был человек с некими странными, агрессивными качествами. Скорее антигерой даже… Типаж.
Если же говорить о сегодняшнем дне и в положительном смысле, то это нормальный молодой человек, который не произносит грязных слов и не злобствует, не употребляет слов «Рашка» и «совок» по отношению к своей стране, пытается жить в этой стране, плодиться и размножаться и отвечать не только за себя, но за всё происходящее здесь. Вот это и есть герой нашего времени.
— А таких много? Если в процентом отношении говорить…
— Их всегда было мало. Один процент — это уже хорошо. Если пять процентов, то они могут страну перевернуть и сделать сверхрывок. Но если их становится меньше в общей критической массе, то пиши пропало.
«Конфликтуйте! Спокойно только на кладбище!»
— Сегодняшняя беда — расслоение в обществе. Непримиримость, агрессивность. Бедные-богатые, местные-приезжие, белые-красные… Вы много пишете на эту тему. Что дальше-то? Как-то ведь надо консолидировать общество, искать точки соприкосновения, осмысливать?
— Осмысление происходит постоянно. То, что в обществе конфликт, — тоже нормально. Общество должно конфликтовать. Это залог развития мысли и каких-то благих социальных потрясений. Ничего нет в этом ни дурного, ни удивительного.
Какие-то споры, драки, какие-то идеологические всполохи — они все случаются, пока мы живы. Спокойно только на кладбище.
Как консолидировать? Если есть пространство для той же самой национальной идеи, оно должно находиться в сфере демографии — в сфере воспитания и образования детей. Это важно для России, я за Россию отвечаю сейчас. Если у нас лет через десять будет 25 процентов образованных юношей, всё наладится. Если сверхзадачей государства будет немедленно запустить программу поддержки детства и материнства, это может нас спасти. Вот национальная идея. Вместо того чтобы делить страну на белых, красных, консерваторов, либералов и так далее.
— Будет ли это? Пока что ощущение такое, что преобладает бескультурье, и серость искусственно насаждается — на телевидении, в кино, везде…
— Они просто зарабатывают деньги. Не то что бы кто-то был сильно заинтересован в колоссальном количестве дебилов, но весь шоу-бизнес, все масс-медиа построены на потворстве человеческим слабостям, прихотям и похотям. Государственная задача — прекратить весь этот шабаш. Но на это должен быть очень сильный запрос общества — избавить детей и самого себя от ада пошлости, который нас окружает. Но запрос ещё не сформулирован. Люди кормят своими душами эту машину.
— Что здесь можно сделать?
— Все эти разговоры о поэтапном развитии ни к чему не приведут. Люди как делали деньги, так и будут делать на оскотинивании нации. Потому что кому-то важно это бабло. За деньги продаётся всё.
Мы говорим о душе, о важных вещах, что-то делаем, но результаты близки к нулю… Поэтому если действовать, то кардинально.
Всё идёт от семьи
— Почему сегодня дети не читают? И как вы приучаете своих детей к хорошим книгам?
— У меня четверо детей. Надо, чтобы в доме книги были. Это во-первых. Надо,чтобы родители детям их читали. Это во-вторых. Надо, чтобы радость была, узнавание, удивление у ребёнка от книг. Ему ещё полтора года, а он уже радуется. Нельзя замещать чтение играми, мультиками и всем остальным.
Но главное — всё идёт от семьи. Когда взрослые не читают, и дети не читают.
У нас есть пресловутая убеждённость, что мы живём в век информации, что мы каждый день узнаём что-то новое. Это иллюзия. Потому что живём мы в век информационного хаоса, который нас охватил. Потребляем огромное количество совершенно ненужной информации, выпадаем из культурного пространства, сидим в социальных сетях. И уже появляется убеждение, что это невероятно важно, что это и есть реальная жизнь.
Вот с этим тоже надо разобраться. Понять и взрослым, и детям, что мир, где всякий имеет право говорить, что угодно, любой бред, в конце концов обрушит наше сознание.
— Социальные сети и Интернет — неконтролируемое пространство. Иногда поток злобы просто захлёстывает…
— И пошлости тоже, и неадекватности, конечно. Но есть же какие-то ориентиры нормальные. Нужно на них ориентироваться. Действительно, свобода — тиран, управляемый нашими прихотями. Мы живём под управлением прихотей.
Это характерно не только для России, а для всего современного мира, в котором рассыпаются все представления о добре и зле.
Что читать?
«Суббота» попросила Захара Прилепина назвать пять современных книг, которые он рекомендует прочитать
Писатель N1
Александр Терехов. «День, когда я стал настоящим мужчиной»
— Совершенно замечательные рассказы, написанные на каком-то уже нереальном уровне мастерства. Книга о том, что происходит с нами, с нашими детьми, с нашими душами. Сегодня это писатель номер один в России.
Иоанн Кронштадтский против Льва Толстого
Павел Басинский. «Святой против льва»
— Автор написал вторую часть после романа «Бегство из рая». «Святой против льва» — это история вражды Иоанна Кронштадтского и Льва Толстого. Крайне любопытная книга. Актуальна и для нашего времени и даёт возможность понять, что тогда происходило. Очень важные вещи можно в голове уложить, касающиеся православия, толстовства — всего, что важно по сей день.
Мужчины первые и вторые
Денис Гуцко. «Бета-самец»
— Роман о современности. Есть альфа-самцы, они всегда первые. И есть бета-самцы — всегда вторые. Герой романа неожиданно становится первым. Это отличный типаж мужчины, очень точно передано психологическое состояние.
Крепкий роман
Сергей Шаргунов. «1993-й»
— Автор сделал, наверное, даже для самого себя неожиданную попытку написать роман реалистического толка. Неожиданную, потому что Сергей известен как постмодернист, такой витиеватый и остроумный. И вдруг написал такой простой реалистический в хорошем смысле роман. С удовольствием рекомендую эту книжку.
Шедевр десятилетия
Евгений Водолазкин. «Лавр. Неисторический роман»
— Книга только что получила литературную премию «Ясная Поляна». И это лучший роман, наверное, прочитанный мной за десятилетие. Можно сказать, что появился шедевр.
Для детей
— Рекомендую детских писателей Андрея Усачёва и Артура Геваргизова. Мы все их книжки покупаем и читаем детям.
Алессандро Ристори — крестник Челентано Следующая публикация:
Как я похудела на 55 кг без диет. Пошаговое руководство