Наш друг и коллега, специальный корреспондент «Субботы» Эдуард Говорушко живёт в Бостоне. Так получилось, что трагические события происходили рядом с его домом. О своих первых впечатлениях он рассказал нам.
Вместе с 32 тысячами человек, населяющих пригород Бостона Уотертаун, я невольно оказался участником полицейской акции. «Подозреваемые в терроризме вооружены и очень опасны, — сообщили нам. — Никому из домов не выходить: ни во двор, ни на стадион, ни на работу!» Городок, как и другие прилегающие к нему, опустел, происходящее беспрерывно наблюдаем по телевизору — полная прозрачность.
Вот полицейские застрелили старшего, появились и фамилии подозреваемых: Тамерлан и Джохар Царнаевы, братья-чеченцы. Старшему двадцать шесть лет, младшему — девятнадцать. Десять лет жили в Америке, которая ничего, кроме хорошего, им не сделала. Ладно старший, суровый и непреклонный по виду, уже состоявшийся мужчина. Застреливший к тому же в перестрелке полицейского, своего сверстника, — уже хотелось думать, будто сделал это именно он, а не Джохар, его сбежавший брат. Совсем ещё мальчишка с ясными глазами, о котором родственники, одноклассники, работодатель да и все, кто с ним когда-либо общался, отзывались исключительно комплиментарно.
За ним повели настоящую охоту. Тысячи полицейских обложили вооружённого преступника, как волка. Да, хотелось, чтобы его быстрее поймали, не дали убить кого-то ещё: невинных жертв и пострадавших уже и так с лихвой. Но где-то в глубине души незаметно запульсировала жалость к этому парню. Да ведь он сам оказался жертвой каких-то неизвестных ещё кукловодов, а не только старшего брата — похоже, убеждённого исламиста. Жалость не имела ничего общего с рациональными переживаниями о том, что его смерть похоронит множество, если не все тайны и мотивы этого странного и жуткого теракта.
Взяли живым… Причём в восьми-десяти минутах ходьбы от нашего дома.
После окончания полицейской акции её непосредственных участников, довольных собой копов, поздравляли сотни людей, собравшихся в том месте, где только что схватили Джохара Царнаева. И, конечно же, заслуженно. Во второй половине понедельника при стечении сотен тысяч людей были взорваны бомбы, а вечером в пятницу арестован второй исполнитель теракта. Завидная оперативность.
Думается, однако, триумф был бы куда меньше, если бы девятнадцатилетний подозреваемый в терроризме Джохар Царнаев, как и его брат, был убит в перестрелке. Несчастный мальчишка, хотя и тяжело ранен в шею и ногу, потерял много крови, но жив. Не сомневаюсь, многие с надеждой ждут, что врачи сделают всё возможное, чтобы он предстал перед судом. Ничего хорошего Джохару Царнаеву не светит. Если дело будет рассматриваться в суде штата Массачусетс и суд подтвердит его участие в терроризме — тюремное заключение вплоть до пожизненного. Если в федеральном, то возможна и смертная казнь.
Когда пробьёт час Х Следующая публикация:
Приказано выжить!