3 и 4 июня московский театр «Современник» представит в Риге премьеру — спектакль, поставленный по культовому сценарию Ингмара Бергмана «Осенняя соната».
«Осенняя соната» спектакль бенефисный, в нём блистают Марина Неёлова и Алёна Бабенко. Яркая бабочка-мать, бросавшая детей ради успеха и удовольствий, и дочь, припоминающая ей и свою отвергнутую тайную детскую влюблённость, и своё одиночество, и то, как в короткие периоды возвращения в семью мать унижала и обижала её…
Звёздный дуэт
Всем, кто смотрел одноимённый фильм Бергмана, сюжет хорошо известен: после семи лет разлуки в скромную усадьбу Евы (Бабенко) приезжает её мать (Неёлова), известная пианистка, только-только потерявшая близкого друга. И начинается тяжёлый психоаналитический сеанс.
Мама недодала Еве любви — а стало быть, виновна во всех грехах: в несложившейся любви, в аборте и даже в смерти четырёхлетнего сына, утонувшего в колодце… Дети не умеют прощать: с детской бескомпромиссностью Ева судит мать и признаёт виновной.
Легкомысленная, очаровательная, грешная Шарлотта выслушивает обвинения терпеливо, опуская голову, признавая не эти конкретные обвинения (тут она оправдывается и протестует!), но более глубокую и важную вину. Мать всегда отвечает за своих детей, если они несчастны.
Ночное выяснение отношений между Евой и Шарлоттой в спектакле превращается в скандал, едва не переходящий в драку. И Ева, припоминающая матери все свои давние обиды, и Шарлотта, которая неожиданно оказывается умнее и терпеливее, чем это виделось в начале, машут подушками и разве что не обливают друг друга водой…
Оказывается, как бы ни была велика вина матери, есть правда и на её стороне. Просто она пыталась её вытеснить из своего празднично-беспечного мира, скрыться от непрощающих глаз дочери. Теперь пришло время ответить.
Осень жизни — подведение итогов
Осень — подведение итогов: прожитой жизни, не сложившихся отношений, несостоявшейся любви…
В «Осенней сонате» много музыки. Программка спектакля походит на программу концерта: Бах, Бетховен, Шёнберг, Брукнер, Барток, Шопен.
Потерянные и упущенные дети, кровные родственники, которых ничто не роднит, боязнь прикосновений из-за того, что «горе заразно», — эти фантомы населяют спектакль. Муж Евы (Сергей Гирин), призрак мужа Шарлотты (Александр Рапопорт) с его когдатошней страстью к родной сестре Евы Елене (Елена Плаксина), ныне прикованной к инвалидному креслу… Шарлотта не хотела видеть свою больную дочь, а Ева готовит ей и этот «сюрприз»…
Фильм и спектакль: в чём разница?
Спектакль трудно сравнивать со знаменитым фильмом Ингмара Бергмана, завоевавшим в 1979 году «Оскар», «Сезар» и «Золотой глобус».
Киносценарий «Осенней сонаты» выстрадан Бергманом на основе его собственной судьбы. Он долго не мог простить свою мать, с которой у него были сложные отношения. Но когда её не стало, он мысленно всё время просил у неё прощения.
Молодой режиссёр Екатерина Половцева считает иначе: «Все люди смертны, и у нас так мало времени, чтобы сказать, что мы их любим. Единственное, что нужно делать, — заботиться о родителях, быть им благодарными за то, что они произвели нас на свет, и за то, что они рядом».
Лив Ульман — Алёна Бабенко
В фильме Бергмана Лив Ульман играла Еву много выстрадавшей матерью семейства. В исполнении Алёны Бабенко Ева — девочка-подранок, натура, у которой детские царапины гноятся годами. Она всё ещё чувствует себя ребёнком перед запертой комнатой, в которой мать играет на рояле.
Алёна Бабенко служит в «Современнике» всего три года: она пришла в театр в 2008 году на роль Маши в «Трёх сёстрах» по Чехову. Однако у актрисы немало звёздных ролей в кино: «Водитель для Веры», «Чёртово колесо», «Инди», «Карнавальная ночь» (римейк) и др.
Ингрид Бергман — Марина Неёлова
Роль Шарлотты в фильме «Осенняя соната» считается одной из лучших в карьере Ингрид Бергман. Кстати, это её последняя роль в кино.
В отличие от классически строгой Ингрид Бергман, Неёлова играет свою Шарлотту кокетливой, нежной, забавной. Не приехала на похороны внука, потому что записывала на радио Моцарта. Не навещала парализованную дочь из-за гастрольного графика. И, наконец, походя разрушила счастье обоих детей…
Шарлотта убедительна и обаятельна, даже когда её мораль сомнительна.
Антарктида: рижский след — 2 Следующая публикация:
Достояние республики