gaspar_437203

Развесистая клюква о войне

• 26.09.2013 • ИнтервьюКомментариев (0)756

Главный редактор русской службы «Голоса России» писатель и публицист Армен Гаспарян о русских в Латышском легионе СС, украинских палачах Хатыни и мифах об оккупации

  • Кому выгодно сегодня переписывать историю
  • Почему фальсифицируются очевидные исторические факты
  • Существует ли информационная война между Латвией и Россией

В рамках Международного медиа-клуба «Формат А3» в Риге побывал известный московский журналист, главный редактор русской службы радиокомпании «Голос России» Армен Гаспарян.

Автор книг «Неизвестные страницы Великой Отечественной», «Генерал Скоблин. Легенда советской разведки», «ОГПУ против РОВС» и др. Создатель радиопрограмм «Мифы о войне», «Великие битвы великой войны», «Новейшая история», «Территория заблуждений» и др.

На сегодняшний день Гаспарян, пожалуй, один из самых известных российских журналистов, глубоко и всесторонне раскрывающих тему Второй мировой.

* * *

Беседовать с Гаспаряном можно часами — это блестящий собеседник: смелый, эмоциональный, энциклопедически эрудированный. Программы Гаспаряна не раз были посвящены событиям в Латвии, где, по его словам, непрерывно политизируется история и наблюдаются попытки прославления нацизма. Почему это происходит и кому выгодно фальсифицировать неоспоримые факты? Об этом «Суббота» решила поговорить с Арменом Гаспаряном при личной встрече.

* * *

— Армен, в своих выступлениях вы не раз говорили о том, что современная история политизирована до крайности. А может ли история быть вне политики?

— Когда-то это, наверное, было возможным. Но только не сейчас, не в XXI веке. История слишком мощное оружие, а оружие ничьим не бывает, всегда найдётся тот, кто захочет прибрать его к рукам. Сегодняшние историки выполняют заказы определённых политических сил и всеми правдами и неправдами стараются лоббировать ту или иную политическую точку зрения. А потому политизированность истории возрастает с каждым годом.

— Можно ли этот процесс как-то остановить?

— Не думаю. На то есть веские причины: вновь образованным государствам необходимо показать свою государственную идентичность, а на объективной истории её не построишь: обыватель требует ответов на очень сложные вопросы: кто виноват и что делать? В 99,9 процента случаев эти ответы будут ложными, зато попадут в яблочко — а точнее, в политическую цель.

— Вы написали книгу «Неизвестные страницы Великой Отечественной», ведёте программы «Великие битвы великой войны», «Вторая мировая: неизвестные голоса истории», «Мифы о войне» и пр. Почему вас интересует именно этот период?

— На самом деле меня интересует множество исторических тем, и в первую очередь русская военная эмиграция. А вот аудиторию больше волнует Великая Отечественная — это ещё слишком сильно болит. А потому, изучая историю Второй мировой, я пропускаю через сердце каждый день этой войны, каждый документ.

Если наступит такое время, когда я буду воспринимать сводки о расстрелянных людях как информацию, которую необходимо тупо принять к сведению, то я просто завяжу с этим делом.

gaspar_hatinj

А были ли панфиловцы?

— История Великой Отечественной полна фальсификаций. Но, честно говоря, о некоторых событиях совсем не хочется узнавать правду. Например, о том, что войну выиграли штрафбаты, или о том, что 28 панфиловцев не совершали подвига…

— Согласен, фильм «Штрафбат» наделал много шума… Правды в нём ни на грош, ну разве лишь то, что штрафбаты действительно существовали — не только у нас, но и у Гитлера.

Но вот в один прекрасный день режиссёр необычайно светлого ума заявил: «От нас скрывали правду! Сорвём с неё покровы!» И понеслось…

Вечно пьяный командир в исполнении Алексея Серебрякова весь фильм куда-то бежит сломя голову, и, заметьте, нет ни одной серии, в которой он был бы трезвым, — вероятно, собственноручно гнал самогон в чистом поле. Рядом с этим героем-алкоголиком — расхристанный уголовник. Третий персонаж «исторического фильма» — румяный энкавэдэшник, который вообще непонятно, что делает на фронте. Эдакие три былинных богатыря, спасающих мир!

И действительно обидно, что для кого-то эта развесистая клюква стала откровением, великой правдой о войне…

— А подвиг панфиловцев — тоже развесистая клюква?

— Это миф, который придумали наши с вами коллеги-журналисты. На том участке, у села Дубосеково, действительно сражалось подразделение панфиловской дивизии, которое вело кровопролитные бои. На этом историческая правда, увы, заканчивается.

— Для чего же нужно было врать?

— Для поднятия воинского духа. Так была устроена тогдашняя пропагандистская советская машина. Кстати, одной из причин политической несостоятельности СССР, которая привела к его распаду, была роковая ошибка агитпропа, который решил, что нужно всё время бить в одну точку — точку патриотизма.

Вы вспомните, чему вас учили в школе на уроках истории! Тому, что «весь многонациональный советский народ в едином порыве поднялся на борьбу с фашизмом…»

— «…И разбил врага в его собственной берлоге»!

— Да-да, именно так. Но вот рухнул Советский Союз, пришли гласность, перестройка, и о войне стали открываться такие вещи, которые совершенно не вписывались в былую легенду. Это был шок, мощный удар по психике миллионов людей.

Например, нам годами твердили, что Хатынь сожгли немцы. А выяснилось, что фашисты не имели к этому поджогу никакого отношения. Да, у них полно грехов: во время войны были стёрты с лица земли сотни советских деревень, но Хатынь сжёг 118-й батальон, сформированный из западных украинцев.

— Почему об этом так долго молчали?

— Обсуждение темы коллаборационизма в советские времена было делом невыгодным. Потому что в концепцию героического единого народа никак не вписывались ни крымские татары, ни сепаратистский легион Грузии-Армении, ни Латышский легион, который возглавлял генерал русской императорской армии Рудольф Бангерскис.

gaspar_img_0119

Вся правда о легионерах

— Легионеры СС приравниваются сегодня в Латвии к национальным героям. Как по-вашему, это тоже политический заказ?

— Безусловно! Вот вам Бангерскис — готовый национальный герой. Латыш? Латыш. Заслуженный человек? Ещё бы! Образ этого легионера как нельзя лучше соответствует доктрине «Латвия для латышей». А дальше вступают в действие все составляющие советского агитпропа: недосказанность, полуправда, откровенная ложь…

Почитайте биографию Рудольфа Бангерскиса, и вы обнаружите строчку «Был на военной службе до 1937 года». На какой именно службе, не уточняется. И никто почему-то не упоминает о том, что Бангерскис прошёл Великий сибирский ледяной поход — адское испытание, когда колчаковская армия отступала по Сибири в 38-градусный мороз.

На всех фотографиях Бангерскис запечатлён в эсэсовской форме, однако на его груди нет наградной колодки за Великий сибирский поход, а ведь он был награждён орденом!

И уж тем более никто из латвийских историков не спешит говорить о том, что две роты Латышского легиона были полностью сформированы из русских! Потому что это не работает на идею, разрушает миф о мононациональности — а значит, надо вычеркнуть…

— Где вы нашли эти вычеркнутые сведения?

— Документов сколько угодно. Есть списки, позволяющие назвать всех русских в Латышском легионе поимённо. Сохранились газеты того времени с воззванием под флагом Георгия Победоносца: «Если ты русский и настоящий патриот России, вступай в Латышский легион!»

Вот только почему-то в фильме «Латышский легион», который я посмотрел очень внимательно, и во множестве других документов о войне нигде не фигурирует его полное название — Латышский легион СС. Куда пропали последние две буквы? Ведь присяга, которую принимали легионеры, начиналась с клятвы на верность Адольфу Гитлеру. А это не ерунда, не пыль под каблуком.

— На этот счёт есть такая точка зрения: многие шли в легион СС не по своей воле. У них просто не оставалось выбора…

— Но легендарная 15-я гренадерская Латышская дивизия СС с самого начала называлась добровольческой. Это потом, когда рейх стал терпеть одну неудачу за другой, людей стали мобилизовать. Нацистский преступник Арайс, от которого сейчас так яростно открещиваются в Латвии, командовал батальоном. А батальон — это свыше 500 человек. Так что не надо лукавить.

И снова об оккупации

gaspar_20130919_134708— Одним из главных вопросов истории Латвии является вопрос о советской оккупации. Каково ваше мнение по этому вопросу?

— Когда я слышу про оккупацию Латвии, меня охватывает недоумение. Во-первых, что это за оккупация, если вся латышская армия — без единой попытки сопротивления! — вошла в состав Советской армии? Разве были расстрелы или угрозы?

Во-вторых, проследим судьбу эсэсовцев Арайса и его ближайшего друга Цукурса в это время. Первый сразу после оккупации сдаёт экзамен по марксизму-ленинизму в университете и становится юристом. Второму наносится смертельная обида — у него отбирают самолёт, но при этом Цукурс почему-то остаётся в Латвии. Вам не кажется, что эта какая-то очень странная оккупация?

— Находятся учёные, которые утверждают, что свидетельства Арайса — Цукурса были сфальсифицированы…

— Но это уже совсем ни в какие ворота! Не иначе как в органах СМЕРШ нашёлся человек, обладающий экстрасенсорными способностями и предвидящий, что в 1972 году правительство Западной Германии заинтересуется историей и арестует Арайса, устроив над ним судебный процесс. И что он признается уже на четвёртом допросе (однако ни в чём не раскается!) и получит пожизненное заключение. С таким же успехом можно верить в то, что Земля имеет форму хобота слона.

— Ещё одна явная ложь касается Саласпилса, который сегодня некоторые латвийские историки ласково называют воспитательно-трудовым лагерем… Как можно смотреть на чёрное и утверждать, что оно белое?

— Причина такого видения вполне понятна: концлагерь Саласпилс с его смертями и ужасами никак не вписывается в героическую борьбу латышского народа против коммунизма.

Отсюда напрашивается следующая ложь: это не мы! Это немцы! Причём немцы были гуманными. Они просто приучали людей к режиму и труду, что является чистейшей правдой, если умолчать об окончании этой фразы: а потом — смерть.

На каждый лагерь у немцев существовал план по истреблению заключённых. Фашисты были большими педантами. Но давайте разберёмся: кто стрелял? Кто был в Саласпилсе надзирателями? Кто работал охранниками? Люди Арайса! 344 человека из его зондеркоманды предстали перед судом. За что же их наказали, если они невиновны?

Существует военный архив во Фрайбурге, где зафиксированы отчёты комендантов, охранников, надзирателей Саласпилса… Достаточно заглянуть в них, и миф о том, что в лагере беспредельничали немцы, рухнет сам собой.

«Выходи к ракитову кусту — сразимся»

— Каждый год в Риге 9 Мая тысячи людей приходят к памятнику Освободителям с охапками цветов. Однако наши власти считают, что это «неправильный праздник». Победу нужно отмечать на день раньше, с Европой…

— 9 Мая — святой праздник для каждого человека, который помнит о своих дедах и прадедах. Это празднование имеет многолетние традиции, ломать которые преступно.

Я как-то задался целью выяснить, откуда возникло это разночтение в датах, и вот что обнаружил: в момент, когда 8 мая начали подписывать Акт о капитуляции Германии, в Москве была без малого полночь, и пока представители четырёх держав ставили свои подписи, в Москве уже наступило утро 9 Мая. Я мечтаю приехать к вам в Ригу на 9 Мая и тоже пойти к памятнику Освободителям.

— А вы не боитесь, что после этого интервью вас сделают персоной нон-грата в Латвии?

— Это будет максимальная глупость, которую только можно совершить. Поскольку сия репрессия будет означать лишь одно: то, что весь латвийский аппарат агитации и пропаганды не способен справиться с одним Гаспаряном.

Я отвечаю за свои слова и готов приехать в Латвию ещё не раз, чтобы поговорить с теми, кто перевирает историю. Как говорил былинный герой: «Выходи к ракитову кусту, сразимся». Я приду чистым, без шпаргалок. И посмотрим, кто лучше знает прошлое Латвии. Пусть мне докажут, что я не прав!

— Вы считаете, что между Латвией и Россией идёт информационная война?

— Никакой войны нет! Нам нечего делить. Всё упирается в знание истории — точнее, в её незнание и подтасовку фактов.

— Армен, у вас дома огромная историческая библиотека. Вы покупаете книги во всех странах, в которых бываете. Что приобрели в Риге?

— Замечательную книгу Урбановича, Пайдерса и Юргенса «Черновики будущего. Латвия 1941-47 гг.». А ещё всем рекомендую прочесть книгу рижанина Марголина «Холокост в Латвии». Правда, я у вас купил ещё и нашивку — точную копию нашивки легиона. Отвезу в Москву, покажу друзьям — то-то удивятся, что в наше время в центре европейского города открыто продаются такие вещи.

Досье «Субботы»

Армен Гаспарян родился в Москве в 1975 году. Окончил факультет журналистики МГУ.

Работал на ведущих радиостанциях — «Юность», «Маяк». В настоящее время — главный редактор русской службы радиокомпании «Голос России». Автор ряда книг, посвящённых Великой Отечественной.

За программу «Вторая мировая: неизвестные голоса истории» отмечен званием лауреата всероссийского конкурса «Патриот России». Его программа «Теория заблуждений» получила национальную премию «Радиомания».

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *