Международный женский день 8 Марта, хотя с некоторых пор и попал в официальный список отмечаемых государством дат, всё равно остаётся под подозрением. «При Улманисе такого праздника не было!» — говорят некоторые. Причём не было как при первом, так и при втором. Для иных этот праздник остаётся советским, оккупантским, имени Клары Цеткин.
Когда несколько лет назад рижский мэр впервые развесил по городу плакаты, поздравляющие женщин, латышская пресса обвинила мэра в том, что он сделал это рукой Москвы. Безусловно, для поздравления женщин любой день хорош. Но так исторически сложилось, что особо массово их поздравляют именно 8 Марта. И в этот же день им и про них говорят хорошие слова, чествуя прекрасных дочерей человечества. Вот мы и решили вспомнить славных латвийских женщин. Некоторых вы знаете по имени, а иные забыты, что совершенно несправедливо.
Почему памятник Свободы в Риге называют женским именем
31 октября 2011 года, в понедельник, рижане с удивлением увидели плывущую по Даугаве Милду. Точнее, фанерную фигуру примерно в два метра, изображавшую голову знаменитого памятника, и две руки, держащие три звезды. Остальное было скрыто в воде. Прямо напротив Рижского замка.
Бдительные граждане вызвали спасателей. Спасатели вытащили фанерную Милду и передали полиции. Газета «Диена» пыталась выяснить дальнейшую судьбу фигуры, но узнала только, что она была передана Рижской думе и где-то там пропала. Авторы этой акции тоже остались неизвестными. Описывая произошедшее, газета всюду употребляла имя Милда — и всем было понятно, о ком идёт речь. Потому что Милда в Риге, да и во всей Латвии, одна. Так с незапамятных времён называют главный памятник страны.
Про открытый в 1936 году в центре Риги памятник Свободы работы скульптора Карлиса Зале рассказывают много легенд. По-прежнему ещё в некоторых зарубежных путеводителях можно прочесть, что на нём установлена мать-Россия, держащая в своих ладонях три звезды, символизирующие Латвию, Литву и Эстонию. Подобное утверждение в одном британском справочнике вызвало большой скандал в Латвии. Но в советское время встречались рижане, которые действительно так думали.
В 90-е годы в русской прессе распространился слух, что внутри этого памятника сохранился фундамент другого — Петру Первому, торжественно открытого Николаем II в 1912 году. Чего не могло быть, так как его пьедестал находился ближе к нынешнему бульвару Райниса. Однако в это поверили, и только после того, как внутрь запустили тележурналистов, эта легенда рухнула.
Одна из самых устойчивых легенд: памятник Свободы спасла прославленный советский скульптор Вера Мухина. Якобы она в 1944 году явилась на заседание Военного Совета, на котором обсуждалось решение о сносе памятника, и заступилась. За что председатель латвийского Совнаркома Вилис Лацис якобы подарил ей дачу. Или хотел подарить. Однако до сих пор не найдено никаких документов, свидетельствующих о намерении советских властей снести памятник Свободы. Рассказ о чудесном заступничестве Веры Игнатьевны впервые появился в 90-е годы в интервью с её родственником. Экскурсоводы Музея оккупации аргументировали просто: «Ну разве могли оккупанты не хотеть снести этот памятник?!» Но в изданной в этом году на русском языке книге Музея оккупации эта история признаётся недостоверной.
* * *
А самая главная легенда связана с именем, которым жители Латвии ласково называют этот памятник. Все зовут его Милдой, однако далеко не все согласны с тем, что его можно так называть. Буквально в прошлом году на страницах газеты Latvijas Aviize разразилась целая дискуссия: «Уместно ли именовать одну из главных святынь латышского народа Милдой?»
«Меня охватывает глубокая неприязнь, когда я слышу, как наш памятник Свободы вульгарно называют Милдой. Народ Латвии, в том числе мои родители, жертвовали деньги на возведение символа Латвии. Офицеры, проходя мимо памятника Свободы, отдавали ему честь. Мне всё равно, на чём основано прозвище Милда, но оно звучит ужасно. И тех, кто так его называет, хочется спросить: может быть, кто-то считает, что вы похожи на популярного комика? Но вас же называют по имени и фамилии, а не Чаплином, Никулиным или Бином», — писала читательница из Рижского района.
«С детских довоенных лет помню, что памятник Свободы другим, необдуманным именем Милда чаще всего называли инородцы. Конечно, для нас, латышей, памятник — святыня и нам не нужно использовать для его названия другое слово. И к нему не нужно идти тем, кто против свободной, независимой Латвии», — утверждал читатель Миервалдис.
«Считаю, что народ может называть памятник Свободы Милдой, — возражал читатель Янис П. — Это название уже вошло в разговорный язык, она латышское и благозвучное. Конечно, во время государственных праздников или визитов иностранных дипломатов надо использовать только официальное название…»
Подобные дискуссии и были и в других латышских газетах. Но почему же памятник Свободы в Риге называют женским именем Милда?
Загадка леди Винтере
Существует мнение, что при создании главной скульптуры памятника Карлису Зале позировала модель по имени Милда. Одни исследователи считают, что документального подтверждения этому нет. И одной модели тоже нет: скульптору позировали по крайней мере семь женщин.
Другие указывают даже фамилию — это Милда Винтере. И цитируют её письмо: «Меня зовут Милда. Урождённая Крастиня. Живя в Милгрависе, я познакомилась с Альфредом Александром Винтером, на Рождество 1927 года мы поженились. Когда Альфред получил славу певца, на каком-то летнем празднике я познакомилась со скульптором Карлисом Зале. Это изменило мою жизнь. Я, как сейчас говорят, стала легендой. В 1935 году Карлис Зале закончил работу над памятником Свободы по проекту «Сияй как звезда». В народе говорили, что женщина наверху памятника очень похожа на меня. Не знаю, почему, но народ дал ей моё имя Милда».
Противники этой версии нашли фотографию Милды Винтере и сравнили её лицо с лицом статуи на памятнике Свободы. Действительно, особого сходства не наблюдается. Однако кто снизу может разглядеть лицо это железной женщины? Скорее всего, имеется в виду схожесть фигуры. Однако фотографии Милды Винтеры, урождённой Крастини, в полный рост, да ещё с поднятыми руками, никто не предоставил.
Поэтому споры продолжаются. Была ли натурщица Милда? Уместно ли так называть главный памятник страны?
А в народе тем временем статую памятника Свободы всё равно продолжают называть Милдой. И латыши, и русские. И если народ решил, что это милое женское имя монументу подходит, никакими законодательными актами это уже не запретишь.
Конукрс детских рисунков «Мой любимый сказочный герой» Следующая публикация:
Как женщины спасли Латвию. Патриотическая сдача драгоценностей