Чем живут россияне, каким политикам они доверяют, во что верят, кого боятся, кого любят и с кем дружат, а также почему они так счастливы и оптимистичны.
Обо всём этом «Субботе» рассказал директор ВЦИОМ — Всероссийского центра изучения общественного мнения профессор Валерий Фёдоров, который по приглашению международного медиа-клуба «Формат A3» посетил Ригу для публичной встречи на тему «Россия и Балтия в зеркале общественного мнения».
ВЦИОМ — Всероссийский центр изучения общественного мнения (до 1992 года — Всесоюзный) — старейшая российская исследовательская организация, регулярно проводящая социологические исследования на основе опросов общественного мнения. Создана в 1987 году и на 100 процентов принадлежат государству.
Главный заказчик ВЦИОМ — Кремль. Тем не менее руководитель компании Валерий Фёдоров категорично отвергает любые обвинения в ангажированности исследований: «В России есть и много частных социологических компаний, что ставит нас в условия возможности взаимной проверки и конкуренции. Мы живём как в стеклянном доме. К частным фирмам тоже могут возникнуть вопросы: а кто и за что им платит?»
Латвия для России — враг N2?
По недавнему опросу компании «Левада-центр», самыми недружественными и враждебно настроенными к РФ странами россияне считают США, Грузию и Латвию (21 процент опрошенных). Почему?
— Латвия маленькая страна, которой если и отведено место на ментальной карте россиян, то очень незначительное. О ней мало думают и мало знают. Ну разве что те, кто там бывал в молодости или у кого есть родственные связи с жителями Латвии… В общем, не сравнить с теснотой связей, скажем, с Украиной, о настроениях в которой россияне могут составить своё мнение и непосредственно.
Подавляющее же большинство из 142 миллионов жителей России узнают о Латвии из средств массовой информации. А что пишут и показывают о Латвии в российских СМИ? Шествия легионеров, попытки ущемить неграждан, закрытие русских школ. Вся эта информация негативного характера. И вся касается чувствительных россиянам зон из серии «наших бьют»: в Латвии унижают русский язык и русских, оскорбляют память о Великой победе в войне, а это главная гордость россиян. Чем меньше будет таких эксцессов — тем меньше негатива к Латвии.
Но есть и хорошая новость. Русские люди традиционно проводят разделение между отношением к стране, народу и правительству. У русских вообще нет этнической неприязни практически ни к одному народу. Вот и к Латвии как к стране и к латышам негатива нет. Он был разве что в начале 90-х, по причине развода. Теперь все свыклись, что Латвия независимая страна, часть Европы. И даже те, кто мечтает о возрождении СССР, не мыслит о присоединении к нему Прибалтики. Зато есть реактивная неприязнь к каким-то шагам правительства и неправительственных организаций (вроде легионерских), которые воспринимаются как антирусские.
Главный закон коммуникации: негативные новости разносятся сами, а чтобы «продать» позитивные новости, надо приложить усилия. А кто их будет прикладывать? Если Латвия хочет стать привилегированным направлением туризма или инвестиций из России, ей надо работать над своим имиджем в России, как это делают Турция, Казахстан… Пройдите по Москве — сами увидите. Многие страны с радостью вкладывают ресурсы в то, чтобы привлечь на свою сторону миллионные российские рынки и деньги.
За последние четыре года я могу припомнить лишь один пример позитивной информации о Латвии в России — это красивая реклама Риги как туристического объекта. И эффект от неё был очень хорошим — скажем, многие мои знакомые съездили в Ригу и не пожалели об этом. Но в такие вещи надо вкладываться. (Речь идёт о рекламной кампании Рижской думы Live Riga «Невозможное возможно», благодаря которой столица Латвии в 2012 году приняла 1,5 миллиона российских туристов. — Прим. ред.)
Победа Ушакова — признак неверного курса власти страны
Должна ли латвийская власть считаться с результатами референдума о втором гос. языке?
Референдум как гигантское социологическое исследование показал, что 25 процентов жителей Латвии хотят усилить и расширить позиции русского языка. Тогда они чувствовали бы себя благополучнее.
— Есть три модели взаимодействия политиков и социологов. Первая — каждый занимается своим делом и никто друг другом не интересуется. Вторая — политики очень интересуются народным мнением и делают лишь то, что популярно у народа. Обе эти полярные модели, очевидно, порочны. Если полностью игнорировать мнение граждан, то рано или поздно придётся вводить танки или уходить. Если делать всё, как хочет большинство, можно быстро завести страну в тупик и разорить.
Третья модель самая популярная в странах, считающих себя демократическими. Пример: в Америке 30-х годов один из основателей современной социологии Джон Гэллап начал тесно работать с президентом Франклином Рузвельтом. Власть регулярно изучала мнение людей, но не обязательно подстраивалась под него. И если она принимала решения, которые противоречили мнению больших групп, она этого не скрывала, а напротив — вступала в диалог с обществом и разъясняла необходимость таких мер.
К примеру, американцы очень не хотели вступать во Вторую мировую — большинство считало это «чисто европейскими разборками» и не хотели жертвовать на это жизни американских парней. Рузвельт же считал, что чем быстрее США туда вступит, тем лучше будет для всего мира и самой Америки в частности. США вступили в войну после атаки на Пёрл-Харбор, который атаковали японцы. При этом Рузвельт сказал: «German is first», — мол, сперва надо замочить Гитлера, а с Японией разберёмся потом. Он понимал, что эта главная угроза миру.
Понимая, что он идёт против народного мнения, он выбрал формат общения с нацией — еженедельные беседы у камина. Он всё объяснял народу, отвечая на самые неприятные вопросы. Это и есть демократическая политика: не прогибаться, но и не становиться диктатором. Это лучший путь. Если правительство так не делает, то либо оно недемократическое, либо оно долго не просидит.
Вернёмся к Латвии. До будущих парламентских выборов осталось меньше года. Выборы показали резкую потерю популярности партий, ныне образующих правительство. Если они и дальше будут игнорировать мнение значительной части жителей, ничего хорошего им на следующих выборах не светит.
В чём счастье, брат?
Россияне считают себя счастливыми и с оптимизмом смотрят в будущее. Индекс социального оптимизма в России достиг максимального значения в 74 пункта, побив рекорд мая 2012 года в 70 пунктов.
— Индекс оптимизма строится на показателях ответов на вопрос: «Как вы думаете, вы и ваша семья будете через год жить лучше, хуже или так же, как сейчас?» Суммируются те, кто лучше и так же, и из них вычитается доля тех, кто говорит, что им хуже.
Все последние годы, что мы замеряли, этот индекс позитивен — то есть большинство с оптимизмом смотрят в будущее. Единственный период спада был в 2009 год — тут всё понятно? Мировой кризис, ничего непонятно — ждём худшего. А остальное время, несмотря на всю критику властей и недовольства низким уровнем жизни и высокой коррупцией, люди никаких тотальных кризисов и обрушений в ближайшем будущем не ждут.
77 процентов россиян чувствуют себя счастливыми и лишь 18 процентов — несчастными. Так показал недавний опрос ВЦИОМ. Причём за год доля счастливчиков выросла на 10 процентов…
— Прежде всего надо определиться: что такое счастье для россиян? Высокий уровень жизни или мир без войны? Материальный достаток в качестве причины своего счастья назвали лишь три процента опрошенных. А вот благополучие семьи, все живы-здоровы — 29 процентов. Радость в детях-внуках находят 18 процентов. Хорошая и интересная работа, учёба — 10 процентов. Здоровье, рядом любимый человек, друзья… Всё это нематериальные факторы, которые приносят людям счастье. В этом плане можно сказать, что россияне не потребительское общество.
К слову, в каждой стране соотношение немного своё, но материальный достаток нигде не лидирует в факторах счастья. Это скорее необходимое условие, но не главное. Помните, как назывался знаменитый сериал? «Богатые тоже плачут».
Впервые подобный опрос мы провели в 91-м году — тогда в стране жили 46 процентов счастливых людей. А в феврале 92-го, буквально через два месяца после либерализации цен, когда сгорели накопления на сберкнижках, 42 процента признались, что они таки счастливы. Даже в такой опасной ситуации. Сейчас таких 77 процентов — аж на 35 процентов больше.
Конечно, страна сегодня ощущает себя более спокойно и успешно, чем в 92-м году, когда был полный коллапс. Для ощущения счастья всё же важно чувствовать, что твоя страна на правильном пути, что пусть завтра будет не лучше, а хотя бы примерно так же. В такой ситуации счастливых и оптимистов становится гораздо больше.
В рейтингах самых счастливых стран мира Россия традиционно находится в хвосте. К примеру, в топе компании Gallup она заняла 73-е место, пропустив вперёд Коста-Рику, Панаму и Бразилию.
— Рейтинги счастливых стран строятся отнюдь не на ответах отдельных граждан этих стран на вопрос, счастливы ли вы. Тут техника такая — группа исследователей садится и думает: жителей каких регионов можно назвать счастливыми? С хорошим климатом, с доходом на душу населения не меньше 12 000 долларов в год и т. д.
То есть они решают за людей, что им нужно, а потом измеряют показатели по всем странам и выясняют, кто больше всего подходит под их критерии. Но говорит ли это о субъективном ощущении счастья каждого человека?
Опрос ВЦИОМ: «Каким политикам вы доверяете?» (июнь, 2013 г.)
- Владимир Путин — 49%.
- Дмитрий Медведев — 16%.
- Сергей Шойгу — 9%.
- Владимир Жириновский — 8%.
- Геннадий Зюганов — 8%.
- Сергей Миронов — 2%.
- Михаил Прохоров — 2%.
Российские вожди
При каком правителе Россия развивалась наиболее правильным путём
Сегодня россияне, как правило, отдают предпочтение современным лидерам. К примеру, в 2012 году период правления Путина позитивно оценили 61 процент опрошенных, а времена Медведева — 51 процент.
У советских руководителей и царей рейтинги существенно ниже. Настойчиво растёт популярность «застойного» Брежнева: люди явно ностальгируют по временам сытой стабильности. Достаточно высоки и позиции Сталина, но как значимого политика из прошлого.
Мнение Валерия Фёдорова: «Если политик ведёт курс, который расходится с ожиданиями людей, он довольно быстро теряет популярность. Дальше его пребывание во власти зависит не столько от народной поддержки, сколько от собственной ловкости, интриг, различных конъюнктурных обстоятельств».
Путин: поднял Россию с колен
За всё время своего президентства Владимир Путин стойко держит самый высокий рейтинг доверия среди политиков. За что люди любят Путина?
По опросам ВЦИОМ, ему больше всего доверяли:
- в начале 2006 года — 47% россиян,
- во второй половине 2008 года — 60% (максимум).
- С кризиса весны 2009 года началось падение рейтинга
- до конца 2011 года (после выборов в Госдуму) — 42% (минимум),
- в начале 2012 года (президентская избирательная кампания) — 52%,
- в 2013 году — 46%.
— Путин ухитрился одолеть весь негативный багаж, доставшийся ему от Ельцина, — клеймо выдвиженца или даже марионетки Семьи. Очень скоро он дал понять, что он самостоятельный политик, который готов принимать самые жёсткие и тяжёлые решения.
За короткое время он отразил угрозу открытия второго фронта в Дагестане. Во время взрывов в Москве, которые породили в стране панику и разброд, он выступил как Сталин, который в ноябре 41-го остался в Москве и провёл военный парад. Рейтинги Путина пошли в гору. Поддержанная им новая партия «Единство» заняла второе место. Ельцин написал заявление, а Путин выиграл выборы с первого раза.
Новый президент отвязался от образа члена Семьи, завершив разрыв посадкой в 2004 году Ходорковского и снятием Волошина и Касьянова. Всем стало ясно: Путин реальный правитель, а не марионетка.
Всё время его правления рейтинг президента был достаточно стабильным, балансируя между 60 процентами во времена экономического процветания страны и 42 процентами после скандальных выборов в Госдуму России. Но даже после них, уже к президентским выборам, за три месяца избирательной кампании он умудрился набрать 10 процентов (до 52 процентов), что красноречиво свидетельствует о его таланте политика.
— За что россияне любят Путина?
— Главное, что ему ставят в заслугу, — то, что он «поднял Россию с колен»: принял её в состоянии распада, угрозы потери территориальной целостности, утери статуса супердержавы, когда никто не прислушивался к её словам — в смысле к словам Ельцина. Скажем, когда НАТО бомбило Югославию, никто не слушал возражений России.
Сегодня американский журнал «Тайм» признаёт Путина человеком года, во многих рейтингах он опережает Обаму или стоит непосредственно за ним как самый влиятельный человек в мире.
— Неужели рядовым россиянам этот «мировой вес» так важен?
— Как жителям самого большого в мире государства нам принципиально важно, чтобы мы были не просто зажиточной и спокойной страной, обеспечивающей достойный уровень жизни своим гражданам, но и были великой державой, к мнению которой все прислушиваются. Чтобы мы были независимы и никто не смел нам указывать, как жить.
Конечно, россияне очень не против, чтобы жизнь у нас была такой же благополучной и законопослушной, как в какой-нибудь Финляндии. Но если ценой этого будет распад России или превращение её в колонию или полуколонию (та же Финляндия сама далеко не всё решает), такую цену большинство платить не готовы. Для людей очень важно, чтобы Россия была именно великой державой — по статусу. И Путин методично работает в этом ключе.
Второй фактор, в котором Путин даёт сто очков вперёд своему предшественнику Ельцину, — то, что он воспринимается как решительный, современный, здоровый и умный политик. И он поддерживает этот имидж разными способами: плавает, публично скачет на коне, летает, борется, постоянно общается с людьми…
— В общем, мужик!
— В том числе то мужик, то мачо… Надо иметь в виду, что большая часть его избирателей женщины, это работает. Он реальный мужик и политик в противопоставление сборищу шутов и политических импотентов: немцовым, касьяновым, зюгановым, жириновским и т. д.
Третий момент в пользу Путина. Когда-то Черчилль сказал про Сталина: он принял Россию с сохой, а оставил её с атомной бомбой. Так и Путин: принял Россию дефолтную после череды экономических кризисов, глубокого падения ВВП, сокращения экономики, убитым 98-м годом средним классом… Сегодня мы в первой десятке стран мира по экономическому развитию.
— Не связано ли это с мировым ростом цен на нефть?
— В российской нефтяной и газовой отрасли работают около двух миллионов человек из 110 миллионов взрослого населения. Рассказы о том, что мы всем обязаны росту цен на нефть, — мифотворчество от противников Путина.
За экономическим возрождением началось и социальное: людям стали платить пенсии, повышать зарплаты. Конечно, хочется больше, но тема невыплаченных зарплат сегодня большая редкость. А безработица в России на аномально низком уровне. Даже ниже, чем до мирового кризиса 2009 года: меньше шести процентов экономически активного населения…
То есть при Путине всем стало жить лучше — и тем, кто его любит, и тем, кто не любит. Причём последним — существенно лучше. И все вынуждены признать, что он заслуженно выиграл на последних выборах — в первом туре, с огромным преимуществом.
— Оппозиция сильно снизила рейтинг Путина?
— Многих ошеломила картинка с Болотной, куда вышла многотысячная толпа во главе с известными и значимыми персонами. Но парадокс в том, что общероссийский опрос не фиксировал значимого роста недовольства существующей властью.
Более того, три месяца блужданий по Москве толп оппозиционеров стали одной из причин лёгкой победы Путина в первом туре. Ни одна выборная кампания не обходится без образа врага. А тут его и выдумывать не пришлось — пришла помощь, откуда не ждали. Физиономии Немцова на трибунах отрезвляющим образом подействовали на многих. Люди посмотрели: ага, вот она альтернатива Путину! Нам такие точно не нужны.
— Как развод повлиял на имидж Путина?
— Судя по рейтингу, никак. Семейная жизнь и политика в России далеко разведённые друг от друга сферы. Мало того, любое вторжение жён правителей в публичное пространство у нас воспринимается довольно болезненно.
Институт первой леди здесь не очень прижился. Например, слишком активное соучастие во власти Раисы Горбачёвой лишь добавило яду в его чашу: многие считали его просто подкаблучником. Зато Наина Ельцина, органичная и ни на что не претендующая, позитивно влияла на имидж первого президента.
В случае Путина Людмилы давно не было рядом с ним, слухи об их расставании ходили постоянно, поэтому новость о разводе была лишь подтверждением ожиданий. А то, как достойно и правдоподобно всё это было обставлено, перечеркнуло многие негативные сценарии. Люди вранья не прощают…
Тайны эстонских поместий Следующая публикация:
Александро-Невской лавре — 300 лет