Две последние недели мы были свидетелями акций протеста латвийских крестьян, поддержанных правительством. Потому что крестьяне протестовали не против правительства, а против бюрократов из Евросоюза
Вилы в сторону!
Символом своего протеста латвийские и вообще балтийские крестьяне выбрали старый советский трактор. Он же стал для них средством передвижения в Европу.Затеяли всё это в так называемом Крестьянском Сейме Латвии. Латышские крестьяне, как вы, должно быть, знаете, давно уже борются за справедливость. То есть за деньги Евросоюза. Чтобы нашим крестьянам платили дотаций столько же, сколько западноевропейским.Сначала логотипом этого протеста были вилы. С развевающимся на древке латвийским флагом. Воткнутые во что-то типа евромонеты.
Но тут произошло давно забытое — в борьбе за справедливость и деньги три балтийские страны объединились. А три флага на одних вилах не поместятся. К тому же вилы — это плохой знак. Именно на них, как утверждают историки, и упал Карлис Улманис, после чего ему стало не до женщин. А он ведь был создателем партии Крестьянский союз.Наверное, именно поэтому новым символом решили выбрать трактор. И непременно советский.
Хватит писать на крестьян!
Сначала хотели Т14, а потом остановились на тракторе «Беларусь» 1985 года выпуска. Который принадлежит Райтису Унгарсу из волости Бебрес, крестьянину из хозяйства со странным названием «Атпутас». Что означает «отдых», но во множественном числе. То есть многократный.«Советский трактор символизирует положение сельского хозяйства стран Балтии на рынке Евросоюза», — пояснили авторы идеи.
Из Таллина он отправился в Брюссель, по пути заезжал в Ригу. Но сравнивать его с советским танком не приходится — большую часть пути он проделал в трейлере, скрытно. И только перед Брюсселем вырвался на оперативный простор. Впрочем, особого впечатления не произвёл. Видали в Европе трактора и постарше.Опять-таки, вспоминается, как в 1988 году, в разгар атмоды, то есть национального пробуждения, газета Padomju Jaunatne опубликовала статью члена ЦК КПЛ, председателя правления Союза писателей Латвийской ССР поэта Яниса Петерса «Я верю в здоровые силы». «Академик Янис Страдиньш, — писал поэт, — рассказывал, что недавно видел одного тракториста, обрабатывающего землю трактором, на котором развевался красно-бело-красный флаг…»«Услышав это, — писал Петерс, — я подумал: если флаг помогает этому человеку пахать, тогда пусть он развевается вечно…» и т. д.
Вполне возможно, академик видел тот самый трактор, который съездил в Брюссель. Ведь со временем выяснилось, что один только флаг пахать не помогает. Нужны ещё и прямые дотации Евросоюза.И хотя латышские газеты вышли с заголовками «Трепещите, брюссельские бюрократы! К вам едут балтийские крестьяне!» или «Брюссельские мальчики! Хватит писать на балтийских крестьян!», брюссельские бюрократы от страху вовсе не описались.
Наше чудо
Тогда за дело взялся сам премьер Валдис Домбровскис. Он смело поехал в Брюссель на саммит по обсуждению евросоюзного бюджета. То есть делёжку денег.«Домбровскис едет за деньгами!», «Предстоит борьба за миллиард евро!» — кричали газеты.Архиепископ лютеранской церкви Янис Ванагс даже сравнил премьер-министра со святым мучеником архидиаконом Лаврентием.
«Когда во время гонений императора Валериана, в III веке, когда римский префект потребовал у Лаврентия отдать церковные драгоценности, то он вывел перед чиновником нищих, больных, слепых и глухих. И сказал: «Смотри, вот они и есть наша драгоценность!» — поведал Ванагс.Это, пожалуй, было первое в новейшей латвийской истории уподобление государственного деятеля святому мученику. Ни убиенного в неволе Карлиса Улманиса, ни познавшую горький хлеб чужбины Вайру Вике-Фрейбергу, ни многих раскаявшихся и поменявших веру бывших коммунистов со святыми не сравнивали.
Кроме депутата Сейма — архиепископа Рижского Иоанна (Яниса Поммера), единственного местного святого, все остальные попытки причислить к лику святых других латвийских мучеников пока успеха не принесли.
Потому что, как объяснил католический архиепископ Зигмунд Станкевич, для канонизации необходим факт наличия чуда.И тут надо сказать, что архиепископ Ванагс во многом прав, уподобив премьера Домбровскиса древнему святому. Не то чтобы наш Валдис не хотел отдавать драгоценности центральной власти. В этом его, пожалуй, не упрекнёшь.А то, что, подвергнув народ жёсткой консолидации, он не только не вызвал недовольства масс, но и заслужил народные любовь и признательность. Выразившиеся в том, что он стал единственным премьером в истории страны, возглавившим три правительства подряд. Это ли не чудо?И ведь почти никто не знает, каким мучениям Валдис при этом подвергался. Как кричали на него эмиссары МВФ, как обзывали политические противники, как ночами звонил Барак Обама и требовал включить в правительство партию «Центр согласия».
Но Домбровскис проявил непреклонность, что твой Лаврентий.Возможно, со временем он смог бы быть причислен к лику святых.
Шаг назад, полшага вперёд
Если бы совершил ещё одно чудо. Которое можно было бы назвать «Чудо Валдиса в Брюсселе». За этим его туда и провожали те крестьяне, что сами не поехали. Как изображено на рисунке в газете Latvijas Avīze, крестьяне сопровождали премьер-министра до трапа самолёта с криками: «Ни шагу назад!» — с намёком помахивая вилами и косами.А другие пейзане в это время на старом тракторе ехали в Брюссель.
Вот их-то премьер Домбровскис, вероятно, и мог бы продемонстрировать Европарламенту со словами: «Смотри, вот они и есть наша драгоценность!»Однако чуда не произошло. Валдис Домбровскис больше испугался евробюрократов, чем родных земледельцев с сельхозинвентарём на весу. Не случайно поговаривают, что Валдису предложено занять высокий пост в Еврокомиссии. Зачем же он будет с будущими коллегами отношения портить?Хотя сам премьер посчитал, что всё же чего-то добился.
«Мы сделали полшага в нужном направлении!» — принёс он радостную весть из Брюсселя. Как заметила на это газета Neatkarīgā, дальше Домбровскиса просто не пустили.Вероятно, эти полшага заключаются в том, что теперь Латвия требует не таких же денег, какие платят крестьянам Западной Европы, а согласна на уровень Румынии. Но уже в 2014 году, а не с 2020-го, как обещано. Об этом заявила министр земледелия Лаймдота Страуюма.
Так что канонизация Валдиса Домбровскиса под вопросом. Но вот премьер-министром в четвёртый раз он вполне может стать. Потому что те же самые протестующие крестьяне опять, как всегда, поедут и проголосуют за его партию. На тракторе.
Кто ведёт войну против православной церкви Следующая публикация:
В Латвии будет евро, а в России — смена строя?