Из так называемого чёрного сланца, который добывали в эстонском местечке Силламяэ, Советский Союз сделал самую первую атомную бомбу. До последнего времени эта информация была абсолютно закрытой и совершенно сверхсекретной.
«Суббота» побывала в тихом, красивом, уютном Силламяэ, который стоит на берегу Финского залива: до Таллина — 186 км, до Риги — 400 км. Кругом сосны и цветы. Даже не верится, что здесь сразу после войны на сверхсекретном заводе успешно занимались обогащением урана — сначала местного, потом привозного. Производство было оборонным, город — закрытым.
Так называемый сланцехимический завод, вырабатывавший в своё время оружейный уран из залегающего здесь диктионемового (чёрного) сланца. Предприятие сегодня носит название Silmet, было основано в 1946 году на месте обнаружения первого месторождения урана на территории СССР.
В Эстонии ковали, как тогда говорили, советский ядерный щит. Но, если честно, в этой истории сегодня восхищает то, что бывшее советское оборонное предприятие не разрушено, а модернизировано и работает на благо независимый Эстонии. А завод Silmet, не поверите, входит в тройку лидеров среди мировых производителей особо ценных металлов. Дорогие тантал и ниобий, который обогащают в Эстонии, успешно используются в атомной энергетике, электронной технике, космосе, медицине.
Город-невидимка
В Эстонии — крупнейшие в Европе запасы урана, который находится в диктионемовом сланце. На территории соседней страны его просто немерено — приблизительно 60 миллиардов тонн.
Первый советский уран нашли рядом с местечком Силламяэ на берегу Финского залива, что во времена холодной войны было невероятно важным открытием. Ничего удивительного, что 27 июля 1946 года Сталин решил построить сланцехимический завод по извлечению урана из местного сырья. Понятно, что рядом со стройкой возник большой рабочий посёлок.
Место Силламяэ стало невидимкой, испарившейся на картах. Посёлок не был отмечен нигде, для его обозначения использовались различные кодовые названия, которые к тому же время от времени менялись. Скажем, чтобы отправить сюда письмо, надо было указать: «Москва-400», потом — «Ленинград-1», затем — «Нарва-1». Завод был построен в рекордно короткие сроки, на особо тяжёлых участках рядом с рабочими трудились заключённые-уголовники и немецкие военнопленные.
Секретный объект носил названия «Фабрика красок» (так и хочется добавить — радиоактивных) и «Завод N22». В Силламяэ в 1946-49 годах приехали представители московской и ленинградской интеллигенции, у каждого второго жителя посёлка было высшее, а то и академическое образование. Курьёз в том, что статус города был получен Силламяэ тайно — 29 июня 1957 года.
Уникальную советско-сталинскую архитектуру Силламяэ, на который в советское время не пожалели ни денег, ни мозгов, действительно стоит увидеть: это один из самых красивых и необычных городов северо-востока Эстонии. Не случайно в 2000 году под охрану эстонского государства были взяты многие объекты, в том числе местные Дом культуры и кинотеатр «Родина».
Известная поэтесса Римма Казакова, которую поразил этот «город будущего», в 1988 году посвятила ему стихотворение, в котором назвала «сказкой, куда она залететь давно хотела, но на карте не находила». В Силламяэ было особое снабжение, в магазинах всегда были качественные продукты и товары; так, у простых местных жителей первыми в СССР появились телевизоры, стиральные машины и прочая бытовая техника.
Таинственный крот
Ещё один любопытный факт из прошлого: в 80-е учёные Ленинградского отделения Академии военных наук придумали оборонную систему «Подземный страж» — горный комбайн, который получил название «Крот». Этот агрегат в случае ядерной атаки мог из недр земли пробраться через любой завал и вытащить ядерную ракету на поверхность — для ответного удара. Есть сведения, что этот самый «Крот» испытывался на шахте «Виру» (сегодня она закрыта) недалеко от города Кохтла-Ярве. Говорят, испытания были весьма успешными.
Любимый курорт Чайковского
Силламяэ состоит из двух слов: «силд» — «мост» и «мяэ» — «гора» в переводе с эстонского. Скорее всего, название места произошло от переправы, построенной через реку Сытке во время военной кампании России со шведами в 1704 году ещё Петром Первым.
Первые летописные упоминания относятся к 1502 году — какой-то путешественник описал местную придорожную корчму.
К концу XIX века Силламяэ превратился в популярный курортный посёлок, который полюбили жители Петербурга: в 1869 году здесь, например, отдыхал Чайковский. Пётр Ильич жил у родственников, а потом, уже уехав во Флоренцию, написал друзьям: «Здесь в Италии, пожалуй, так же красиво, как у нас в Силламягах…»
Известный учёный-физиолог Иван Павлов вообще ездил сюда четверть века подряд — с 1881 по 1917 год. А поэт Константин Бальмонт в этом глухом эстонском местечке, где сосен больше, чем людей, написал свои трогательные «Фейные сказки» для малышки дочки.
Эстонское золото
В 1928 году Силламяэ стал быстро превращаться в промышленный оазис — в короткий срок здесь были построены завод по переработке горючего сланца, электростанция и небольшой порт. Это стало актуальным, потому что на территории Эстонии в 1916 году было обнаружено огромное богатство — природные сланцы. Благодаря добыче этой горючей породы Эстония сегодня полностью (вернее, на 98 процентов) обеспечивает себя электроэнергией, а избытки продаёт в Финляндию и к нам в Латвию. Мо-лод-цы!
Совсем не медленные эстонцы весьма рационально и хозяйственно используют тот факт, что имеют, по оценкам нынешнего времени, крупнейшие в Европе месторождения горючих сланцев и фосфоритов; разведанные запасы оцениваются в 3,8 миллиарда тонн.
Сланцы залегают на северо-востоке Эстонии — в районе Ида-Вирумаа. Хотя Евросоюз не раз журил наших соседей их за шахты-карьеры и советовал прекратить это грязное дело. А зачем? Горючий сланец — ископаемое из группы твёрдых доисторических существ каустобиолитов, которые при переработке дают значительное количество смолы, близкой по составу… к нефти. Это бензин и другие горючие вещества! Соседи и не думают сворачивать переработку сланцев: зачем им рубить сук, на котором сидит их экономика?
Одну старую шахту «Виру», правда, недавно заморозили, так как вырабатываемая порода ушла слишком глубоко под землю и поэтому её добыча стала слишком дорогой. Но! Шахтное поле «Виру» останется открытым, и находящиеся на нём запасы — примерно восемь миллионов тонн товарного сланца — будут в дальнейшем добываться.
Зато частный концерн Viru Keemia Grupp 31 января этого года открыл новую шахту — Ojamaa. Которая стоила компании 120 миллионов евро. Естественно, вложения сделаны в расчёте на прибыль.
Специалисты Эстонии не сомневаются: у сланцедобычи, как и у сланцевой энергетики и химии, существуют перспективы. Поживём — увидим.
Музей-шахта в Кохтла-Нымме — возможность спустится в недра земли!
Музей организован в бывшей сланцевой шахте «Кохтла», которая была закрыта в 1990-е годы. Экскурсия проходит в сопровождении гида — бывшего шахтёра. Вас спустят в шахту, прокатят на бывшем шахтёрском составе (1,2 км), а для полного экстрима можно даже заказать обед в подземным кафе (шахтёрский обед: суп, булочка, напиток — 3,50 евро).
Вы, как настоящий шахтёр, получите спецодежду — куртку и защитную каску — и вперёд! Вам представится возможность поработать с отбойным молотком, покататься на подземном поезде в вагонетках…
Можно посетить комплекс сортировки и обогащения, купить сувенир — древние окаменелости.
- Адрес: Кохтла-Нымме, ул. Яама, 1.
- Справки — по тел.: +372 3321441, +372 3324017.
- Цена вопроса: взрослым — 10 евро, ученикам и студентам — 6 евро.
- Подробности: www.kaevanduspark.ee/rus.
Лиго без последствий Следующая публикация:
Новый латышский Мюнхгаузен