naumova-01

Из Парижа в цыганский табор: Мария Наумова 20 лет спустя

• 27.08.2013 • ПерсонаКомментариев (0)1222

31 августа в 19.30 в концертном зале «Дзинтари» в честь 20-летия своей сценической деятельности Мария Наумова даст грандиозный театрализованный концерт Romani rat («Цыганская ночь»).

А потом снова уедет во Францию, где живёт уже около десяти лет, чтобы потом вновь вернуться к нам весной: давать концерты, общаться с родными и близкими, репетировать новые проекты. Кочевая жизнь для артистов — дело обычное.

Так же как и для цыган. Не случайно, наверное, через двадцать лет своего пребывания на сцене Мария Наумова решила обратиться к творчеству именно этого народа.

«В 40 лет жизнь не начинается, а меняется!»

— Юбилейный концерт ты приурочила к двадцатилетию своей творческой жизни. А что взяла за точку отсчёта?

— Свои первые выступления в рижских клубах, за которые я получала свои первые пять латов.

— Что с тех пор кардинально изменилось в Марии Наумовой?

— Кардинально изменилось то, что я больше, так сказать, не играю с фонограммами. Выхожу на сцену только вместе с музыкантами, которые играют живую музыку.

Когда я начинала, у меня были фонограммы на кассетах, сделанные музыкантами в клубе Bimini из записей караоке. А после победы на конкурсе «Евровидение» я приняла для себя твёрдое решение, что больше никогда не буду работать с фонограммами. Я имею в виду фонограммы музыки, а не полные фонограммы, на которые записывают голос, — так я вообще никогда не работала.

Я артистка и хочу на сцене творить. Мне необходимо, чтобы всё рождалось на сцене здесь и сейчас. Потому что то, что я делаю, — это разговор. Разговор с тишиной, разговор с музыкой. А когда музыка звучит в записи, разговора быть не может. Это уже будет только монолог.

Конечно, чтобы прийти в эту точку отсчёта, мне нужно было пройти через определённые творческие этапы. И только сейчас я могу сказать, что испытываю на сцене чувство абсолютного счастья.

Потому, наверное, когда мне сейчас рассказывали, что на «Новой волне» наконец-то стали петь живьём, я про себя улыбалась. Потому что живых концертов там всё равно не было. Живой концерт был только у Агутина. И мне очень жаль, что большинство наших людей, по сути, даже не знают, что такое живые концерты.

Что ещё изменилось? То, что просто петь на сцене для моей любознательной натуры уже мало. И прошлогодний французский концерт, и нынешний цыганский — это моё настоящее культурное исследование.

К слову, у меня ведь и ещё один юбилей в этом году — сорокалетие. И я не стесняюсь об этом говорить, потому что когда я смотрю на себя в зеркало, то понимаю, что могу гордиться своим возрастом и мне было бы грешно его скрывать. Это очень интересный этап в жизни.

— Ты тоже можешь сказать, что в 40 лет жизнь только начинается, да?

— Она однозначно меняется! Так, например, к своим сорока годам я подошла с неизменным кругом людей, который сейчас у меня на определённое количество процентов изменился.

Сначала я переживала, что люди, с которыми я дружила по 20-25 лет, ушли из моей жизни, а потом поняла, что это абсолютно нормально. Потому что энное количество времени люди живут какими-то молодёжными воспоминаниями и тусовками, потом плюс-минус к 30 годам у нас зарождаются семьи, в которых мы начинаем развиваться совсем по-другому, у нас появляются другие приоритеты, а со старыми друзьями мы продолжаем дружить как-то по инерции и только к 40 годам понимаем, что эти отношения уже умерли.

В 40 лет начинается совершенно другая жизнь. Бежать сломя голову ты уже не можешь и не хочешь и начинаешь наслаждаться каждой секундой, параллельно задумываясь о том, что даёт это наслаждение. Соответственно, начинаешь очищать свою жизнь от ненужного. И для меня этот этап — нечто вроде капитального ремонта в квартире.

Откуда в ней цыганская страсть

naumova-02— Что нас ждёт 31 августа в концертном зале «Дзинтари»?

— Начну с того, что я совершенно не планировала делать что-то грандиозное в честь своего юбилея. Думала сделать просто концерт, как все это делают. Но концертный зал «Дзинтари» совершенно неожиданно предложил мне закрыть свой летний сезон именно моим концертом.

Конечно, мне было очень приятно. Потому что обычно «Дзинтари» закрывает сезоны концертами классической музыки.

В итоге я решила придумать что-то интересное и для себя, и для зрителей. И мне в голову пришла идея сделать цыганский концерт. Я подумала, что мы так много о цыганах вроде бы знаем, так много о них говорим, и живут они по всему миру, и мы как-то о них судим, но на самом деле ничего про них не знаем.

Когда мы, например, говорим о цыганском романсе, то даже не задумываемся о том, что понятия цыганского романса не существует, а есть понятие русского романса, который исполняют цыгане. И в разных странах цыганская музыка разная.

Помимо того, мне захотелось сделать нечто большее, чем просто концерт. Потому что чем дальше я начала вдаваться в подробности, чем больше открытий я делала, тем сильнее понимала, что хочу показать на сцене музыкальный спектакль, который помог бы людям узнать историю цыганского народа.

И, конечно, в концерте будет звучать самая разная цыганская музыка, которую мы все знаем, но подчас даже не догадываемся, что она имеет отношение к цыганам.

На самом деле программа получается оригинальная, потому что, насколько мне известно, никто из артистов до сих пор ещё не объединял в рамках одного концерта цыганскую музыку разных стран.

— А тебе раньше приходилось соприкасаться с цыганской музыкой?

— По большому счёту нет. Приходилось соприкасаться только настолько, насколько я сталкиваться на выступлениях с местными цыганскими артистами.

Во Франции я открыла для себя совершенно другую цыганскую музыку, которая называется там французским джазом. Придумал этот стиль французский цыган Джанго Рейнхардт, очень талантливый гитарист. В 19 лет он заключил свой первый контракт, а когда стал с женой праздновать его в своей кибитке, там случился пожар. Он обгорел и потерял два пальца. А спустя некоторое время с помощью трёх пальцев придумал инструментальную музыку, которую сейчас обожает и играет весь мир.

По большому счёту все мои знакомства, удивления и открытие цыганской музыки начались в процессе работы над этим концертом.

— Настоящие цыгане будут принимать участие в программе?

— Однозначно! А как же без них исполнять эту музыку?! В концерте будут участвовать цыгане из пяти стран: Франции, Испании, Бельгии, Румынии и, естественно, Латвии.

— Ты сама, как всегда, исполняешь роль режиссёра своего концерта?

— По большому счёту я всё сама в этом концерте придумала. Но поскольку нельзя объять необъятное, то практически в последний момент мне пришлось обратиться за помощью в постановочных нюансах к режиссёру Олегу Шапошникову.

Над сценографией для концерта работает художница Даце Слока, очень интересная молодая девушка. В сценографии она новичок, сейчас только делает дипломную работу в Даугавпилсском театре, но мне очень нравится, как она работает, у нас совпадают взгляды.

А все костюмы я придумала сама. Даже поиск тканей никому не доверила. Могу только сказать, что количество ткани, затраченной на мои костюмы, близко к километру. Серьёзно! Потому что только на одну юбку русской цыганки уходит от 15 до 20 метров ткани.

— Чего в тебе как в женщине больше — цыганского или французского?

— Во мне вообще много чего намешано, я представляю собой непонятный коктейль. Знаю, что в Америке сейчас делают новый генетический тест, по которому точно определяют, сколько чего в человеке намешано от папы и от мамы. Мне было бы очень интересно его сделать.

У цыган, например, есть такое понятие, как «romano rat», что означает «цыганская кровь». Я сначала хотела именно так назвать свой концерт, но потом решила, что это будет уж слишком. Так вот под этим понятием подразумевается не та кровь, которая в буквальном смысле течёт в жилах цыган, а кровь как некая генная склонность, расположенность. И у меня эта romano rat явно имеется!

Я обожаю длинные юбки, у меня глаза карие. Я люблю энергию, которая есть в цыганской музыке. Фламенко просто обожаю, а это музыка, которую породили именно цыгане, слушая испанскую музыку. О чём, кстати, мало кто догадывается.

Кроме того, у дяди моей мамы почему-то была кличка Цыган. И энергетика у моей мамы бешеная просто.

Но точно так же мне близка и французская культура. Поэтому не знаю, чего во мне больше.

В своей голове я уже с января живу в цыганском таборе, и мне безумно это нравится. И мне очень интересно, как сами цыгане относятся к моей работе — с уважением, с отдачей.

Программа очень сложная, очень многому приходится учиться впервые. Отдохнуть нынешним летом у меня не получилось.

naumova-03

Жизнь по-французски

— После концерта ты вновь вернёшься во Францию?

— Да. Сейчас у меня будет три концерта, потом в марте мы будем делать ещё один тур по Латвии с этой программой.

— Об окончательном возвращении в Латвию пока не думаешь?

— Пока нет. Старшая дочь моего мужа поступила в Париже в институт, а наш малыш сейчас там пойдёт в замечательный детский садик. А в Ригу я всё равно постоянно мотаюсь, у меня нет внутреннего рассоединения с родиной.

Жить здесь постоянно… Всем хочется жить, где теплее, где приятнее быт. На сегодняшний день для меня это всё приятнее во Франции. И, к сожалению, как бы ни было больно и грустно, вещи, касающиеся комфорта и безопасности детей (я не имею в виду безопасность на улице, а в плане внутреннего состояния), Латвия не в состоянии пока предоставить. А я однозначно хочу отгородить своего ребёнка от агрессивного процесса глобализации.

Я понимаю, что этот мир всё равно войдёт в его жизнь. Но хочется, чтобы это произошло попозже. Во Франции это возможно. Здесь, к сожалению, нет.

— Во Франции недавно зафиксировали самую высокую рождаемость. В чём парадокс? Ведь есть ряд других успешных европейских стран, где понятия нравственных ценностей неминуемо падают…

— Во Франции система так устроена, что основная часть жизни у людей происходит именно в семье. У них очень сильны традиции, которые они стараются сохранять. Например, проводить большую часть своего времени в парках.

В послеобеденное время, когда возвращаются с учёбы школьники, и в выходные дни городские парки всегда полны людей. Они могут спокойно устраивать на газонах пикники и пить вино, играть на гитаре, петь, жонглировать, читать.

Во-первых, это объединяет людей. Во-вторых, это даёт возможность дышать свежим воздухом, не уезжая за сотню километров от дома. Париж один из самых зелёных городов Европы. Там больше шестидесяти парков и скверов.

В 200-300 метрах от каждого дома есть какое-то место, куда ты можешь прийти и отдохнуть. Французы умеют пользоваться своей свободой, умеют отрываться от телевизоров и вместе отдыхать.

В-третьих, у французов есть деньги, которых хватает на элементарные вещи. По воскресеньям очень многие ходят в рестораны большими семьями — с бабушками-дедушками и порой с соседскими детьми.

В Париже происходит очень много бесплатных мероприятий. У нас, к счастью, это тоже сейчас начинает зарождаться — на Дни Риги, Рождество, Лиго.

У нас же все проблемы пока идут от бедности и небывалого прежде комфорта одновременно. На самом деле мы, наверное, слишком хорошо живём. Ведь если в целом говорить, то так хорошо с точки зрения быта человечество, по-моему, не жило никогда. Во всяком случае, белая часть человечества.

Женские тайны

— Идеал загадочной француженки — это миф или реальность?

— Идеал французской женщины был заложен культурой Франции и народом, который сохранял эту культуру. Тут сложились несколько факторов: благоприятный климат, лёгкий темперамент нации.

Почему, например, в Париже всегда хорошо себя чувствовали артисты и художники? Потому что каждый там может заниматься тем, чем он хочет. Все французы всегда были Наполеонами. Низкорослыми, но с амбициями, которые их подталкивали строить замки, создавать произведения искусства.

С одной стороны, это можно было трактовать как выпендрёж. С другой стороны, это послужило созданию моды, умению одеваться, чувствовать красоту. И загадка французской женщины связана скорее с условиями жизни, нежели с её внутренним миром.

Особый шарм француженок, например, состоит в том, что у них замечательные волосы. Индийские женщины тоже загадочны, потому что у них красивые волосы. И русские женщины со своими толстыми длинными косами.

А скандинавские женщины никогда не были загадочными, потому что волосы у них в большинстве небогатые и тусклые. В силу климатических условий и характера.

— Какими цветами тебя можно порадовать на концерте?

— Я люблю все цветы. И очень благодарна людям, которые их дарят. Это очень приятно — увозить после спектакля ворох цветов.

Спокойнее всего отношусь к розам: они мне кажутся очень официальными. Хотя маленькие садовые розочки обожаю. Небольшие проблемы у меня во взаимоотношениях с лилиями: они очень пахучие, а главное — они красятся и повреждают костюмы.

Это уже чисто технические нюансы. Потому что на сцене ты находишься в совершенно другом измерении и к цветам, которые дарят зрители, ты бросаешься, не задумываясь о том, что они могут тебя уколоть или повредить костюм.

Билеты на концерт Марии Наумовой «Цыганская ночь» можно приобрести по цене 5-25 Ls в кассе концертного зала и сети www.bilesuparadize.lv.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *