sojuzni

Но помнит мир спасённый…

• 08.05.2013 • ИсторияКомментариев (0)800

Фильм Сергея Зайцева «Союзники. Верой и правдой» восстанавливает истинные страницы Второй мировой.

Вчера в киногалерее K. Suns по приглашению международного медиа-клуба «Формат A3» известный российский режиссёр Сергей Зайцев представил свой фильм «Союзники. Верой и правдой», признанный одной из самых правдивых лент о войне.

Накануне показа «Суббота» связалась с режиссёром-документалистом в Москве и побеседовала с ним о том, как проходили съёмки и какие уроки истории преподала эта картина. Документальный фильм Сергея Зайцева «Союзники. Верой и правдой» состоит из 12 историй о Второй мировой, которые рассказывают ветераны армий союзных стран: России, США, Франции, Великобритании, а также два солдата вермахта. Рассказывают очень просто, по-человечески: что видели, что чувствовали тогда, что думают сегодня. В рассказах героев фильма, прошедших через страшную войну, — масса пронзительных деталей, которые не могут никого оставить равнодушным. Эти люди на самом деле союзники. Потому что все они против войны.

От Берлина до Нью-Йорка

— Сергей, почему вы обратились к теме Второй мировой? Что лично вас связывает с этой войной?

— Вторая мировая — самая большая, самая жестокая и самая кровопролитная война, которая произошла в истории человечества. В России она выкосила целые семьи, уничтожила целые поколения.

Для меня Вторая мировая — это жизнь и смерть моих родственников, моих предков. В нашей семье воевали немало мужчин. Мамин отец Пётр Филимонович пропал без вести. Родные братья моих бабушек, по маме и по отцу, тоже не вернулись с фронта. Мой двоюродный дед, которого, как и меня, звали Сергей Зайцев, погиб в 1942 году. До сих пор, увидев в музее немецкую форму, я сторонюсь этих витрин.

— Как родилась идея снять такой фильм? Что вас как режиссёра и человека поразило в процессе создания картины?

— Идея создания фильма принадлежит моему продюсеру Александру Константиновичу Смолко: поговорить с рядовыми участниками войны из разных стран, входивших в антигитлеровскую коалицию. Мы снимали фильм на улицах Лондона, Нью-Йорка, Берлина, Парижа… И во всех этих городах меня поражали память, искренность и открытость простых людей. Я допускал, что среди моих интервьюируемых найдутся такие, которые за давностью лет будут путаться в датах, странах-участницах и прочих исторических реалиях. Или найдутся те, кто скажет: мы ничего не знаем, ничего не помним о войне. Но оказалось, что память о Второй мировой жива.

Люди самых разных стран, особенно старшее поколение, прекрасно знают, когда была война, кто и на чьей стороне воевал. И все они помнят, что самый большой вклад в исход войны внёс Советский Союз, который сломал хребет Гитлеру и живым щитом встал на пути фашизма.

— Неужели не нашлось ни одного человека, который проявил бы невежество?

— В Нью-Йорке одна глупенькая девочка с плейером в ушах сказала: «Мы, американцы, сражались против Гитлера и Сталина, которые хотели нас завоевать». Но это исключение из правила. На самом деле люди помнят, кто сколько крови пролил в той войне.

— Как у вас получилось так разговорить героев фильма? С помощью каких-то особых режиссёрских приёмов?

— Никаких особенных приёмов не было. Просто мне встречались люди, знающие о войне не понаслышке и избавленные от всего наносного. Мы записали монологи 23 человек, а в фильм вошли только 12 героев. На экране каждый из них говорит всего по пять минут, а беседовали мы с каждым по два-три часа. Очень много материала осталось за кадром — пожалуй, больше половины.

sojuzni3

Невыученные уроки истории

— Вам повезло. Неизвестно, что вы услышали бы на улицах Риги, если бы снимали свой фильм в Латвии. В нашей стране сегодня активно переписывается история Второй мировой войны, по столице маршируют ветераны легиона СС…

— Это трагедия! Поскольку весь этот эсэсовский беспредел происходит с попустительства государства и поддерживается на государственном уровне. Легионерское шествие в центре цивилизованного европейского государства — это дикость. Мне трудно поверить в то, что эти люди, дожив до преклонного возраста, ничему не научились! Я разговаривал в Германии с солдатами вермахта — эти ветераны со слезами на глазах говорили мне: «Берегите мир, такое больше не должно повториться!» Они давным-давно стали другими людьми.

По-моему, ваших ветеранов Waffen SS просто накручивают, вот они и чувствуют себя героями. Но это подло по отношению к этим старым людям! И уж тем более по отношению ко всему человечеству, которое победило фашизм.

— К сожалению, фашизм поднимает голову не только в Латвии. В Эстонии снесли памятник «Бронзовому солдату». Во Львове воинствующие молодчики избили ветеранов Великой Отечественной. В современном Петербурге, некогда блокадном Ленинграде, разгуливают юнцы со свастикой… Откуда, по-вашему, берётся неонацизм?

— Молодёжи надо чем-то заниматься. Её надо чем-то занимать. Увы, этого никто не делает. А молодые души очень просто сломать, они внушаемы, легко управляемы. К тому же в последние 15 лет наше документальное кино в загоне. Его вообще не показывают! А ведь именно оно учило тому, что память о войне священна. Сейчас никто этому не учит. Молодёжи неоткуда черпать информацию о прошлом своей родины, они не ощущают боли за неё.

— Молодёжь черпает информацию из новых переписанных учебников истории, а в них — поверьте на слово! — масса открытий. Например, некоторые латвийские историки именуют лагерь смерти Саласпилс «лагерем трудового воспитания», словно это безобидный санаторий…

— Это страшно. Когда политики переписывают историю и пересматривают итоги Второй мировой, они тем самым пересматривают отношения между людьми: решают, кому и с кем дружить, что чтить, а что забыть. Вот и возникает в сознании молодёжи перевёрнутая картинка, как в кривом зеркале. Провоцируются события, подобные львовским или петербургским. Всё это невыученные уроки истории, за которые народу потом придётся расплачиваться.

Кстати, Германия усвоила эти уроки на отлично. В отличие от Эстонии, там памятники не сносят, а считают национальным достоянием. Например, знаменитый монумент Воину-освободителю со спасённой девочкой на руках в Трептов-парке бережно разобрали, отвезли в Гамбург. Отремонтировали, почистили, вернули на прежнее место. И он сейчас стоит как новенький.

sojuzni2

Помнить или забыть

— Сегодня всё чаще раздаются голоса, призывающие забыть о войне. Мол, когда это было! Сколько, мол, можно говорить о ней…

— Очень опасная позиция! Если ты не оглядываешься на путь, который прошли твои предки, то тебе наплевать на всё. На жизнь отцов и дедов, на свою жизнь, на то, как будут жить твои дети. Человек, не помнящий своей истории, живёт по принципу «после меня хоть потоп». А это безнравственно…

— В Латвии хотят запретить советскую символику. Если этот закон будет принят, то ветеранам Великой Отечественной нельзя будет носить ордена и медали, молодым людям запретят появляться в публичных местах в майке с гербом СССР, советские песни попадут в число недопустимых к ротации.. Как вы думаете, чего добиваются латвийские политики этим законом?

— Добиваются того, чтобы убить в народе память о том, что мы пережили вместе. Но это недальновидная политика. Не дружить с Россией вообще недальновидно. Хотя бы потому, что рядом с Латвией находится огромная страна Россия, а огромная страна Америка находится о-очень далеко. Страны бывшего Союза, которые сейчас бросают камни в сторону России, не могут понять главного: в случае большой общей беды им на помощь придёт прежде всего Россия. А не Америка и не Австралия.

Более того, в критический момент ваша Латвия в Америку не переедет. А вот люди, которые заваривают эту кашу и принимают подобные законы — я в этом уверен, — как раз бросят свой народ и уедут за океан.

Записывайте ветеранов!

— Как вы думаете, почему ваш фильм «Союзники» так быстро нашёл своего зрителя?

— Наверное, просто потому, что кино получилось. Кстати, в фильм помимо рассказов ветеранов Второй мировой вошли не известные ранее видеокадры военных операторов — из архивов Госфильмофонда, Красногорского архива, Императорского музея войны в Лондоне и Национального архива в Вашингтоне.

— Вы сказали, что много видеоматериала не вошло в фильм. Планируете ли использовать его в дальнейшем? Может быть, стоит смонтировать продолжение «Союзников»?

— Посмотрим, пока я не планирую продолжать эту тему. У меня масса других проектов. Например, сейчас я занимаюсь историей русской эмиграции. Мы делаем несколько фильмов, объединённых в цикл «Русские в мировой культуре».

— Что уйдёт из нашей жизни вместе с поколением, которое выиграло войну?

— С уходом очевидцев событий правда о войне неизбежно начнёт искажаться. А потому записывайте ветеранов! Для того, чтобы следующее поколение знало о войне не только по пыльным архивам, чтобы можно было слышать и видеть людей, которые говорят неискажённую правду. Историю лучше изучать по первоисточникам!

Досье «Субботы»

  • Сергей Зайцев родился в 1969 году в Москве. Окончил Государственное музыкальное училище им. Гнесиных, сценарные курсы при ВГИКе и режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров (мастерская М. Туманишвили).
  • Он президент международного кинофестиваля «Русское зарубежье», член нескольких объединений кинематографистов, глава киностудии «Русский путь». Лауреат премии Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орёл».
  • Автор фильмов «Лики Отечества» (1996 г.), «Змея» (1998 г.), «Под знаком Поздеева» (2000 г.), «Чаша», «Погибли за Францию» (2003 г., премия «Золотой орёл»), «Посольство на Таганском холме» (2005 г.), Подводники» (2006 г.), «Порог сердца» (2006 г.), «Репетиция» (2009 г.), «Союзники. Верой и правдой» (2010 г.).

Призы и награды

Лента Сергея Зайцева «Союзники. Верой и правдой» завоевала множество наград на международных кинофестивалях. В том числе приз американской ассоциации ветеранов и инвалидов Второй мировой войны из бывшего Советского Союза имени маршала Жукова «Память сердца» (Нью-Йорк), а также Гран-при VIII Международного фестиваля военного кино имени Ю. Озерова.

Издательство Московской патриархии включило этот фильм в свою гуманитарно-просветительскую киноколлекцию и издало в рамках серии «Лучшие фильмы фестиваля «Золотой витязь».

Говорят союзники: «Русские заплатили высокую цену»

Уильям Картер, американский ветеран, участник печально знаменитого конвоя PQ-17: из 35 кораблей с гуманитарной помощью к берегам России дошли только 11. Вот что он говорит в фильме «Союзники»:

— Они выиграли для нас время, чтобы мы могли опомниться после Пёрл-Харбора. Собрать, вооружить и обучить армию, которая должна была на деле доказать свою боеспособность. Но это время у нас появилось лишь потому, что русские заплатили за него очень высокую цену, иначе не скажешь. Потому что они одни тогда воевали с немцами.

Елена СМЕХОВА.

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *