Что ждёт Латвию, если будет принято решение о сносе монумента Освободителям в Задвинье
Недавно задумался: ведь Латвийская Республика одних только памятников Ленину уничтожила около сотни! А если прибавить к ним коммунаров, Стучку и прочих, то сотня поверженных монументов точно получится. Гораздо больше, чем снесла советская власть латышских памятников.
Вероятно, это можно объяснить тем, что латыши — по сути своей язычники. И придают большое значение силе камней. Почти в каждой волости есть главный камень, которому местные жители поклоняются. Понятно, что ими двигало простое желание — убрать камни, символизирующие ненавистную оккупацию, разбить духовные оковы. И верилось, что после этого жизнь наладится и будет всем счастье. В первую очередь, конечно, представителям титульной нации.
Влияние на подсознание
Именно этой логикой и можно объяснить непрекращающиеся нападки на памятник Освободителям в Пардаугаве — последний крупный монумент, оставшийся с советских времён. И посвящённый советским воинам.
Нападки самые серьёзные. Все помнят, как 6 июня 1997 года ночью в результате взрыва, осуществлённого членами организации «Перконкрустс», памятнику Освободителям был нанесён серьёзный ущерб. Оба исполнителя, в том числе лидер организации Валдис Раупс, погибли при взрыве. А руководитель организации Игорс Шишкинс отсидел в местах лишения свободы два года восемь месяцев.
28 октября 2006 года ночью неизвестные злоумышленники испачкали монумент краской.
Памятник неоднократно предлагали перестроить: добавить в композицию монумента несколько экспонатов из Музея оккупации, сзади соорудить Стену плача с фамилиями всех жертв оккупации… Утверждалось, что средств на это потребуется совсем немного.
«Мы установим металлические стенды с надписями на разных языках, они расскажут, что случилось после «освобождения» Латвии… Это символ оккупации, который влияет на наше подсознание», — говорил пресловутый Александрс Кирштейнс, ныне депутат Рижской думы.
28 апреля 2009 года представители латышской интеллигенции направили открытое письмо тогдашнему президенту Валдису Затлерсу с просьбой не допустить восстановления исторической надписи «Освободителям Советской Латвии и Риги» на памятнике Освободителям в Задвинье. Открытое письмо подписали 232 человека.
Пророчество Шноре
Ну и, конечно, эти политики никогда не отказывались от мысли снести памятник. Бывший мэр Марис Пургайлис («ТуБ»/ДННЛ) сожалел, что не успел это сделать, и его товарищи по партии ставили это ему в вину. Тот же Кирштейнс считал, что по этому поводу необходимо провести референдум среди столичных жителей. Другие начали собирать подписи на различных интернет-порталах.
«Снос памятника Освободителям в Задвинье — это вопрос исторической справедливости. Со временем монумент обязательно ликвидируют», — заявил газете NRA автор печально известного документального фильма «Советская история» Эдвин Шноре. Отвечая на вопрос, проголосуют ли когда-нибудь политики за снос монумента, так называемый историк сказал: «Это только вопрос времени. Через годы я его там не вижу».
В прошлом году стало известно о сборе подписей под петицией под названием «Снести памятник Победы и запретить коммунистические символы» на сайте peticijas.com. «Если свалки это отказываются принять, тогда единственное подходящее место этому столбу — российско-латвийская граница. Памятник подойдёт в качестве пограничного столба», — было сказано в петиции. Её автор пожелал остаться неизвестным. «Не поймите неправильно, но мне очень нравится жить», — пояснил он.
Гораздо больше известно о сборщиках подписей на сайте ManaBalss.lv. Авторы этой инициативы в прошлом году выступили с проектом переоборудования площади Победы в Риге. Дело в том, что такое название этой площади дал Карлис Улманис. В честь победы на войсками Бермонта в 1918 году. Диктатор собирался построить там трибуну для праздников песни, плац для парадов, аллею Победы десятиметровой ширины, башню Победы высотой 60 метров, на которой зажигался бы огонь Победы, воздвигнуть монументальные скульптурные композиции. Для этого на площади устраивались субботники, собирались народные пожертвования, проводилась лотерея. Однако Карлис не успел.
Инициативная группа хочет этот проект воплотить в жизнь и собирает подписи, чтобы внести соответствующую инициативу в Сейм. За первый месяц проект «обновления парка Победы» в Риге на портале ManaBalss.lv поддержали 905 человек. Его авторы: Роберт Крастиньш, Эмиль Гайлис и Марис Рукс. Последний — доктор филологии и знаменит тем, что написал книгу «Подрывники». О героях, погибших при попытке взрыва памятника.
Таким здесь не место
Инициативу по изменению парка Победы поддержал парламентский секретарь министерства обороны Вейко Сполитис. Но постепенно первоначальная идея отошла на второй план, и сейчас говорится в основном только о сносе существующего памятника. Что совершенно понятно: архитектурный проект 1936 года морально устарел и выглядит весьма претенциозно. Да и мало кто его видел.
Зато к этому месяцу через портал ManaBalss.lv собрано уже свыше 10 000 подписей за инициативу сноса памятника Освободителям Риги. А как известно, в случае сбора такого количества подписей инициативу можно передавать на рассмотрение в Сейм.
Мэр Риги Нил Ушаков вновь назвал это полным бредом и провокацией. По его словам, снос монумента Освободителям недопустим, поскольку может способствовать возникновению в стране напряжения. И заявил, что ни одного памятника в столице снесено не будет.
А министр юстиции Янис Борданс из «Национального объединения», наоборот, сказал, что памятнику оккупационной власти нет места рядом с Национальной библиотекой. Кстати, министр вовсе не настаивает на воплощении улманисовского проекта, он согласен и на стадион.
Известна также позиция президента Андриса Берзиньша, который против сноса памятника. «Это недопустимо», — заявил Берзиньш, выступая в эфире телепрограммы «Без цензуры» в мае.
Уроки Таллина
Президент, конечно понимает, что грозит стране в случае демонтажа памятника Освободителям, защищённого межгосударственным договором. И речь даже не о народных волнениях.
Вспомним пример Эстонии. Где был перенесён так называемый «Бронзовый солдат» — памятник советским воинам. Который сначала хотели просто снести. А вот что было после:
- Крупные российские сети супермаркетов прекратили продажу товаров, произведённых в Эстонии.
- Государственная дума РФ потребовала от правительства ввести против Эстонии экономические санкции. Некоторые предприниматели самостоятельно стали вывешивать на дверях магазинов надписи «Здесь не продаются эстонские товары». Газета «Комсомольская правда» призвала граждан к бойкоту эстонских товаров.
- Российский союз туриндустрии объявил о снижении спроса на поездки в Эстонию. Эстонским туроператорам пришлось отменить рейсы в Россию из-за невозможности обеспечить безопасность автобусов и пассажиров.
- ОАО «Российские железные дороги» объявило о прекращении поставок нефти в Эстонию, объяснив это ремонтом.
- Владелец крупнейшей кондитерской фабрики в Эстонии Kalev Оливер Крууда заявил, что российский бизнес отказался закупать продукцию его компании.
- Правление «Эстонской железной дороги» приняло решение о сокращении 200 рабочих (8,5 процента персонала), большинство — на линии Таллин — Нарва. Основная причина — падение грузопотока.
- Компании «Северстальтранс» и «Акрон» заявили о приостановке своих инвестиционных проектов в Эстонии из-за демонтажа «Бронзового солдата».
- Затраты эстонского государства на перенос монумента и ликвидацию последствий сопровождавших его беспорядков составили около 70 миллионов крон (4,5 миллиона евро).
По мнению ряда экономистов, общие потери для Эстонии в результате событий вокруг «Бронзового солдата» оцениваются в сумму более семи-восьми миллиардов крон в год (около 514 миллионов евро).
Для Латвии последствия аналогичных действий могут стать более печальными и ощутимыми.
Однако сторонники сноса памятника Освободителям считают, что именно он «создаёт ненужную конфронтацию и культивирует противогосударственную активность». «Очевидно, что большая часть людей, идущих к памятнику Победы, жаждет провокаций», — сказал в интервью Карлис Бумейстерс, ведущий новой исторической программы LTV1 под красноречивым названием «Лаборатория лжи».
По такой логике, если памятник снести, то нацменьшинства присмиреют, сразу наступят тишь и благодать, экономическое процветание, повысятся пенсии и все латыши вернутся из Ирландии. Потому что будет сокрушён главный Символ Зла. Который-то и не давал стране процветать. Бедные язычники, какое их ждёт разочарование! Поэтому надо этого не допустить.
Осень в Брюгге Следующая публикация:
Генеральная уборка жизни