А пока самые успешные люди Латвии напоминают миллионера Корейко — они не публичны и не известны обществу.
Кто и на чём в нашей стране больше всех заработал, а кто больше всех потерял. Известный разоблачитель жуликоватых политиков и составитель списков миллионеров Лато Лапса опубликовал три новых топа-100 — предпринимателей, которые получили самую большую прибыль, убытки и дивиденды за 2012 год.
Новый список самых успешных предпринимателей Латвии поражает обилием доселе не известных обществу персонажей. Впечатление такое, что миллионеры нашего времени ведут тайное существование, подобно ильф-и-петровскому гражданину Корейко. При этом общие тенденции ясно показывают, что средние доходы жителей Латвии устойчиво идут вверх. И это радует.
— Обращает внимание то, что в новом списке успешных бизнесменов подавляющее большинство — непубличные персонажи, о жизни и роде деятельности которых мало что известно…
— Это нормальная ситуация, которая с каждым годом становится лишь всё более ярко выраженной. Шумный образ жизни первых латвийских миллионеров, рождённых 90-ми годами, практически полностью ушёл в прошлое. Большинство из этих людей либо потеряли свой бизнес, либо ушли на заслуженный отдых.
Новый классический типаж зарабатывающего бизнесмена в 90 процентах случаев — серенький, мало кому интересный семейный человек, который, если придёт на «Новую волну» кого-то встретить, то это будет для него большим достижением.
Это человек, которому не свойственно выпендриваться. Он не сорит деньгами по кабакам, не меняет каждый день бабочки и не хвастается эксклюзивными и дорогостоящими хобби. Его специальность и дело жизни — зарабатывать деньги. И зарабатываются они преимущественно кропотливым ежедневным трудом. Чему способствует нормальная семейная жизнь…
— То есть все они люди несвободные?
— За редким исключением все фигуранты «прибыльного списка» люди семейные. И явно предпочитают шумным тусовкам отдых в кругу семьи.
Типичный тому пример — самый успешный бизнесмен прошлого года Арнис Риекстиньш. Его предприятие Mikrotiikls фантастически успешно. Один из самых крупных экспортёров Латвии с прибылью более восьми миллионов латов. Но 99 из 100 жителей Латвии его на улице не узнают. Он лишь раз в жизни дал большое интервью деловой газете. И всё. У него нет желания занимать место в политике, демонстрировать себя — он работает.
Следующий фигурант списка — совладелец банка ABLV Олег Филь — более публичен. Но не чрезмерно. Владелец предприятия по оптовой продаже топлива Kurzemes Degviela Арнольд Лусиньш занимается бизнесом и только. Совладельца Rietumu Banka Леонида Эстеркина почти никто не знает в лицо, вот его сын (Максим активно снимается в Голливуде) — другое дело, но серьёзный банкир деньги зарабатывает, а не экспонируется…
— Тем не менее в списке есть фамилии, которые фигурируют там из года в год…
— Это редкие образцы стабильности, которые по нескольку лет подряд стабильно показывают прибыль. Поверьте, это невероятно трудно в изменчивой предпринимательской среде, да ещё с учётом мирового кризиса!
У нас есть три чемпиона, которые стабильно зарабатывают круглые суммы все девять лет существования списков. Это Леонид Эстеркин, чей банк даже в кризисные годы умудрился быть прибыльным, а после кризиса его доход резко пошёл в гору. Его партнёр Аркадий Сухаренко, известный также как глава местной еврейской общины. И ещё один совсем непубличный человек — глава стивидорной компании (погрузочно-разгрузочные работы в порту) Михаил Ганев.
Кто-то теряет, кто-то находит
— Если бизнесменам нового типа не свойственно выпендриваться, то можно ли сказать о людях, покинувших списки миллионеров, что они слишком много выпендривались?
— Люди разные бывают. Например, сэр Ричард Брэнсон (основатель Virgin Airlines и большой оригинал) удачно соединяет выпендрёж и вполне успешный бизнес глобального масштаба. У нас таких универсальных личностей вроде бы не осталось.
Конечно, есть много людей, которые долгое время были у всех на виду и сейчас живут нормально, но от активного бизнеса отошли. Например, Юлий Круминьш продал свой бизнес, который приносил ему основные доходы, и построил гостиницу в Юрмале. Дело хорошее и приятное, но посмотрим, что будет с её прибылью.
— Можно ли составить портрет тех, кто понёс самые большие потери?
— Среди них тоже не много публично известных людей. Из первой десятке мы знаем лишь Арниса Григиса — лиепайского бизнесмена, который был сперва барменом, потом выдающимся предпринимателем, потом связался с политикой, потерпел крах — теперь снова выкарабкивается. Первый в списке потерь Эдгар Голтс — владелец предприятия MIG, серьёзно пострадавшего во время кризиса сферы недвижимости. Отголоски этого кризиса до сих пор всплывают.
— В чём основные причины потерь? Это объективные факторы вроде мирового кризиса или персональные ошибки и неудачи?
— Обычно это идёт в комплекте. Скажем, в знаменитом примере с банком Parex — да, конечно, люди рисковали больше, чем могли себе позволить, но при другом глобальном раскладе у них, может быть, всё и получилось бы. Не в добрый час они начали рисковать. У шведских банков при поддержке шведского государства получилось выбраться. У наших с нашим государством — нет.
Самые денежные отрасли
— Можете ли вы назвать самые перспективные отрасли, в которых сегодня можно заработать?
— Увы, нет такой одной-единственной отрасли, которая в Латвии процветала бы, а остальные были бы в полном упадке.
В первой сотне из всех сфер собрано помаленьку. Даже сельскохозяйственная отрасль стала успешной. А уж как крестьяне плакались: то дождь, то засуха, то зерно дорогое, то молоко дешёвое — всё им плохо. И тут показался человек (N19, Арнис Вейшс — сельхозпредприятие Uzvara Lauks, которое принесло ему более 1,5 миллиона латов прибыли. — Прим. ред.), который прекрасно на этом зарабатывает.
Есть сферы, которые традиционно хорошо зарабатывают, есть — которые меньше. Но в каждой сфере успешных немного. Это до кризиса в строительной области трудно было не заработать, а теперь и там надо знать, как. Это и хорошая новость: значит, если человек серьёзно занимает СВОИМ делом, у него есть возможность заработать в любой отрасли.
— А самые бесперспективные отрасли — это какие?
— Думаю, что клеймо не надо ставить ни на чём. Даже строительные компании, которые в кризисные годы терпели огромные убытки, начинают зарабатывать.
Зато есть отрасли, которые потихоньку исчезают. Если 10 лет назад цвет любых списков составляли банкиры, то сейчас в Латвии национальные банкиры — почти исчезнувший класс. Во времена глобализации надо очень тщательно выбирать свою нишу, потому что конкурировать приходится на мировом уровне. И тому пример, что общая банковская ситуация не мешает четырём местным представителям (Эстеркин, Сухаренко, Бернис, Филь) этой отрасли быть вполне успешными.
Легенды и мифы
— Сильно изменился бы список, если бы сюда добавились богатства и прибыли, которые не отражены в официальных отчётах предприятий?
— Это был бы список под названием «Легенды и мифы современной Латвии». Туда можно было бы впихнуть, кого угодно. К примеру, все мы «точно знаем», что Лавент богач: небось из банка «Балтия» столько стащил! Так же трудно поверить, что Андрис Шкеле с его энергичностью и амбициями зарабатывает меньше, чем люди из первой сотни. Но в документах это нигде не отражается.
Мы можем исходить лишь из публично доступных данных, где нет места предположениям. К тому же реальную стоимость многих вещей и предприятий можно узнать лишь в момент их продажи.
— Проглядывая из года в год отчётные документы, вы не предчувствовали трагедию Liepaajas Metalurgs?
— Увы. Я принадлежу к тем 99 процентам людей, которые больше занимаются анализом прошлого, нежели будущего. Классический тому пример: из 100 человек, которые называют себя банковскими экспертами, в 2008 году лишь единицы слабо пищали, что с Parex что-то не то.
А в истории с Metalurgs никто и пищать не пытался — за предприятием должно было наблюдать государство, которое гарантировало ему кредит. Оно должно было делать вывод из того факта, что в 2008 году, когда начался кризис, Metalurgs купил для предприятия BMW X-6. Потом они публично говорили, что продадут авто, но так и не продали.
— Это последнее состязание в латовой зоне. Как переход на евро отразится на ваших списках?
— Евромиллионеров будет больше, чем латовых. А так — ничем. Наши предприниматели люди практичные, если потребуется, они могут зарабатывать и в лягушачьих шкурках.
Истории успеха, которые вдохновляют
— Светит ли нашим предпринимателям раскрутить свой бизнес в мировых масштабах и войти в мировые списки Forbes?
— Скорее нет. Ведь мы маленькие. Думаю, нам мирового Forbes не видать, пока какой-нибудь местный Кулибин не придумает какую-нибудь финтифлюшку, которая будет востребована среди пары миллиардов людей…
— То есть традиционным образом у нас миллиарды не заработать, нужен некий прорыв?
— Традиционные сферы на то и традиционные, что все ими занимаются. Даже вполне успешно работающие на экспорт (как тот же Mikrotiikls) или имеющие представительства за рубежом предприятия (как тот же Rietumu Banka) — всё равно, это не мировой размах.
С другой стороны, зачем они нужны — журавли в небе?! Мы видим, что происходит с множеством компаний, которые решили, что они могут всё и способны быть везде. Хороший пример — бизнес-провал Nokia. Желая получить всё, можно легко остаться ни с чем.
— Какие истории успеха фигурантов нашего списка покорили лично вас?
— В первую очередь это, конечно, Арнис Риекстиньш. Даже мне надо крепко напрячься, чтобы вспомнить, как он выглядит. А его предприятие заработало в прошлом году больше всех в стране. И никто не может ему вменить в вину, что он построил своё состояние на какой-нибудь «прихватизации».
При этом, конечно, нельзя оставить без внимания неожиданный ход г-на Риекстиньша — тот факт, что он решил выплатить себе дивиденды в размере 10 миллионов латов, заплатив с этой суммы и немалую пошлину государству — 15 процентов. Но то, что он решил не вкладывать эти деньги в развитие предприятия, вовсе не означает, что на эти деньги Риекстиньш купит яхту или Rolex. Скорее, он их взял, чтобы инвестировать в некое новое предприятие.
Ещё одна история — из разряда «птица Феникс». Помните был концерн Nelss, который особенно славился стройматериалами. У него были двое владельцев — г.г. Сихторс и Асарс. После кризиса они выбили из списков. Про первого я вообще больше ничего не слышал. А вот г-н Асарс возродился, как Феникс из пепла. Взял ту часть бизнеса, которая способна зарабатывать (деревообработку), раскрутил — сейчас он восьмой в списке с прибылью почти четыре миллиона.
И, конечно, заслуживает особого внимания история Инесе Карловой. Её муж Гатис Карловс в 2008 году неожиданно скончался (предприятие шло к банкротству, он предпочёл покончить с собой. — Прим. ред.), оставив вдову в разгар кризиса один на один с огромным сельским бизнесом и кредитами. И она умудрилась во всём разобраться, договориться с банками и снова поставить дело на крепкую ногу. Это заслуживает огромного уважения!
На политические грабли наступают дважды
— Успешные предприниматели-политики ещё остались?
— Нет. Это в очередной раз подтверждает истину, что нельзя сидеть на двух-трёх стульях сразу.
— Или то, что в политику идут люди, которые не состоялись как предприниматели?
— По-разному бывает. Случаются и успешные предприниматели, которые вдруг решают, что их миссия — спасти отечество. Они идут в политику. Но чаще оказывается, что они предпочитают не спасать отечество, а набивать свой карман.
— Ваши разоблачительные газеты Pietiek! про махинации политиков, которые перед выборами попали в каждый почтовый ящик, произвели ожидаемый вами эффект?
— Думаю, общество стало намного более информированным, чем раньше. Газеты открывали людям глаза на представителей разных партий. Так что никто не жаловался и не обвинял меня в предвзятости.
— Думаете, в провале Vienotiiba есть и ваш вклад?
— Надеюсь, что моя информация повлияла на выбор людей, сделав его более осознанным.
— К следующим выборам мы снова можем ждать сюрпризов?
— Надеюсь.
— Планируете ли продолжить издание разоблачительных книг? (Ранее Лато Лапса написал большие исследования про Вайру Вике-Фрейбергу, Андриса Шкеле, Айвара Лембергса и др. — Прим. ред.)
— Думаю, что в следующем году выйдет книга про г-на Репше. Раз человек снова решил стать публичным, людям будет интересно узнать о нём много новенького.
— Думаете, у него есть шансы на возвращение в большую политику?
— В газете «Диена» была замечательная карикатура: у стены стоят грабли с надписью «На данный момент на них готовы наступить 10 процентов избирателей». Это в связи с заявлением Репше, что уже сейчас за него готовы проголосовать 10 процентов. История показывает, что наш народ пару раз наступить на одни и те же грабли всегда готов. Но третий-четвёртый раз — это уже вряд ли. Не думаю, что у г-на Годманиса есть даже малейший шанс вернуться. Хотя на второй круг он пришёл вполне успешно и столько дел наворотил — мало не покажется…
Кризис в прошлом
— Если подвести итог, можно ли говорить, что экономический кризис Латвии удалось преодолеть?
— Мы видим, что в прошедшем году в топ вернулись многие строители. Показательный момент и большое число прибыльных сельхозпредприятий. Это значит, что после кризисного застоя умиравшие, казалось бы, отрасли возрождаются.
Конечно, есть исключения из в целом благостной картинки — как Liepaajas Metalurgs, — но в целом средние показатели доходности и обороты растут. Вот и данные ЦСУ дают основания считать, что кризис в прошлом.
Портрет успешного предпринимателя
«Зарабатывающий бизнесмен нового поколения — человек, который не выпендривается. Он не сорит деньгами по кабакам, не меняет каждый день бабочки, не экспонирует себя в VIP-зоне «Новой волны» и не хвастается эксклюзивными и дорогостоящими хобби.
Это довольно серый человек, чья специальность и дело жизни — зарабатывать деньги. И зарабатываются они преимущественно не в результате феерических краткосрочных и высокоприбыльных операций, а кропотливым ежедневным трудом. Чему способствуют нормальная семейная жизнь и отдых в кругу семьи, а не на шумных тусовках».
Бизнес-портрет Латвии
95 процентов отечественных предприятий — малые или микро. То есть на них трудятся не более 10 человек, а оборот их не превышает миллиона латов. Больших компаний, на которых работали бы больше 250 работников, а оборот превышал бы 10 миллионов латов, совсем мало — 100-200. Остальные — средние.
Большая часть компаний «прописана» в Риге и её окрестностях. Меньше всего предпринимателей в Латгалии, зато они работают с наименьшими убытками. Ведь и конкуренция там меньше. Показатели латгальских предприятий в целом лучше, чем рижских.
Список самых успешных бизнесменов ‘2012, чьи предприятия принесли им больше всего прибыли
- Арнис Риекстиньш — совладелец компании Mikrotiikls, который заработал в минувшем году 8,1 млн. латов.
- Олег Филь — совладелец банка ABLV — 7,2 млн. латов.
- Аргод Лусиньш — оптовый торговец топливом — 6,8 млн. латов.
- Леонид Эстеркин — совладелец Rietumu Banka — 6,7 млн. латов.
- Эрнест Бернис— совладелец банка ABLV — 6,3 млн. латов.
- Йонас Пашкаускас — семейный агропромышленный холдинг Argolats Holding — 5,6 млн. латов.
- Иосиф Апт — совладелец компании Repharm, контролирующей сеть аптек Meeness Aptieka оптового торговца фармпродукцией Recipe Plus, — 5,5 млн. латов.
- Улдис Асарс — деревообрабатывающая компания AKZ — 3,98 млн. латов.
- Аркадий Сухаренко — совладелец Rietumu Banka, лидер латвийской еврейской общины — 3,5 млн. латов.
В рейтинге отражена сумма, полученная в 2012 году с учётом прибыли и убытков фирм, пропорциональных размерам пакетов акций или долей капитала, которые принадлежали упомянутым бизнесменам по информации Регистра предприятий и других официальных регистров данных.
Любопытные герои
N1. Арнис Риекстиньш — доход 8,1 млн. латов
Самый крепкий орешек отечественного бизнеса Латвии — Арнис Риекстиньш. В прошлом учёный-физик, занимавшийся полимерными материалами.
В 2012 году его предприятие Mikrotiikls заработало более 16 миллионов латов на разработке, выпуске и продажах роутеров (устройства, управляющие потоком данных) и комплектов для подключения беспроводного Интернета.
Предприятие начинало работать в Латвии десять лет назад, постепенно вошло на рынок Балтии, Азии, Океании, а теперь роутеры Mikrotiikls продаются во всём мире. Их используют такие показательные учреждения, как NASA и госдеп США. В своё время именно с помощью латвийских приборов восстанавливали разрушенную войной связь в Косове и Ираке, осуществляли связь между кораблями и нефтесобирающими устройствами после аварии в Мексиканском заливе.
N17. Рэм Каргин — доход 1 954 889 латов
Сын бывшего совладельца банка Parex и постоянного фигуранта первых мест в списках миллионеров Валерия Каргина заработал почти два миллиона латов с помощью фирмы Adlera, которая, судя по официальным данным, занимается обслуживанием семейной виллы в Юрмале.
N18. Адыгезал Мамедов — доход 1 831 679 латов
Много лет подряд бизнесмену приносит круглые суммы предприятие Riigas Sanitaaraa Transporta Autobaaze, которое оказывает автотранспортные услуг Службе неотложной медицинской помощи.
Мы починим каждый двор! Следующая публикация:
Romeo & Джульетта.LV