Латвия как часть современного мира теракта не избежит. Вопрос лишь в том, КОГДА он произойдёт и КАКИМ будет
В нашем семейном альбоме хранится фотография, на которую я не могу смотреть без внутреннего ужаса. Мой сын-студент на фоне нью-йоркских башен-близнецов. Снимок сделан после экскурсии на одну из высоток —за месяц до 11 сентября 2011. Сердце замирает, как подумаю, что эта экскурсия могла состояться в роковую дату…
7 июля 2005 года, когда в лондонском метро прогремели взрывы, дочь моей подруги проспала начало занятий и вышла из дому на 20 минут позже обычного. Когда она подходила к станции, оттуда уже выходили окровавленные люди. С тех пор моей подруге время от времени снится страшный сон: дочка в этот страшный день проснулась вовремя. Осталась бы она в живых?..
Некоторые учёные утверждают: третья мировая уже давно идёт. Только её фронт остаётся невидимым: вплоть до часа Х и тыла у неё больше нет —под ударом террористов в любой момент может оказаться любой из нас. Как оказались недавно жители Бостона… Как жить в этом мире, в котором каждый —под прицелом незримого врага? Есть у власти план на случай чрезвычайных обстоятельств?
Об этом «Суббота» расспросила руководителя Латвийского антитеррористического центра и одновременно заместителя начальника полиции безопасности Юриса Лейтиетиса.
Снаряды падают всё ближе…
—Неужели и Латвия может подвергнуться атаке террористов? Такая тихая страна…
—Дания тоже была исключительно благополучным государством, пока в одной из газет не опубликовали карикатуру на пророка. И Норвегия могла служить образцом социального мира и безопасности —пока не появился Брейвик. Взрывы на центральной площади Стокгольма в 2010 году потрясли Швецию. В соседней Литве спецслужбам удалось предотвратить попытку теракта, были попытки и в Эстонии.
Латвии пока посчастливилось —она остаётся островком спокойствия в бушующем мире. Но, как видите, снаряды падают всё ближе. Не хотелось бы никого пугать, но давайте рассуждать логично. Мы не сможем избегать трагедии бесконечно долго. Увы! В этом мире никто не застрахован от нападений террористов. Вопрос не в том, атакуют ли террористы Латвию, а только в том, когда это произойдёт.
—И когда? Может, уже пора паковать чемоданы?
—На данный момент ничто не указывает на чёрные замыслы в отношении нашей страны. И можно смело сказать, что пока Латвия остаётся безопасной страной. После присоединения к Шенгенской зоне теоретически риски увеличились, поскольку теперь наши границы открыты для радикалов из стран ЕС. Однако пока наш центр угроз с этой стороны не зарегистрировал. Опасность террористического акта возрастает и в тех странах, куда приезжает, например, президент США, другие известные политические лидеры.
В целом сейчас в Европе повысился уровень террористической опасности —в связи с событиями в Мали, когда туда вошли французские войска и экстремисты объявили, что будут мстить всем их союзникам по всему миру. Это заставляет быть настороже. После трагедии в Бостоне многие европейские страны, не говоря уже о США, принимают меры повышенной безопасности. Во Франции полиция усиленно патрулирует общественные здания. В Великобритании жёсткие меры безопасности были приняты во время похорон Маргарет Тэтчер и Лондонского марафона.
—Латвия также принимает участие в операции в Мали. Наши читатели часто спрашивают: зачем нам вмешиваться в конфликты, которые напрямую нас не касаются? Десяток-другой наших военных погоды не делают, а только ставят под удар жителей Латвии, всех нас…
—Да, распространённый вопрос, и у меня есть на него исчерпывающий ответ. Латвия вступила в НАТО, это коллективная система безопасности, и мы должны быть все вместе в горячих точках земного шара. Поэтому мы считаем своим долгом принимать участие в миротворческих организациях. Нельзя допускать, чтобы власть —в любой стране мира —захватывали террористические группировки. Это плохой прецедент. И при таком подходе Латвия может быть уверена, что в случае необходимости и ей будет оказана помощь —всеми партнёрами по коалиции.
Можно спать спокойно?
—Не прошу вас выдавать секреты, но всё-таки расскажите в двух словах: чем занимается антитеррористический центр?
—Он создан в 2007 году под эгидой полиции безопасности для того, чтобы свести до минимума угрозу террористического нападения.
24 часа в сутки, непрерывно, наш антитеррористический центр получает от партнёров, в том числе, конечно, и из России, оперативную информацию о возможных угрозах, активности подозрительных лиц и группировок. Эта информация постоянно анализируется, и на её основе при необходимости могут быть приняты меры.
Под особым наблюдением находятся объекты с массовым скоплением народа, которые особенно привлекательны для террористов: вокзалы, электростанции, мосты, аэропорты, супермаркеты, стадионы. Проводится постоянное обучение персонала.
Может, это прозвучит нескромно, но не могу не сказать, что мы делаем всё —в рамках своих возможностей, разумеется, —чтобы жизнь в Латвии оставалась безопасной. К нам даже приезжают опыт перенимать…
Система борьбы с терроризмом непрерывно развивается. Опыт показывает, что труднее всего напасть на след небольшой террористической группировки, не связанной с международной сетью.
Злоумышленники постоянно готовы придумывать что-то новое, чтобы обманывать бдительность спецслужб, и те также стараются предсказать их намерения.
Главное в работе антитеррористического центра —не допустить несчастья. На это направлены все усилия. Но, будучи реалистом, скажу: стопроцентной гарантии безопасности сегодня нигде в мире быть не может. Но если что, все знают, что нужно делать.
Мы хотим, чтобы жители Латвии знали: у нас в стране делается всё возможное для того, чтобы минимизировать угрозу безопасности.
Это нужно знать! Цвета тревоги
В Латвии, как и в ряде других стран Европы, существует четырехуровневая система тревоги в случае угрозы терроризма.
- Первый, синий, —низкий. Он существует постоянно, как и угроза терроризма. Не требует никаких дополнительных мер безопасности.
- Второй, жёлтый, —повышенный. Есть информация о возможных нападениях. Требует бдительности и мер предосторожности.
- Третий, оранжевый, —высокий. Вводится, если существует высокий риск для конкретного объекта, отрасли экономики и региона государства. А также когда имеется информация о месте, времени и исполнителе теракта.
- Четвёртый, красный, —чрезвычайно высокий. Объявляется, когда теракт нельзя предотвратить или он уже совершён. Ведь за первой атакой могут последовать новые.
Об изменении уровня угрозы, которое может относиться к конкретному объекту, региону или же всей стране, жителей страны информирует министр внутренних дел по рекомендации начальника полиции безопасности. Одновременно он сообщает номера телефонов, по которым можно обращаться за информацией, помощью и сообщать о подозрительных действиях.
Высокая кухня по демократичным ценам Следующая публикация:
Взяли живым