«Суббота» побывала на Мосфильме на съёмках нового фильма Владимира Хотиненко по роману Достоевского «Бесы»
Похоже, это уже стало нашей доброй традицией — заглядывать на съёмки каждого нового фильма режиссёра Владимира Хотиненко, с которым Субботу» связывают очень тёплые дружеские отношения.
Так, два года назад мы по случайному совпадению оказались на «Мосфильме» именно в тот момент, когда Владимир Иванович снимал ключевые сцены фильма «Достоевский», в которых работали Евгений Миронов и Чулпан Хаматова.
А в октябре этого года, уже по предварительной договорённости, мы приехали на предпоследний съёмочный день фильма «Бесы». Что тоже символично, поскольку наша «Суббота» была первой из СМИ, кто сообщил о начале съёмок, а Владимир Иванович рассказал нам о результатах проб на главные роли в этой картине.
Ну а сейчас именно в тот день, когда мы приехали, в одном из эпизодов картины снимали рижанку — актрису молодёжного театра «Общество свободных актёров» Светлану Столярову.
— Сегодня день рижан! — прокомментировал Владимир Иванович.
— Ригу мы очень любим, — подхватила мысли супруга кинокритик и редактор фильма Татьяна Яковлева. — Мы же даже планировали снимать отдельные эпизоды «Бесов» у вас в Риге, в тихом центре. Но, к сожалению, не удалось реализовать эту идею.
На съёмочной площадке «Бесов» царит удивительно тёплая, семейная атмосфера — здесь все, начиная от костюмеров и рабочих, ставящих декорации, до режиссёра и актёров, относятся друг к другу с особым вниманием.
Когда звучит волшебное «Мотор, камера!» и Владимир Иванович командует: «Тишина!» — все одновременно делают глубокий вдох и буквально замирают, пока на площадке работают артисты.
На «Бесах» Хотиненко впервые работает с главным оператором Денисом Аларконом-Рамиресом — обладателем «Золотого орла ‘2013» за лучшую работу оператора (фильм «Шпион»). Аларкон-младший — сын супруги Хотиненко Татьяны Яковлевой от её первого брака с легендарным чилийским кинорежиссёром Себастьяном Аларконом (с которым мы уже знакомили наших читателей).
К слову, Дениса сегодня называют одним из ярчайших представителей нового поколения российских операторов. Ему удаётся гармонично соединять наработки классической кинематографической школы с самыми актуальными современными мировыми тенденциями и технологиями.
А в главных ролях Хотиненко, как обычно, снимает самых талантливых: Максима Матвеева (Николай Ставрогин), Надежду Маркову (мать Ставрогина), Игоря Костолевского (Степан Верховенский), Александра Галибина (губернатор фон Лемке), Антона Шагина (Пётр Верховенский), Марию Шалаеву (хромоножка).
Не сомневаемся, что «Бесы» Хотиненко откроют нам и новых звёзд. На несколько основных ролей Хотиненко пригласил ещё никому не известных артистов. И главную женскую роль, Лизу, в фильме играет молодая русская актриса из Норвегии Иванна Петрова. Девушка с очень интересной и неординарной внешностью.
А одного из своих постоянных актёров Сергея Маковецкого, который изначально не должен был участвовать в «Бесах», Хотиненко снимает в роли следователя Горемыкина — героя, отсутствующего в романе Достоевского. На самом деле этот человек — абсолютно реальное лицо. Именно он действительно занимался расследованием дела революционера Нечаева, которое и легло в основу сюжета «Бесов».
Фёдор Михайлович писал свой роман по следам газетной хроники — про историю, случившуюся в одном из провинциальных российских городов, где было создано революционное террористическое движение, обернувшееся чередой жестоких политических убийств.
Верховодил молодыми террористами Нечаев. В романе Достоевского — Пётр Верховенский. Человек без стыда и совести.
У каждого свои «Бесы»
«Бесы» Хотиненко станут уже пятой по счёту попыткой экранизировать роман Достоевского. Первая картина «Бесы» была снят в России… в 1915 году! До наших дней эта лента не сохранилась.
Вторую попытку предпринял легендарный Анджей Вайда, который снял свой фильм по пьесе Камю «Одержимые», написанной, соответственно, по мотивам романа Достоевского.
В 1992-м за «Бесов» взялся режиссёр Таланкин — эту картину на прошлой неделе показывали в рамках Дней русской культуры в Латвии. В 2006 году свою киноверсию романа Достоевского выпустил режиссёр Ахадов. Но, как признают все эти режиссёры, удачных картин у них не получилось.
Владимир Иванович о работе над «Бесами» даже не помышлял. Говорит, что зарекался экранизировать классику. Но когда телеканал «Россия» всё-таки предложил ему взяться за эту ленту — не смог отказаться от возможности ещё раз прикоснуться к Достоевскому.
— Мой друг Сергей Гармаш говорил мне: «Не берись — это вещь закрытая!» Его слова у меня в голове постоянно стучат… Но я взялся. Об одном могу сказать точно. Основная ошибка, когда берутся снимать или ставить произведения Фёдора Михайловича, — это угрюмость. А у Достоевского есть очень много смешного и красивого.
Не случайно в «Идиоте» он говорит: «Красота спасёт мир», — а в «Бесах» — «некрасивость убиет мир».
Владимир Иванович признаётся, что «Бесы» очень сложны для экранизации. Поэтому приходится искать необычные сюжетные ходы и яркие изобразительные средства. Такие, например, как бабочка — символ смерти.
В начале фильма она слетит с иконы, когда к ней подойдёт Николай Ставрогин. А в конце картины… Стоп, это уже секрет!
Про людей и города
По словам всех членов съёмочной группы, проект «Бесы» — настоящий подарок для актёров.
Максим Матвеев, исполнитель роли Ставрогина, по секрету сознался, что за полгода до того, как Хотиненко пригласил его на пробы, он спонтанно записал в своём дневнике, что мечтает сыграть именно Ставрогина. Записал — и забыл. А мечта тем временем реализовалась.
Сам Владимир Иванович на вопрос о том, почему он выбрал на главную роль именно Матвеева, с улыбкой начинает перечислять достоинства Максима:
— Во-первых, он необычайно красив. А в своих записных книжках Достоевский писал про Ставрогина, что он обворожителен, как демон. Во-вторых, красавчиков-то много, а талантливых из них — единицы. А Матвеев — талантливый. И кроме того, ещё он ответственный и очень серьёзный человек.
Съёмки картины проходили в павильонах «Мосфильма» и на улицах Костромы. Говорят, что такого масштабного кинопроекта этот город не помнил, пожалуй, с восьмидесятых, когда Эльдар Рязанов снимал здесь «Жестокий романс».
Хотиненко снимал в Костроме самые массовые эпизоды «Бесов». Одних статистов было задействовано 200 человек. Кстати, на самом деле Кострома играла роль Твери, где и происходит действие романа.
Просто настоящая Тверь для кино не подошла, поскольку памятников архитектуры там почти не осталось. А в Костроме положили на асфальт резиновую булыжную мостовую — вот вам и XIX век.
О чём фильм?
— «Бесы» — это роман о болезни русской души, — говорит Хотиненко. — Суть этой болезни — в борьбе за идеал между верой и безверием.
Вот что такое бесовство? Это всё то, что разрушает красоту мира, смешивает добро со злом, верх с низом.
На эту тему есть гениальное определение: «Дьявол начинается с пены на губах ангела, доказывающего свою правоту». Это невероятно точно! Я даже взял бы эту фразу в качестве эпиграфа к нашему фильму.
Достоевский вообще был первым человеком, который исследовал человеческую душу до дна. Я лично, читая его романы, буквально физически слышу звук ложки, которой он скребёт по дну души.
Я очень надеюсь зацепить этим фильмом хоть небольшую часть молодёжной аудитории. И надеюсь, что в нём они смогут расслышать: «Один из самых действенных соблазнов зла — это призыв к борьбе». Это уже изречение Кафки.
На сегодняшний день съёмки «Бесов» уже окончены. Нынче в разгаре другой этап работы над фильмом — монтаж. Премьера картины намечена на вторую половину 2014 года на телеканале «Россия».
Как сбываются мечты
Рассказ рижской актрисы Светланы Столяровой о том, как она попала на съёмки к Владимиру Хотиненко благодаря Александру Адабашьяну и «Субботе»
— Всё началось с того момента, когда в рамках проекта медиа-клуба «Формат A3» я познакомилась в Риге с режиссёром Александром Адабашьяном. За что отдельное спасибо вашей «Субботе».
Самое интересное, что о приезде Адабашьяна я узнала слишком поздно и когда подала свою заявку о желании участвовать в этой встрече, мне прислали отказ: мест нет! Выручил мой знакомый, который зарегистрировался на мероприятие несколько раньше. Он и уступил мне своё место.
После встречи я подошла к Александру Артёмовичу, представилась. Он расспросил меня, из какого я театра, что играю. Так и разговорились. Я призналась, что очень хочу сниматься в кино. Он поинтересовался: «А у какого режиссёра ты хотела бы сниматься?» Я говорю: «Хочу к Владимиру Ивановичу Хотиненко».
Потому что помимо фильмов я пересмотрела всё интервью с семьёй Хотиненко. Они меня буквально пленили своими рассуждениями, мыслями.
Александр Артёмович оставил мне свой телефон и сказал звонить, когда приеду в Москву. А когда я ему позвонила, он меня буквально огорошил: «Хотиненко как раз снимает «Бесов» — почему бы тебе не попробовать?»
И позвонил жене Владимира Ивановича, спросил, не найдётся ли для меня какой-то маленький эпизод. Потом я пошла на «Мосфильм», оставила там свои фотографии. А через небольшой период времени мне перезвонили и предложили сняться в массовке.
Я сказала, что мне совершенно без разницы, какую роль играть, поскольку я просто хочу посмотреть, как снимается большое кино, как работает режиссёр. И в результате мне предложили сняться в эпизоде с главным героем, которого играет Максим Матвеев. Я была невероятно счастлива и даже прилетела на съёмки на самолёте.
А когда на меня надели платье с кринолином, я почувствовала себя дамой. Это было так прекрасно! Поскольку в таком наряде ты ничего не можешь делать сама — ни дверь открыть, ни поставить себе стул, — за тобой сразу начинают ухаживать мужчины.
Ещё так получилось, что съёмок своего эпизода я ждала очень долго — практически весь день. Но я нисколько не устала, потому что получила колоссальное удовольствие от наблюдения за тем, как работала съёмочная группа.
Во-первых, я в первый раз в жизни увидела режиссёра, который каждую сцену проживает вместе с актёром. Во-вторых, я буквально любовалась взаимоотношениями Владимира Ивановича с супругой Татьяной. И Денис Аларкон — совершенно замечательный. И вся команда!
В сценарии я сначала была прописана просто как дама. Потом оказалось, что у этой дамы есть имя. А затем Владимир Иванович подошёл ко мне и сказал: «Вот, возьмите текст и выучите его». В итоге моя героиня произносила целую фразу.
Посмотрим, останется ли этот эпизод в фильме, но если я появлюсь даже на две секунды в фильме у Хотиненко — для меня как актрисы это огромное счастье. И огромный опыт.
Безумный мир Следующая публикация:
Тюрьма вместо выигрыша