cirk_3

Цирковой детектив: тайны и заговоры вокруг манежа

• 23.10.2013 • СценаКомментариев (0)908

За свои 125 лет Рижский цирк пережил две мировые войны, страсти с поджогом, незаконным получением страховки, тюрьмой, самоубийством, спорным завещанием, загадочной смертью наследника и невероятным количеством судов.

Сегодня у него официально нет хозяев. Но всё это за кулисами. А на манеже — смех и аплодисменты.

Нынешний директор Рижского цирка Лолита Липинска в прошлом была воздушной гимнасткой и акробаткой. С цирком связаны 40 лет её жизни. Никогда ничего не боялась — напротив, «чем выше взлетала, тем свободнее себя чувствовала».

Кто бы мог подумать, что четыре десятилетия спустя эта дама неробкого десятка станет всерьёз опасаться за судьбу вверенного ей учреждения? При том, что сам цирк, невзирая на все перемены и невзгоды, успешно работает и готов этой зимой встретить свой 125-летний юбилей.

Хочется надеяться, что это действительно будет праздник. А пока чехарда со сменой наследников, владельцев и хозяев продолжается. На сегодня к делу подключилось Бюро по борьбе с коррупцией…

Цирковая империя Саламонского

Владельцем и создателем Рижского цирка был Альберт Саламонский — очень состоятельный австрийский гражданин, популярный в России и во всей Европе цирковой наездник и предприниматель.

Свой первый цирк в Берлине Саламонский открыл в 1873 году — ему было 34 года. Решив, что в России перспектив куда больше, он возвёл каменный цирк на Цветном бульваре в Москве. В 1880 году Саламонский построил летний цирк для дачников и их детей в Дубулты, после чего стал присматривать подходящее место в Риге.

До этого стационарного цирка в Риге не было. Представления давали в шапито. Например, в Верманском парке выступали итальянские силачи и конные акробаты из труппы Йозефа Липхарда. Неподалёку в 1888 году Саламонский построил по проекту архитектора Яниса Бауманиса нынешнее каменное здание. Для создания уникальной конструкции купола использовали царские железнодорожные рельсы со специальными заклёпками. Недавние проверки подтвердили его полную надёжность и ныне.

Сегодня Рижский цирк — единственное в Европе цирковое здание, которое, пережив две мировые войны, сохранилось в первозданном виде и работает по своему профилю со дня постройки. Притом у Саламонского были ещё цирки в Берлине, Москве, Одессе, а также шапито в Варшаве, Познани, Копенгагене, Харькове и в других городах Европы.

В 1913 году Саламонский скончался. Его миллионы и Рижский цирк получила горничная его жены Вильгельмина Страупе. Позже она вышла замуж за фокусника Арманда Фаркоча, выступавшего под псевдонимом Брекфорд, который и стал очередным хозяином Рижского цирка.

В 1928 году Фаркоч-Брекфорд построил деревянное здание цирка в Таллине. Увы, тот цирк быстро обанкротился, и владелец, надеясь получить вознаграждение от страховщиков, здание сжёг. Страховщиков обмануть не получилось — пришлось «циркачу» отсидеть пять лет в эстонской тюрьме, после чего Брекфорд покончил с собой.

cirk_4

Роковая дрессировщица собачек

После вхождения Латвии в СССР цирк национализировали. Г-жа Страупе жила неподалёку от своего отобранного наследства — на улице Марияс. В конце 50-х годов она скончалась в возрасте 80 лет. Детей у неё не было.

В СССР Riigas Cirks поступил под протекцию «Союзгосцирка» — мощной и состоятельной организации, объединившей все подобные учреждения братских республик.

Несколько раз поднимался вопрос о строительстве современного здания на 2500 мест. Рассматривался вариант на нынешней площади Узварас — от него отказались, потому что это далеко от вокзала. По второму проекту купол хотели возвести на месте нынешних Spiikkeri — тоже отказались: стало жалко сносить исторические здания складов. В результате цирк остался там, где он есть.

После обретения Латвией независимости претендентами на недвижимость стали дети умерших к тому времени братьев Вильгельмины Теодора и Индрикиса, один из которых ушёл из жизни ещё до написания завещания.

У Индрикиса была дочь Вильгельмина. У Теодора — удочерённая им Лилия, а у той — сын Юрис Бивиньш. Когда начался процесс денационализации, внучатые племянники заявили о своих правах на владение зданием цирка и немалой землёй — 3807 кв. м. Вильгельмина Мангале претендовала на четверть наследства, а Юрис Бивиньш — на три четверти.

Бивиньш объявил о своих правах директору цирка Гунару Каткевичу в начале 90-х. Наследник пожелал участвовать в делах цирка. В присутствии тогдашнего министра культуры Раймонда Паулса договорились, что цирк перейдёт в совместное владение — частное и государственное.

И тут на горизонте возникла бывшая дрессировщица собачек Дзинтра Жилде. Она разыскала Бивиньша и стала уговаривать не делиться с государством. Предлагала свою кандидатуру в качестве профессионала, способного самостоятельно вести дела цирка… А вскоре случилось непредвиденное — наследник погиб в автокатастрофе.

В 1998 году Дзинтра Жилде предъявила завещание, в котором Юрис Бивиньш после смерти дарил ей землю под цирком и объявлял её наследницей своей части здания. Документы были оформлены в явной спешке, без нотариуса. Завещание написали частью на машинке, частью от руки, а подписать его пригласили четверых свидетелей: подругу, соседа и его сына с женой. Самое непостижимое в этой истории то, Юрис погиб через два часа(!) после заключения сделки.

cirk_1

Ничейный цирк

После смерти одного из претендентов на наследство судебные тяжбы вокруг цирка вышли на новый виток.

По решению суда Дзинтра Жилде стала основной совладелицей земли и здания. И тут же вознамерилась перенять управление цирком. По её просьбе суд принял решение арестовать счета и запретил руководству заключать любые соглашения, парализовав работу цирка.

Директор цирка сигнализировал о происходящем тогдашнему премьеру Эйнару Репше и убедил проверить законность документа, благодаря которому Дзинтра Жилде стала совладелицей цирка. Репше просил Генпрокуратуру взять дело в свои руки, что не помешало Жилде быстро заложить здание в Parex Banka. Прокуратура признала завещание законным и приняла решение, что цирк должен Жилде 17 000 латов — аренду в размере пяти процентов кадастровой стоимости земли.

В 2002 году наше министерство культуры сделало ход конём: оспорило акт дарения на том основании, что в начале 90-х Рижскому цирку присвоили статус культурного объекта государственного значения, не подлежащего денационализации (владельцы могли лишь претендовать на компенсацию), — а значит, Бивиньш не имел никакого права дарить скандальной дрессировщице то, что ему не принадлежало.

Тем временем свои права на наследство Юриса Бивиньша заявила его вдова Сармите — она опротестовала выданное им завещание на имя Дзинтры Жилде. В 2005 году Сенат Верховного суда признал завещание её погибшего мужа недействительным и отдал его долю вдове. У Жилде остались лишь права на подаренную ей часть земли. В конечном счёте обе дамы нашли общий язык: дрессировщица собачек поделилась землёй, вдова — зданием, а управлять цирком решили на пару.

В результате последовали ещё нескольких судебных пинг-понгов, когда права на Рижский цирк переходили то частным лицам, то государству. На сегодня в Земельной книге напротив кадастрового номера, связанного с Рижским цирком, воцарилась девственная чистота. Кровные и некровные наследники остались без земли и здания — они претендуют на компенсацию утраченного владения от Рижской думы.

Пока этого не случится, министерство культуры не может вступить в права хозяина: Рижский цирк, как воздушный гимнаст, завис в воздухе. Равно как и сам Минкульт, который лишился главы — Жанеты Яунземе-Гренде.

cirk_5

«Почему мы не искусство?!»

Едва цирку удалось избавиться от настойчивых наследников, как приключилась очередная напасть.

Цирк в числе ряда других госорганизаций решили отдать на приватизацию. Министерство культуры его отстояло наряду с несколькими театрами и Оперой, объяснив, что без госдотаций профессиональному искусству не выжить. Но вскоре судьбу цирка решили пересмотреть…

«Как только стало ясно, что здание и земля наследникам не достанутся, к нам стали проявлять повышенное внимание всевозможные госслужбы, встревоженные сигналами «доброжелателей»: налоговая инспекция, KNAB, трудовая инспекция, пожарное управление, ветеринарная инспекция, защита прав потребителя… — пожаловалась Лолита Липинска. — Все ищут каких-то преступников. И почему-то проверки начинаются в самые напряжённые рабочие дни, когда наша команда работает над запуском новых программ.

Придираются ко всему. Недавно налоговая инспекция нас ругала, что за цирковые номера мы платим как за неделимое произведение искусства, а не как отдельно нанятым на временную работу артистам. Но ведь цирк — это не сборище артистов со всех концов света, а именно номера с идеей, музыкой, реквизитом и занятыми в произведении артистами. Ну почему же цирк у нас не считается искусством?!

Можно лишь догадываться, кто стоит за всем этим беспрерывным прессингом. Но в результате государственными средствами уничтожается целая отрасль — это настоящее рейдерство! Я не пуглива, но в последнее время по-настоящему боюсь и за себя, и за вверенный мне цирк. Наши работники, настоящие энтузиасты своего дела, устали от беспрерывных боевых действий».

cirk_2

Две войны пережили, а мир?

Казалось бы, уникальное здание — единственное в континентальной Европе, пережившее две войны и сохранившее профиль, — необходимо сохранить как культурное наследие. Оформляй европроект и получай золотой дождь. «Только вот что писать в первой же графе — «Собственник»?» — задаётся вопросом Лолита Липинска.

Казалось бы, предельно выгодная география — на границе Запада и Востока. Именно здесь обкатывают все программы, которые едут из Европы в Москву. А для России это престижный и ближайший западный цирк. Публика у нас искушенная и привыкла видеть всё лучшее. К примеру, буквально недавно у нас выступал экстремальный воздушный гимнаст Ласло Симет, который регулярно участвует в программах Cirque du Soleil и открывал Олимпиаду в Лондоне: на воздушном мотоцикле он ехал по проволоке через стадион.

Но высококлассные артисты требуют высококлассного оборудования, которое, в свою очередь, требует денег. У нас же, пока цирк находился в подвешенном состоянии, государство вообще его не дотировало. В 2007 году вдруг одумались — выделили 100 000 латов с обещанием увеличить поддержку. За эти деньги цирк купил подержанные сканеры для световых и цветовых эффектов (сегодня они уже выработали свой ресурс) и поменял искрящую проводку, починил водостоки, лестницы, купил инструменты для живого оркестра…

Мечтали поставить современные кресла, привести в порядок само здание… Но в 2009 году из-за кризиса помощь государства резко уменьшили до 63 000 — это всего шесть процентов бюджета цирка.

«Сегодня правительство рапортует, что кризис мы успешно одолели, но денег не даёт, — делится своими переживаниями Лолита. — Между тем затраты у нас огромные. Пять тысяч латов в год — налог на землю, две-три тысячи латов в месяц — за электричество, две с половиной — три тысячи — тепло, несколько сотен — вода, тысячи — на авторские отчисления. Что уж говорить об артистах, которые преодолевают на пути к нам тысячи километров с реквизитом и питомцами. Например, доставка собак из Москвы в автофуре обходится в 3000 евро. Плюс гонорары, аренда цирковых номеров у больших организаций…

Всё это мы выкраиваем из сборов за билеты, которые надо ещё умудриться продать в условиях отсутствия рекламных бюджетов и катастрофического уменьшения среднего класса. Между тем историческое здание ветшает. В следующем году Рига — культурная столица Европы, а ночью нас вообще не видно: нет даже светящейся вывески».

Казалось бы, из Риги вышли уникальные цирковые артисты и номера. Одна династия дрессировщиков слонов Дементьевых-Корниловых чего стоит! Увы, сегодня их база в России и договор у них с Росгосцирком. Кто-то должен брать на себя ответственность за содержание животных-гигантов. Маленькой Латвии такое не под силу. По той же причине мы не можем позволить себе создание собственных красивых больших программ, которые потом можно было бы выгодно продавать на Запад и Восток.

…Несколько лет назад в Минском цирке провели реконструкцию. Здание закрыли на два года, на время которых государство купило для города большое шапито. А в 2010 году зрителям представили грандиозное современное сооружение с четырьмя манежами-платформами: одна — паркетная, вторая — ледяная, третья — электронная, эстрадная, светящаяся, а для лошадей и хищников — специальный резиновый пол. Манежи спрятаны в нижнем ярусе, и в зависимости от надобности один из них поднимается в зал.

Нам о таких метаморфозах остаётся лишь мечтать. Но и без технических наворотов Рижский цирк умудряется сохранять очень достойную репутацию в мире. «Заявок на IV Международный фестиваль «Золотой Карл» уже не сосчитать — а ведь он идёт в одно время с большими европейскими. Конечно, разрушить или закрыть нас можно легко, — уверена Лолита Липинска. — Но что люди получат взамен? Может, всё-таки стоит побороться? Раз уж две войны пережили, неужели в мирное время не выстоим?!»

P.S. Когда номер готовился в печать, от Лолиты Липински пришла хорошая новость: на приёме у госсекретаря министерства культуры директора цирка обнадёжили, что вверенное ей учреждение властями не забыто, а необходимые деньги постараются найти.

Под знаком львов

С 16 ноября по 14 декабря в рамках большой ежегодной программы «Лучшие цирки мира» зрители увидят шоу «Гигантские морские львы». На арене — лауреаты и победители международных фестивалей артистов цирка в Париже, Монако, Риме, Москве!

  • Морские львы, каждый весом около тонны, под руководством Гаянэ Мартиросян из Московского цирка на Цветном бульваре им. Юрия Никулина.
  • Экзотическое шоу с верблюдами, ламами, карликовыми пони и осликами от неповторимого Мишеля Рогалла из Берлина.
  • Фантастические собаки-фокстерьеры от Рустама Юлдашева с Украины.
  • Непревзойдённые воздушные акробаты Рустама Асадуллина из Московского цирка на проспекте Вернадского.
  • Любимец всех детей мира клоун, фокусник, эквилибрист Рокки из Эстонии.

И другие мастера мирового цирка в программе для всей семьи. А до 3 ноября на арене — «Янтарный сезон» — программа с выдающимися мастерами Восточной и Западной Европы.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *