Мультфильм «Золотой конь» — на сегодняшний день самый крупный анимационный проект в Латвии. Бюджет — 2,8 млн. евро. Планируемое время на экране — 75 минут. Каким будет этот фильм? О чём он расскажет детям? А главное — чему их научит? Для того чтобы ответить на эти вопросы, «Суббота» встретилась с режиссёром фильма Рейнисом Калнаэллисом и его командой.
…На мониторе — крыло сказочной вороны. Блёклое, незакрашенное и оттого неживое. Но вот контур чернеет по краям, становится более чётким, и часть крыла начинает понемногу оживать.Для того чтобы ворона взмахнула этим крылом, понадобится много-много труда. 25 рисунков ради одной-единственной секунды на экране! «Это ж какое адское терпение надо иметь, чтобы рисовать мультики?! » — думала я, прогуливаясь по студии Rija, где снимается полнометражный мультфильм «Золотой конь» по пьесе Райниса.
Чёрно-белое чудо
У каждого персонажа мультфильма «Золотой конь» своя прорисованная история, аккуратно хранящаяся в огромной ярко-жёлтой папке. Таких папок на студии десятки, а рисунков в них — тысячи! Красавица принцесса и простой деревенский паренёк… Злобная ведьма и принц с демоническим взглядом…
В одной папке — лошади; в фильме их три: золотая, серебряная и бронзовая. В другой — вороны, слуги и советчицы главной злодейки Чёрной матери. В третьей папке — Стеклянная гора во всевозможных ракурсах… Всё чётко, всё по полочкам: никакого творческого беспорядка и суеты. Анимация — это не только волшебство, но и серьёзное производство.
…За столами с круглыми светящимися окошками сидят люди — то ли работают, то ли колдуют. Каждую линию прорисовывают вручную, тщательно, с любовью. Правда, пока без красок. Раскрашиваться фильм будет на компьютере.
Связную историю — storyboard — можно увидеть только в кабинете режиссёра Рейниса Калнаэллиса. Все стены — от пола до потолка! — увешаны кадрами из будущего фильма. Эти рисунки тоже чёрно-белые, но на них уже отчётливо прослеживается сюжет знакомой с детства сказки. Про принцессу, спящую на Стеклянной горе, и отважного паренька Антиса, который, преодолев множество препятствий, разбудил красавицу и спас королевство.
— Почему мы решили экранизировать именно эту сказку? Потому что она красивая, добрая и мудрая, а Райнис великий писатель, — говорит режиссёр фильма Рейнис Калнаэллис. — Сюжет, к которому обратился в своё время Райнис, поистине международный: сказания и легенды о принцессе на стеклянной горе в тех или иных вариациях существуют в фольклоре латышей, литовцев, немцев, шведов, норвежцев, датчан… Но сколько бы ни было вариаций, в конце добро непременно побеждает зло. И учит эта сказка только хорошему: идти вперёд к цели, бороться за своё счастье, быть смелым, честным, настойчивым, не пасовать перед трудностями…
Для маленького зрителя
Работа над фильмом «Золотой конь» идёт седьмой год. Вы удивлены? Но, как выяснилось, для полнометражного мультфильма это ещё не срок. Некоторые анимационные полнометражки снимаются в Европе по десять лет!
Мультипликация дело небыстрое, если работать качественно, на совесть, а не клепать персонажи на компьютере, как это делают создатели современных мультфильмов 3D.
Разница между двумя этими подходами к анимации огромная: из- под карандаша художника выйдет золотой конь, живой, летящий, и каждый волосок его роскошной гривы будет вздрагивать на ветру. А компьютер выдаст схематичного Губку Боба в квадратных штанах и с застывшим стеклянным взором.
— Компьютер — замечательное достижение, но он никогда не сможет вложить в рисунок эмоцию. А эмоции в мультфильме необходимы, наш главный зритель — это дети, которых должны сопереживать и которых не обманешь. Они очень чутко чувствуют любую фальшь, — считает главный аниматор фильма Тайга Зиле.
Именно для того, чтобы в фильме всё было максимально достоверно, ассистент режиссёра Санда Битениеце ежедневно просматривает и перебирает сотни рисунков. «Они рисовались в разное время, ведь наш герой Антис сначала был молодым, потом повзрослел… Но ни малейших расхождений в его образе быть не должно, — поясняет Санда. — Маленький зритель сразу это заметит!»
Где учат на аниматора
В общей сложности на картине работают около ста человек в разных странах мира. Сценарий написала Сесил Соммерс из Люксембурга. Фон для фильма создают французские художники, над спецэффектами бьются датские специалисты, музыка пишется в Люксембурге (в фильме пять песен). Часть персонажей и сюжетных линий рисуется в Литве, благо переслать работу во времена Интернета не проблема. Но подавляющее большинство аниматоров всё же наши, латвийские. И это несмотря на то, что на аниматоров в Латвии нигде не учат!
Из этой непростой ситуации наши мультипликаторы давно нашли выход: они куют свои кадры на месте, в анимационных студиях. И делают это достаточно успешно.
Латвия может гордиться своими достижениями в искусстве анимации. Полнометражный анимационный фильм «Лотта и тайна Луннокамня» имел успех на Берлинском кинофестивале. Мультфильм «Проглотить жабу» произвёл фурор на Каннском и Московском кинофестивалях, а на фестивалях короткометражных фильмов в Греции и Испании был признан лучшей анимационной лентой.
Может быть, именно отсутствие школы анимации и делает наши фильмы конкурентоспособными? Глаз недипломированного художника не замылен, свеж, вот и рождаются на бумаге оригинальные идеи и персонажи. А самое главное — наши аниматоры фанатично преданы своей профессии.
Но аниматоры — это далеко не вся королевская рать. Есть ещё прорисовщики, фоновщики, фазовщики, менеджеры, супервайзеры, продюсеры… И вся эта команда заинтересована в том, чтобы продукт получился качественным. Насколько это удастся, мы скоро увидим. Фильм «Золотой конь» выйдет на экраны в конце нынешнего года на английском и латышском языках.
100 000 кадров, 75 минут позитива
Любовь к мультипликации у Рейниса Калнаэллиса генетическая. Он вырос за кулисами анимационных студий Dauki и AB, где работал его отец, известный ныне продюсер Вилнис Калнаэллис. С детства знал, как делается анимация, пересмотрел невероятное количество мультфильмов, а повзрослев, решил продолжить дело отца. Не удивительно, что наш разговор плавно свернул от съёмочного процесса к другой теме: как изменилась мультипликация в последние годы.
— Рейнис, не знаю, как вы, а я вспоминаю советские мультики добрым словом. Они были идеально прорисованы! Все движения персонажей завораживали плавностью. Рисованные герои запоминались надолго. Куда это делось? Почему сейчас по экранам шествуют Губки Бобы вместе Симпсонами и Гриффитами — схематичные, неуклюжие, нарисованные резкими штрихами?
— Потому что глобализация сегодня врывается во все сферы искусства. Добралась она и до анимационных фильмов. Такую анимацию, как в «Губке Бобе», очень легко сделать на компьютере. Для этого ничего не нужно: только штамп, штамп, штамп! Заказчик хочет делать фильмы как можно проще и как можно дешевле. А спрос, как известно, рождает предложение. Вот и получаются невыразительные персонажи, сделанные кое-как.
— До вашего фильма «Золотой конь» глобализация не добралась?
— К счастью, нет. Мы имеем возможность не гнать производственный процесс, идеально продумать, прорисовать всех персонажей от руки и поднять планку качества. Для этого у нас всё есть: прекрасная анимация, гуманистическая идея и сильный герой, который борется за счастье, а не бургеры жарит.
— Сегодня по анимационному экрану всё чаще скачут монстры, желающие властвовать над миром, а ещё лучше — над парочкой параллельных. Рекой льётся кровь, пропагандируется насилие. Если персонажи советских мультиков искали клады, чтобы купить корову, как Шарик и Матроскин, то современных интересуют уже настоящие деньги. Как вы думаете, почему мультяшные герои так изменились?
— Современный мир стал более жестоким, а анимация тоже часть этого мира. Посмотрите, какие новости сегодня обсуждаются в СМИ — только самые негативные: о кражах, убийствах, маньяках, стихийных бедствиях… Хотя в мире каждый день происходит столько хорошего! Конечно, недопустимо, чтобы вся эта грязь неслась в анимацию. Поэтому, работая над фильмом, мы сделали всё возможное, чтобы он получился светлым и позитивным.
Да, у нас тоже есть интрига: братья Антиса строят ему различные козни. И Стеклянная гора скользкая, люди с неё падают… Но в фильме «Золотой конь» нет никакого натурализма, нет крови и сцен насилия. Мы сознательно от этого уходили. Ведь в конечном итоге всё зависит от людей, которые делают фильм, от того, какой мессидж они в него вкладывают. Наш фильм — это сто тысяч кадров и 75 минут позитива.
— Сейчас модно снимать анимационные фильмы без разделения на детские и взрослые. На мультики «Шрек», «Мадагаскар», «Тачки» и др. ходят в кинотеатры всей семьёй. А потому все женские персонажи рисуются в стиле секси, чтобы папе понравилось. О диалогах я уже молчу: разговоры Осла и Драконихи в «Шреке» вообще не для детских ушей. Как вы относитесь к такой тенденции?
— Я положительно отношусь к тому, что анимационный фильм становится фильмом для всей семьи. «Золотой конь» тоже будет адресован и взрослым, и детям. Просто поймут они его по-разному. Детям понравится сказочная часть: волшебные превращения, юмор, песни, характеры героев, а взрослым — философское содержание пьесы Райниса. Может быть, кто-то увидит в пробудившейся от сна принцессе атмоду… Что же касается двусмысленных диалогов, то уверен, что можно запросто обойтись без них. При крепком сюжете и хорошей анимации они не нужны.
— Как вы думаете, «Золотой конь» понравится вашему сыну? И какие мультики вы запретили бы смотреть своему ребёнку?
— Мой сын уже с удовольствием посмотрел трейлер фильма. Ему понравилось. А по поводу некачественных анимационных фильмов скажу так: я, как большинство родителей, вряд ли смогу запретить ему их смотреть. Дело не в запрете, а в воспитании вкуса. Очень важно заняться этим вовремя — и тогда вам не придётся что-то запрещать: ребёнок сам сможет отличить хороший мультик от плохого.
Откуда деньги?
- Бюджет фильма — 2,8 млн. евро — собрался «вскладчину». В финансировании участвовали Латвия, Литва, Люксембург и крупнейший кинофонд Европы Eurimages.
- Для полнометражного фильма 2,8 млн. евро — бюджет средний. Есть фильмы, в которые вкладывается 15-20 млн.
За лососем — на Салацу Следующая публикация:
Максим Аверин: «Для мужчины важна не чёлка, а харизма»