akh041

Мы же не клоуны!

• 14.11.2012 • РелигияКомментариев (0)848

Наш корреспондент встретился с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом

«Суббота» приняла участие в международном фестивале православных СМИ «Вера и слово». Всего на форум съехались 467 делегатов из 155 епархий православной церкви из России, с Украины, из Англии, Белоруссии, Украины, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Молдавии, Прибалтики.Наша газета попала в число избранных нецерковных изданий фестиваля и в десятку делегатов, которые в результате конкурса получили право задать свои вопросы Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу во время встречи в храме Христа Спасителя.

«В Прибалтике есть проблемы»

Журналист Наталия Захарьят, Латвия:

— Я представляю светскую еженедельную газету «Суббота». Каким вам видится или хотелось бы видеть будущее православных церквей ближнего зарубежья, находящихся на тех канонических территориях Русской православной церкви, где русская община порой насчитывает меньшинство и зачастую испытывает трудности с сохранением культурной идентичности?

— Это очень важный вопрос — он касается природы нашей многонациональной церкви, которая присутствует в разных странах. Правящие архиереи рассказывают мне о том, что во многих странах, которые были республиками Советского Союза, наблюдается отток русскоязычного православного населения, — это особенно касается тех республик, которые располагаются в азиатской части бывшего Союза.

Но есть проблемы и в Прибалтике. Не все православные комфортно чувствуют себя в этих странах, и это порождает у многих желание уехать, что, конечно, ослабляет нашу церковь. Ведь церковь наша осуществляет свою миссию, своё апостольское служение не только на территориях славянских государств, но и везде, куда Господь призвал нас прийти. И отъезд православных — это, несомненно, ослабление присутствия православной церкви со всеми вытекающими из этого факта последствиями.

Поэтому я хотел бы помечтать о том, чтобы везде, где живут русскоязычные православные люди, они обладали равными гражданскими правами с местным населением, чтобы везде они могли открыто, не скрываясь, говорить на русском языке, исповедовать свою веру и поддерживать духовную связь со своим религиозным центром.Ну и последнее — может быть, не последнее по значению, может быть, с этого надо было начать. Мне кажется, очень важно сохранять единство нашей церкви, не поддаваться тем политическим влияниям, иногда националистическим факторам, которые стремятся разделить церковь по политическому или национальному признаку.

«Эпатаж не наша миссия!»

Священник Святослав Шевченко, Благовещенск:

— Многие из нас имеют свои блоги и аккаунты в социальных сетях, где произносится множество слов. А Спаситель сказал: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься»…

— Я думаю, что надо быть ответственным за всё то, что мы говорим. Порой дискуссия настолько эмоционально вовлекает людей, что у них словно тормоза отпускаются и мы бываем свидетелями каких-то эпатажных заявлений — часто, простите, сделанных ни к селу ни к городу.Я в данном случае говорю именно о священнослужителях, потому что именно их слова чаще всего интерпретируются и используются — в том числе для нападок на церковь. Поэтому не нужно эпатировать публику.

Эпатаж — это не наша миссия.Вообще, сегодня многие уже устали от хлёстких слов, в которых мало смысла, но много стремления произвести впечатление, — и чаще всего даже не для того, чтобы достичь цели, а чтобы себя, как сейчас говорят, пропиарить.Я думаю, на памяти многих из вас неудачные шутки наших священнослужителей: пошутил, сдуру брякнул, и потом весь Интернет два или три месяца гудит и разбирает эти шуточки, в которых тонут все положительные импульсы, исходящие от церкви.Так вот, давайте спросим: польза от таких выступлений или вред? Поэтому в первую очередь надо нести ответственность за слово.

Почему я сказал священникам не участвовать в публичных ток-шоу? Потому что сама стихия ток-шоу предполагает эпатаж. Это же не серьёзная дискуссия, там же никто не выясняет истину.Разве было хоть одно ток-шоу, в результате которого было бы принято решение? Или хоть одно ток-шоу, результаты которого были инкорпорированы в какие-то политические действия или документы государственной важности? Вы не назовёте ни одного такого ток-шоу, и присутствие там священников — это просто участие в игре по чужим правилам. Это не наше дело.

Наше дело — ходить по больницам, по приютам, заниматься бездомными, наркоманами, алкоголиками, нашими безбожниками, которые мечутся и сами до сих пор не могут понять, где они, во что верят, во что не верят, молодёжь спасать.Конечно, такого рода работа приносит меньше пиара, рейтинги публичности ниже.

Не нужно за этими рейтингами публичности гнаться! Всё это очень греховно.Кроме того, в публичных выступлениях всегда есть личностный элемент. Человеку всегда хочется показать себя с лучшей стороны, это естественно. Вот почему я очень не люблю с корреспондентами задушевных разговоров — в них есть элемент искусственности. Ну не будет же человек о себе плохо говорить.Вот задаёт мне журналист вопрос: «Скажите, какая ваша самая большая слабость?» Отвечаешь на весь мир. Значит, либо я скажу неправду, либо нечто такое, что будет работать на развитие симпатии людей в мой адрес. Опять ложь, опять лицемерие. Мы должны этого избегать.

Патриарх рекомендует…

Священник Александр Угольков, Казахстан:

— Каким образом Русская православная церковь может содействовать укреплению межнационального, межрелигиозного мира и согласия?

— От организации межрелигиозных и межнациональных отношений в каком-то смысле зависит судьба рода человеческого. Потому что в условиях глобализации люди, принадлежащие к разным культурам, к разным религиям, вошли сегодня в самое тесное соприкосновение.Поэтому Русская православная церковь, которая всегда сознавала свою ответственность за судьбу Отечества, придаёт очень большое значение установлению добрых, мирных взаимоотношений с представителями других традиционных религий.Нам всегда нужно быть очень осторожными, когда кто-то, будь то религиозный или тем более политический деятель, настаивает на радикализации той или иной национальной позиции.

Нужно помнить, что чем радикальней национальная позиция, тем больше у неё шансов войти в конфликт с представителями другой национальной позиции, с другой национальной культурой.Поэтому мы должны уважать представителей иных религий, что, собственно говоря, православные всегда и делали. Разве был когда-нибудь случай, чтобы православный человек осквернил святыню другой религии? Ну нет таких случаев!Святыни оскверняют люди, одинаково ненавидящие любую религию.

Только человек, лишённый религиозного сознания, страха Божьего, может обидеть других людей в такой чувствительной сфере, как религиозная сфера.Вот потому в России всегда бок о бок жили православные, мусульмане, иудеи. Уважали друг друга, практически никогда не вступали в конфликты. Россия не знает религиозных войн, в отличие, к сожалению, от Западной Европы.

«Мы должны быть тем, чем являемся по сути»

Журналист  Игорь Петровский, Ростов-на-Дону:

— В последнее время очень часто происходят информационные вбросы, которые дискредитируют церковь. Порой они встречают полную растерянность со стороны православных пресс-служб. А внутри самой церкви эти проигрыши порой находят себе благочестивое оправдание: пусть враги церкви лютуют, зато с нами Бог. Должна ли церковь в эпоху информационных войн заниматься защитой своего корпоративного имиджа?

— Слово «пиар» по отношению к церкви вообще неприемлемо. Пиар — это самореклама или реклама. Пиар направлен на то, чтобы повысить свой рейтинг, свою привлекательность. А мы должны быть тем, чем являемся по сути.Поэтому я против любых искусственных способов, которые формировали бы привлекательный образ церкви. Я просто за то, чтобы мы делали больше добрых дел и, конечно, в условиях информационного общества говорили об этих добрых делах.

В идеале, конечно, говорить нужно как можно меньше, но другое дело, что здесь мы сталкиваемся с некоторым противоречием, потому что общество требует информации. А если информации нет, то этот вакуум заполняется негативом.Именно поэтому у нас, как вы знаете, существуют сайты, которые отражают ту или иную сферу церковной деятельности: социальную, благотворительную, образовательную.

«Прошло время, когда мы верили газетам»

Журналист  Анастасия Иванова, Нижний Новгород:

— Какие средства массовой информации вы регулярно просматриваете, и есть ли среди них те, которые являются для вас авторитетными?

— С доверием я отношусь к той части информации, которая просто без всяких комментариев говорит о случившемся. Там же, где присутствуют комментарии, в значительной мере отражается либо редакционная политика, либо личная точка зрения автора. Эту часть информации (если она действительно меня сильно задела) я пытаюсь пропускать через своё собственное понимание или сравнивать с другими точками зрения.

Прошло то время, когда все мы как бы верили в то, что напечатано в газете, или в то, что произносится с экрана телевизора. Сейчас очень важно выработать критическую позицию по отношению к тому информационному потоку, который на тебя обрушивается. Особенно это касается Интернета.

 

 

 

 

 

 

 

Pin It

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *